Широко разрекламированная Кабмином программа «Шериф» Херсонского областного Центра занятости «заморожена», общественные инспекторы по охране правопорядка «ушли в неоплачиваемый отпуск». Причина - закончились деньги.
Как пояснил директор Каланчакского районного Центра занятости Георгий Арабаджи, программа по-прежнему есть. Но большая часть денег на ее финансирование шла из государственного бюджета. Местные громады выделяли 10% - 30% средств на оплату работы общественных инспекторов по охране правопорядка. Летом в районе набрали новых инспекторов, 6 человек, все – демобилизованные участники АТО (в прошлом по этой программе работало 20 человек). Но они проработали до октября, финансирование закончилось, и люди остались без зарплаты.
- Руководство областного Центра занятости ездило в Киев и нам обещали увеличить смету и выделить дофинансирование. Но пока дополнительно деньги не пришли, мы вынуждены приостановить программу, - пояснил Георгий Арабаджи.
В то же времяГеоргий Арабаджи отмечает, что программа сработала не столь эффективно, как хотелось бы. Безработица среди ветеранов АТО остается высокой, а это негативно сказывается на обстановке в громаде.
По его словам, в этом году в районном ЦЗ была 701 вакансия. Участникам АТО работа предлагается в первую очередь. Но из 649 вакансий (93%) , что были, зарплата – минимальная. А у бойцов денежное обеспечение было 7-10 тысяч, пособие по безработице у них выше, чем уровень зарплаты на тех вакансиях.
Еще одна проблема: уровень профессиональной подготовки. В 2017 году в районную службу занятости по поводу трудоустройства обратилось 95 участников АТО, трудоустроено всего 25. С остальными продолжают заниматься, подбирать варианты.
- Сегодня, например, у нас есть более 20 вакансий, в частности, 7 вакансий электриков, это довольно высокооплачиваемая работа, - поясняет руководитель районного ЦЗ. - Но квалификационно-профессиональный состав наших атошников несоответствует вакансиям, которые нужны работодателям. Поэтому предлагаем ребятам учиться. И желание у них такое есть.В этом году, например, направляли на учебу пять человек, они уже трудоустроились. Из них четыре работают трактористами, один - продавцом непродовольственных товаров.
О том, что «шерифы» нужны, но их тоже надо учить, говорит и председатель Каланчакской объединенной территориальной громады Владимир Зинчук:
- Участковые сейчас настолько загружены, что их просто не хватает на защиту, охрану общественного порядка. Шерифы помогают в этом плане очень серьезно, и эту программу надо было бы возобновить, чтобы обеспечить безопасность громады. В наше ОТГ вошли 6 сельских советов и 7-й – Каланчак. Поэтому нужно, как минимум, 8 человек:по инспектору на каждый населенный пункт и один руководитель. Инспектор сельсовета должен быть обязательно из этого конкретного населенного пункта. Чтобы там жил и исполнял свои обязанности.И надо обращать внимание на профессиональную подготовку. В идеале, человек должен быть с юридическим образованием, пользоваться уважением и иметь опыт такой работы.
Жизнь в приграничном районе имеет свои особенности. Здесь, как и везде, есть и кражи, и скандалы, и пьяные драки. Но присутствует и другая угроза. Как рассказывают сельские старосты, последнее время в селах стали появляться некие неприметные личности. Особенно «любят» они бывать в храмах во время богослужений, «крутятся» на рынках и автостанциях - там, где скапливается много народа. Прислушиваются к разговорам, и стоит им услышать какую-то недовольную реплику о ситуации в стране, тут же подхватывают разговор: «Это ж власть такая, до чего людей доводит!». И начинают убеждать людей, что в Крыму живется лучше, потому что - «там Россия».
Чтобы обеспечить безопасность, Каланчакская громада планирует создать свою муниципальную гражданскую структуру, которая объединит сельских инспекторов по охране правопорядка.
Как мы уже писали, у шерифов Центра занятости очень мало полномочий и строго определен рабочий день. А происшествия случаются круглосуточно. Да и вызывать полицию, чтобы она составила протокол из-за сорняка возле дома, – нерациональная трата времени и сил правоохранителей. Тем более, что в селах полиции нет. Поэтому Каланчакская громада считает: пусть правоохранители занимается уголовными, серьезными преступлениями, а с семейными ссорами и мусором могут разобраться и сотрудники муниципальной структуры. По такому принципу, например, частично работают сейчас инспекторы в Музыковской ОТГ.
- Муниципальную структуру по охране правопорядка планируем создать на следующий год, за счет нашего финансирования, - говорит Владимир Зинчук. - Над этим уже работаем. Ее надо создать, утвердить на сессии, предусмотреть финансирование. Ее сотрудники будут обеспечивать общественный порядок–частично выполнять функции, которые сегодня выполняют участковые инспекторы полиции. Кандидатуры: часть тех людей, кто ранее у нас работали шерифами, часть – кто прошел АТО, и есть еще люди, которые уволились из полиции, вышли на пенсию по выслуге лет в достаточно молодом возрасте: 40-45 лет. У нас в этом вопросе проблем с кадрами нет.
Проблема может возникнуть в другом: как законодательно это сделать грамотно и правильно.
Как пояснила юрист, руководитель общественной приемной Благотворительной организации Фонда милосердия и здоровья Елена Старюк, Верховная Рада планировала принять Закон «О муниципальной полиции» еще в 2015 году. Законодатели обещали, что он «даст реальные инструменты для наведения порядка в городах, селах и поселках». Основная задача «муниципалов» - профилактика преступлений. Тогда же в некоторых городах, например, в Одессе, Днепре, не дожидаясь Закона, создали подразделения муниципальной полиции. Но эти структуры сами спровоцировали немало конфликтов и скандалов. Вместо защиты населения, стали, по сути, «титушками» в руках городских властей. И сам законопроект вызвал очень много критики. В результате его приняли в первом чтении и «положили под сукно». Он там до сих пор и лежит. А летом этого года спикер Министерства внутренних дел Украины Артем Шевченко напомнил, что населенные пункты не имеют права создавать структуры, в названии которых присутствует слово «полиция». Действительно, создавая свои органы по защите правопорядка, большинство городов руководствовались законодательством про охранную деятельность и гражданские формирования. А в этих нормативно-правовых актах сказано однозначно: использовать в своих названиях названия государственных учреждений запрещено. Поэтому громадам пришлось муниципальную полицию переименовывать в муниципальную варту, стражу и тому подобное. Вполне вероятно, что когда все же будет принят Закон о муниципальной полиции, громадам придется пересмотреть также функции и полномочия своих служб, которые должны обеспечивать порядок и профилактику правонарушений. Потому что громадам нужны не просто охранники, а – квалифицированные инспекторы, которые займут опустевшую в результате реформы правоохранительных органов нишу: «золотую середину» между охранными службами и участковыми инспекторами полиции.
P.S. Публикация подготовлена в рамках проекта «Усиление способности громад Черкасской и Херсонской областей влиять на работу полиции с целью имплементации и ускорения реформы правоохранительной системы» реализуется при финансовой поддержке Посольства Королевства Нидерландов в рамках программы «Матра». Проект реализуется Благотворительной организацией «Фонд милосердия и здоровья» и ОО «Черкасский правозащитный центр».
P.P.S. Общественная юридическая приемная Благотворительной организации «Фонд милосердия и здоровья» находится по адресу: Херсон, ул. Б. Мозолевского (бывшая Фрунзе), 2, оф. 19. День приема: вторник с 10.00 до 15.00. Тел. (0552) 49 60 03, (066) 790 90 21.