Меня зовут Энвер Кадыров. Я переселенец из Крыма. Жил в Симферополе, учился заочно на юридическом факультете, занимался правозащитной деятельностью и работал в правозащитной организации. Но мне пришлось уехать из любимого Симферополя.
В марте 2014 года я активно занимался поиском пропавших людей. Вот одна из историй, наиболее яркая. Именно из-за нее мне пришлось бежать вместе со всей семьей. Из Херсонской области в Симферополь приезжал парень, привозил мусульманскую литературу, акцию проводил «Читай!». А тут началась аннексия Крыма. На второй или третий день он исчез. Был на связи, а потом пропал. Нашли его машину открытую, а его самого – нет. Мы подключили телевидение. Интернет и радио тогда еще работали – все это использовали. Через какое-то время нам позвонили и сказали, что он под административным арестом, почему-то за хулиганство. Мы подняли шумиху, и нам удалось вытащить парня. Он нам сам потом говорил, что уже с жизнью прощался.
В это время хоронили Ришата Айтметова, которого похитили и запытали до смерти, а потом выбросили в публичном месте. Это была акция устрашения. Во всех оккупированных регионах спецслужбы России так поступали, чтобы запугать население. После того, как мы устроили такой шум, на этих похоронах, где были журналисты Би Би Си и Аль Джазиры, парня отпустили, а в мой адрес стали поступать угрозы. Пообещали заняться и моими детьми. В нашей организации «Правозащитное объединение Крыма» я был одним из тех, кого узнавали на улицах – публичная персона. Пришлось уехать из Крыма.
Мы перерегистрировали нашу организацию в Украине. И продолжали работать. Сначала выехали в Черновицкую область, бежали подальше от войны. Прожили полтора года. И именно там использовали традиционный метод выживания крымских татар, апробированный после депортации нашего народа, – открыли небольшое придорожное кафе. И у нас получилось. А я, по-прежнему, занимался правозащитной деятельностью. И взаимодействовал с международными организациями, которые помогали переселенцам.
Первый опыт такой совместной работы был у меня в Винницкой области, в городе Хотин. Там есть интересная местная легенда. В Хотине жили татары. Не крымские, но подданные Крымского ханства. Мы хотели использовать эту легенду. И если бы вдруг была большая волна переселенцев, мы готовили там почву для компактного проживания национальной общины. Был план обустройства переселенцев. Но поток переселенцев из Крыма прекратился. Некоторые даже вернулись в Крым. А крымские татары, не захотевшие жить на оккупированной территории, образовали общины в Киеве, Львове, Виннице и в Херсоне. Мы решили переехать поближе к Крыму. В Черновицкой области все было хорошо, все налажено, но была такая тоска по родине. А тут все рядом, все роднее.
Моя семья теперь живет в Херсонской области, в Голой Пристани. Открыли кафе. К этому времени я закончил институт, получил юридическое образование. Пытаюсь наладить юридическую практику. А семья занимается кафе. У меня пятеро детей – три дочери и два сыночка. Жена, дочери и мальчишки – все помогают в семейном бизнесе. Все любят вкусно поесть, все умеют вкусно готовить. Наше кафе крымско-татарской кухни пользуется популярностью. У нас даже есть своя страничка в фейсбуке. Конечно, нам помогали. Благодаря помощи Международной Организации Миграции и их партнерам в Херсоне, общественной организации «Вектор розвитку» мы поучаствовали в проекте «Интеграционная и стабилизационная поддержка путем обеспечения средствами существования внутренне перемещеных лиц и населения, которое пострадало вследствие конфликта в Украине», написали толковый бизнес-план и приобрели кофе-машину и оборудование для кухни. Всем очень рекомендую воспользоваться такой помощью. Мы собираемся расширять свое маленькое дело и создадим несколько новых рабочих мест. Можем и хотим это сделать. И опять воспользуемся помощью НГО, которые помогают переселенцам. Благодаря «Вектору розвитку», мы получили отличную удочку, а рыбу уже ловим сами.
После публикации статьи о нашем кафе в местной голопристанской газете у нас увеличилось количество клиентов. В кафе любят заходить горожане, отдыхающие и местные фермеры. Мы умеем вкусно накормить наших гостей. Так что планы на будущее у нас большие. Есть о чем помечтать. Жизнь продолжается.
За эти пять лет жизни без Крыма моя старшая дочь поступила в университет в Николаеве, на факультет физической реабилитации. У нас война, и ее специальность очень будет востребована. Я полгода был в Киеве, занимаясь правозащитной работой. По выходным ездил к семье. Но пришлось выбирать, и мой выбор понятен. Теперь попытаюсь наладить частную юридическую практику тут, на Херсонщине. Так или иначе, я буду помогать крымчанам, рассказывать о наших проблемах, пропагандировать крымско-татарскую культуру, в общем, заниматься общественной работой. Я пять лет живу без права увидеть свою родину. Но я верю, что моя семья когда-нибудь вернется в наш прекрасный украинский Крым.
Сейчас Международная Организация по Миграции, партнер Херсонской области ГО «Вектор розвитку», реализует проект «Укрепление самообеспечения перемещенных лиц и общин, которые пострадали от конфликта в Украине», направленный на развитие бизнеса в регионе. Местные предприниматели и переселенцы могут принять участие в конкурсе на грант в 2500 евро. Деньги выделяются на покупку оборудования для развития бизнеса. Я подал заявку на участие в новом проекте. Кафе нужно развивать. Надеюсь на удачу и в этот раз.