На протяжении всей своей истории Карантинный остров (мы его знаем сегодня, как просто «Остров») подвергался постоянным испытаниям.
В конце XVIII в. здесь размещался настоящий лазарет, в котором всемирно известный врач Даниил Самойлович спасал жителей от страшной чумы. До появления Каховского водохранилища остров постоянно затапливало весенним разливом Днепра. Жителям «Островской Венеции» ничего не оставалось, как пережидать эту напасть на крышах своих одно- или двухэтажных домов. А перемещались они по улицам района на лодках, шаландах и другом водном транспорте.
И вот в начале XX столетия тут произошло ещё одно неприятное происшествие – пожар. 13 августа 1909 года в 2 часа дня над Карантинным островом взвились густые клубы дыма. Возле лесопильного завода загорелся дом жителя Херсона Кафу Оглы.
Сильным ветром огонь моментально перекинуло через улицу на начинающийся здесь ряд домов. На протяжении 5 минут было охвачено пожаром почти 9 дворов со всеми постройками. Из одного из домов успели только вытащить швейную машинку и две подушки. Самое интересное, что еще утром 13 августа на острове был помощник пристава 2-й части Мойсеенко, который из-за сильного ветра предложил владельцу завода принять противопожарные меры. Например, приготовить шланги, брандспойты и другие инструменты. Так как здесь находилось слишком много складов, где хранилось дерево. Но это не было сделано.
Потом чиновник приехал на место пожара. И что он увидел? Люди пытались залить горевшие деревянные опилки и доски водой. Не тратя времени зря, Мойсеенко сразу же по телефону дал знать о случившемся приставу 2-й части и в пожарное депо. А сам пошел вместе с жителями района ломать заборы, чтобы преградить путь огню. До прибытия пожарной команды огонь заливался ведрами, так как пожарный насос на заводе оказался неисправным. Прибывшие пожарные пароходы «Евгений» и «Елизавета» начали подавать через шланги воду во дворы завода.
Через 25 минут после начала этого происшествия прибыла городская пожарная команда, у которой не оказалось достаточного количества шлангов. Поэтому она не смогла дотянуть их до самого места пожара. Только к 5 часам дня были доставлены дополнительные шланги, которыми «Евгений» имел возможность тушить пожар.
Как рассказывают очевидцы: «Пожар мог принять грандиозные размеры, если бы ветер дул вдоль улиц, он же дул в направлении, перпендикулярном к улицам, и огонь захватил угол начинающейся здесь улицы, и только благодаря этому сгорело 9 дворов, а не весь Карантинный остров» (газета «Родной край», № 172, 1909 год).
Активное участие в тушении пожара и спасении имущества принимали: командир и механик парохода «Евгений» Виноградов и Паншилов, командир и механик парохода «Елизавета» Коваленко и Кашин. На месте происшествия также присутствовал городской полицмейстер Шишкин. Вскоре сюда приехал начальник порта князь Максутов и его помощник Тропин.
После устранения пожара полиция начала разбираться в этом происшествии. Стало известно, что он начался от лесопильного завода, а именно из трубы, которая не была оснащена искрогасителем. В результате искры попали на тырсу и доски, а потом перекинулись на близлежащие здания. Пострадавшие оказались небогатыми людьми, потерявшими всё имущество в огне. По официальной версии, пожар нанес убытков на 10 тысяч рублей.