Публичные манифестации секс-меньшинств, самим этим фактом публичности утверждающих себя в качестве культурного авангарда, вызывают ярость традиционалистских сил, выступающих в роли защитников ценностей семьи, религии и морального кодекса большинства в украинском обществе.
Ежегодное столкновение этих социальных групп неизбежно порождает агрессию «традиционалистов» и нарушение прав «авангардистов» - назовём их так. Но проблема в том, что обе стороны, если честно, «ищут» этот конфликт - он легитимизирует действия каждой стороны, их идейную платформу и оправдывает сопутствующие издержки их действий. В том числе финансовые.
В глазах авангардистов традиционалисты выглядят не столько агрессивными «варварами», заслуживающими сожаления и правовых санкций, сколько представителями «вчерашней», архаичной социальной организации, презрительно именуемой собирательным термином «совок».
В глазах традиционалистов гей-манифестации – фестиваль порока, маниакально и агрессивно навязывающего обществу те ценности, которые ведут к разложению культурных оснований общества. Семья для традиционалистов – чуть ли не единственная в нашем обществе еще сохранившаяся твердая почва, осевой код культуры, который надо охранять, как святыню. Тут не может быть дискуссий, и агрессия против секс-меньшинств - это не «охота на ведьм», это ответ на их безрассудно-публичную ментальную агрессию.
Та же часть украинского общества, что в стороне от этого конфликта, испытывает по этому поводу смешанные противоречивые чувства. С одной стороны, вроде как неудобно демонстрировать пред Западом свой провинциализм: «нас не поймут» и, что важно, - денег не дадут. А потому шагаем в ногу со временем: разрешаем, охраняем и защищаем права меньшинств без всяких «но».
С другой стороны, куда денешь этот провинциализм, если наше общество не способно контролировать государственные институты, которые наилучшим образом приспособлены только для извлечения ренты в пользу «оффшорной аристократии», а коррупция – только инструмент для воспроизводства такой феодальной практики, с которой Европа распрощалась еще 150 лет назад.
А потому хотелось бы более просвещённого понимания обеими сторонами этого конфликта - как проявления определённого культурного кризиса в нашем обществе.
Ведь европейская культура формировалась в эпоху Ренессанса на основе идей анропоцентризма, определения центрального места человека в мире, его свободы через соотношение в нем божественного и природного.
Что же нам манифестирует гей-прайд? Нарциссический гимн Телу, перенесенному из приватно-интимной жизни в публичное пространство - как главный аргумент якобы в пользу достоверности европейского уровня нашей социальности.
Куда же делось божественное измерение свободы человека - основы его достоинства и его прав? Оно исчезает в ситуации утилитарно понимаемой сущности человеческой свободы. Не может быть Европы на Крещатике, если её нет в суде и в парламенте, если свободу и права человека мы будем рассматривать через призму гламура.