В отличие от более консервативных и традиционалистских представителей украинских властей прошлых поколений, нынешняя «зеленая» команда, находящаяся у руля государства, не устает позиционировать себя как волну молодых, современных, во всех смыслах «продвинутых» менеджеров.
С легкой руки новаторов украинцы уже освоили в своем лексиконе новомодные, стильные термины вроде «диджитализация», «страна в смартфоне», «ай-приложения» и так далее. Причем, список этих неологизмов неуклонно расширяется.
Так, на днях с легкой руки министра Кабинета министров Дмитрия Дубилета (с младых ногтей, кстати, постигавшего менеджмент в престижных зарубежных вузах и лишь недавно вернувшегося на родину) в политикуме и общественной среде распространилась аббревиатура KPI, ранее известная только в узкокорпоративном употреблении.
В расшифровке и переводе с английского означает это словосочетание буквально следующее: «ключевые показатели эффективности» (Key Performance Indicators).
Подразумевает это понятие числовые показатели деятельности подразделения (предприятия), которые помогают организации в достижении целей или оптимальности процесса, а именно: результативности и эффективности.
Чисто экономическую шкалу оценки Дубилет на сей раз предложил применить к деятельности государственных мужей. И первыми под этот своеобразный эксперимент попали председатели областных государственных администраций.
В своей программной публикации в Фейсбуке Дмитрий достаточно подробно излагает, как будет составляться ежеквартальный рейтинг KPI губернаторов.
Министр поясняет, что поначалу разработчики новой оценочной системы в пылу управленческих экспериментов установили шкалу сразу из ста критериев, но затем сочли такой метод слишком громоздким и урезали список вчетверо.
Все критерии оценки эффективности губернаторской деятельности Дмитрий Дубилет изложил в этом же посте, предварив эту информацию следующим пассажем: «Ясно, в показатели следует включать только те, на которые руководители ОГА имеют непосредственное влияние - разрядка наша - автор). Желательно, краткосрочное».
На какие же показатели, по мнению министра и его команды менеджеров из Кабмина, имеют непосредственное влияние сегодня главы украинских ОГА?
Огласим весь список!
Итак, 24 (еще один пункт из числа заявленных у господина министра куда-то выпал) показателя KPI работы председателей облгосадминистраций:
1) Количество детей в возрасте от трех до пяти лет, охваченных дошкольным образованием;
2) Количество детей с особыми образовательными потребностями, охваченных инклюзивным обучением;
3) Расширение сети опорных заведений общего среднего образования;
4) Организация подвоза учащихся в учреждения общего среднего образования школьным автобусом;
5) Количество детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, которых устроили в семейные формы воспитания;
6) Количество заключенных деклараций о выборе врача, который оказывает первичную медицинскую помощь;
7) Автономизация учреждений здравоохранения вторичной (специализированной), третичной (высокоспециализированной) и экстренной медицинской помощи;
8) Обеспечение компьютеризации и регистрации в электронной системе здравоохранения учреждений здравоохранения;
9) Уровень охвата прививками;
10) Протяженность автомобильных дорог общего пользования местного значения, на которых проведен капитальный ремонт, реконструкция;
11) Обеспечение принятия в эксплуатацию объектов незавершенного строительства коммунальной формы собственности, проектный срок реализации которых превышен на три и более лет;
12) Охват территории области способными территориальными общинами, которые имеют высокий и средний уровень способности;
13) Суммарная мощность альтернативных источников энергии (электрической и тепловой);
14) Уровень инвентаризации земель региона государственной и коммунальной собственности;
15) Выполнение бюджетной программы «Государственный фонд регионального развития»;
16) Уровень использования средств дорожного фонда, предусмотренных для строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования местного значения, улиц и дорог коммунальной собственности в населенных пунктах;
17) Уровень поступлений налога на доходы физических лиц на одного человека наличного населения на 1 января предыдущего года;
18) Уровень выполнения доходов общего фонда сводного бюджета области;
19) Объем доходов сводного бюджета области;
20) Объем капитальных расходов сводного бюджета области;
21) Уровень поступления платы за землю (земельного налога и арендной платы);
22) Стоимость закупок в электронной системе закупок;
23) Открытые торги;
24) Просроченная кредиторская задолженность по выплате заработной платы (с начислениями) работникам бюджетных учреждений, содержащихся за счет средств местных бюджетов;
Прежде всего, обращает на себя внимание скудость охвата видов деятельности, требуемых от руководителя, призванного обеспечить развитие того или иного региона. Несколько критериев по медицине, пара-тройка по образованию, что-то по ремонту дорог, небольшой блок о выполнении бюджета и раздел о земельных вопросах. Складывается впечатление, что оценку в Кабмине собираются давать не главе региона, а какому-то рядовому сотруднику аппарата исполнительных органов. А где же позиции по привлечению в область инвестиций, по темпам строительства жилья, по освоению орошаемых земель сельскохозяйственного значения, по выполнению программы «Озеленение Украины», по взаимодействию с правоохранительными органами, по…
Впрочем, это даже не самое любопытное в списке. Хочется задаться вопросом, какое же такое непосредственное влияние может иметь губернатор, например, на «количество детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, которых устроили в семейные формы воспитания». Логично предположить, что радушие к приёмным детям - это вопрос исключительно добровольный и зависит от добрых начинаний самих семей, нежели от некоего чиновничьего формуляра.
А что сказать о пункте «количество заключенных деклараций о выборе врача, который оказывает первичную медицинскую помощь»? Как глава область должен контролировать процесс записи граждан на обслуживание к тому или иному медику? Лично за руку их к нему приводить?
Далее. «Уровень охвата прививками». Тоже нечто из той же серии. Какими распоряжениями председатель ОГА может обеспечить необходимый уровень вакцинаций граждан, если в наши дни это уже давно стало делом личным? Многие, начитавшись и насмотревшись ужасов о прививках, вовсе отказываются их делать. И что же - приводить таких граждан к иммунологу силком?
Не совсем ясно также, как глава облгосадминистрации должен отвечать за суммарную мощность альтернативных источников энергии, если этот вопрос во многом, опять же, зависит от вливания в регион инвестиционных средств за счет приватных компаний. А такие компании не придут в область массово строить ветряки и комплексы солнечных батарей, если им не обеспечат, как говорится, «нормальный инвестиционный климат».
Удивительно, почему в перечне пунктов оценки деятельности губернатора нет, к примеру, таких позиций, как учет соотношения кошек и собак на душу населения, уровень потребления алкогольных напитков или, положим, уровень количества атмосферных осадков. В самом деле - Если уж губернатор ответственен за вакцинацию, то почему бы не спросить с него заодно и за бесснежную и слишком тёплую зиму?
Понятное дело, критиковать местные власти всегда есть за что, а чиновники ОГА во главе с ее руководством и подавно постоянно находятся под прицелом критических орудий. Но и доводить до абсурда меру ответственности этих должностных лиц перед правительством - по крайней мере, странно и не очень профессионально.
В конце своего письменного заявления Дмитрий Дубилет сообщает, что первый этап оценки работы губернаторов по KPI будет завершен по окончанию первого квартала 2020 года. С нетерпением ждем результаты очередного нововведения.