В конце XVIII века, после окончания нескольких русско-турецких войн, появилась возможность для основания новых городов на Юге Украины. Как результат, был построен Херсон, а потом - Екатеринослав (сейчас - Днепр), Николаев и Одесса.
Все эти события позволили привлечь к развитию новых населенных пунктов иностранных специалистов. Одним из приоритетных направлений стала торговля с европейскими странами через черноморские порты. И французы сразу поняли преимущества таких коммерческих отношений. До этого они получали товары от царского государства через порты Балтийского моря только через посредничество англичан и голландцев.
Но возникла проблема. Французы не хотят ехать в Херсон. Почему? Просто французское правительство настоятельно «рисовало» своим подданным страшную картину, которую они у нас могли увидеть. Свои слова оно подтверждало известной работой Гийома де Боплана «Описание Украины…». Эта ситуация была результатом непростых отношений между царским правительством и французской королевской властью на протяжении XVIII века.
Только благодаря «неимоверным» усилиям французского посла графа Луи Филиппа де Сегюра, в Херсоне появился купец Анnуан со своими братьями и многочисленными компаньонами. В 1782 году они основали первую французскую торговую фирму «Антуан и К0», она начала заниматься вывозом корабельного леса, меда, пшеницы, водки, и других товаров. Это очень не нравилось другим иностранным купцам, которые постоянно жаловались князю Григорию Потемкину на то, что французы имеют преференции в вывозе товаров. На что он отвечал: «Ну, они же были первыми». Потом французский купец за свою активную деятельность получил титул барона.
Период становления торгового пути «Херсон-Марсель» шел не так гладко, как могло показаться. Во-первых, местная администрация во главе с городничим Егором Булгаковым ставила «палки в колеса» французам, скорее всего, не без помощи английских и австрийских купцов, которые хотели занять место Антуана на региональном рынке. Это очень ярко описано в переписке купца с французским послом:
«Я знаю, что они имели честь уведомить вас о том, что Херсонский городничий хочет заставить их перевести салотопенный завод из их дома. Чиновник этот не любя французов, теснит их из-за каждой мелочи. Мои братья не посмели сообщить вам, ваше сиятельство, о всех его поступках в отношении к нам. Одного из них он велел посадить под арест за то, что он, отправляясь на Глу6окую пристань с целью отправить судно, не выполнил точно одной формальности, требуемой при выходе на эту пристань» (Письма барона Антуаня графу Сегюру // Записки Одесского общества истории и древностей, Том XIII. 1883).
Во-вторых, в этот период Херсон еще строился. Поэтому здесь, например, отсутствовал коммерческий суд, который мог бы помочь решить спорные торговые вопросы. Также не было оптовых поставщиков товаров, а они были необходимы для вывоза во Францию товаров. Решать формальные коммерческие вопросы или получение разрешения на вывоз товара из херсонского порта приходилось в только Кременчуге. А для этого нужно было проехать около 325 километров. Как вы понимаете, тогда сухопутное сообщение было не таким, как сегодня. Поэтому времени тратилось очень много на такие «путешествия». А в это время в трюмах кораблей лежит пшеница и ее качество с каждым днем становится все хуже и хуже. Как думаете? Выгодные были такие торговые операции?
В-третьих, отсутствие коммерческого договора между двумя странами не позволял организовать массовый товарооборот через черноморские порты. Подписан такой договор был только в 1786 году, когда уже 4 года Антуан пытается организовать свою коммерцию в Херсоне. В результате, торговый трактат дал возможность беспошлинно проводить экспортно-импортные операции. Массовый вывоз спровоцировал появление новой проблемы – нехватки купеческих кораблей, которые можно было зафрахтовать. В результате Антуану пришлось специально привезти из Марселя специалистов для комплектации новой команды в строении торговых суден. В то же время в наш город приезжают офицеры французского торгового флота: Ребо, Рейно, Жова, Готье и другие.
В-четвертых, днепровские пороги создавали естественную преграду для спуска товаров на плотах в Херсон. Только ранней весной или поздней осенью, когда уровень воды поднимался, можно было беспрепятственно доставить, например, лес из губерний Украины или Белоруссии. Но, как показали дальнейшие события, эта проблема не была такой серьезной по сравнению с вышеперечисленными ситуациями.
И это я еще не говорю о постоянных эпидемиях разных заболеваний, недостроенной инфраструктуре Херсона и т.д. Но все-таки в 1784 году французскому купцу Антуану и его компаньону Сен-Сирону удалось успешно отправить три корабля с пшеницей, чаем, воском, медом, свиным салом и другими товарами. В следующем году он отправил уже 12 судов с товаром на сумму более 626 тысяч ливров. И с каждым годом количество французских торговых кораблей только увеличивалось. Хотя в этот период началась русско-турецкая война 1787-1791 гг., которая создала определенные трудности для прохода купеческих судов через Боспор и Дарданеллы. Но это было не самое страшное. Хуже ситуация у Антуана сложилась в 1793 году, когда уже французское республиканское правительство (в это время активно «бурлила» революция во Франции) и царская администрация прекратила все коммерческие отношения. В результате французским купцам пришлось закончить официальные торговые операции в нашем регионе.
Нельзя сказать, что с такими трудностями столкнулись только французские купцы. Все иностранные коммерсанты пытались в таких условиях вести торговые операции. Антуан просто стал первым иностранным купцом, который был вынужден решать эти трудные ситуации, становясь примером для своих коллег.