Шерифы – это гражданские люди. Хотя их работа тоже сопряжена с риском, как и у полицейских. Поэтому лучше всех с нею справляются ветераны АТО: они умеют быстро реагировать в критической ситуации.
В большинстве сел Чаплынского района Херсонской области некому охранять общественный порядок и упреждать преступления. Полицейских катастрофически не хватает, а гражданских помощников участковых (областная программа «Шерифы») в сельсоветах в штат не берут. Об этом мы узнали на фокус группе* с главами районных служб и шерифами.
Напомним, эксперты и юристы Благотворительного фонда «Милосердия и здоровья» изучают, как проходит реформа полиции в двух приграничных районах области - Чаплынском и Каланчакском. И, чтобы узнать, какова сейчас ситуация, сотрудники Фонда вначале посетили Чаплынский район. Поехали вместе с полицейским омбудсменом (старшим инспектором по особым поручениям отдела уполномоченных Председателя по вопросам контроля за соблюдением прав человека в полицейской деятельности Управления обеспечения прав человека Нацполиции) Ильей Андриевским, которого тоже интересует реальная ситуация на местах. А также – с руководителем юридического отдела Центра правовых и политических исследований (Львов) Олегом Илькивым, одним из авторов реформы правоохранительных органов.
Участники фокус-группы в Чаплынке.
Сейчас в Чаплынском районе на каждого участкового приходится по несколько сел и поселков. Безусловно, они не только не успевают заниматься профилактикой преступлений, то есть, своей непосредственной работой. Они часто просто «разрываются» между разными происшествиями и вызовами. И преодолевают десятки километров по почти полному бездорожью.
Впрочем, аналогичная ситуация не только в этом районе Херсонщины. Такая же проблема, например, в городках и селах Львовской области. Но там уже нашли выход. В частности, в Самборском районе, откуда и начиналась реформа полиции. Самборские громады создали свои коммунальные предприятия, которые занимаются профилактикой преступлений и поддержанием общественного порядка, - «Муниципальные варты».
И этим сразу решили несколько проблем. Во-первых, создали дополнительные рабочие места. Во-вторых, охраняя коммерческие предприятия, КП зарабатывает деньги для громады. В-третьих, заботится о безопасности детей в школах и садиках – чтобы не выскакивали, например, на переменках за территорию двора, на дорогу. В-четвертых, мониторит и фиксирует ситуацию на улицах и в публичных местах через системы видеонаблюдения. То есть, являются гражданскими помощниками. Если замечают что-то противозаконное, сразу сообщают об этом правоохранительным органам. Свидетелей в таком случае уже искать не надо. Поэтому и преступления, как правило, раскрываются «по горячим следам». А если правонарушение незначительное, то «Варта» ограничивается профилактической беседой. И их работа очень эффективна, да еще и с выгодой для местного бюджета.
В нашей области тоже есть гражданские помощники полиции. Но у нас пошли по другому пути. За основу взяли опыт Старой Збурьевки. Там (еще задолго до реформы милиции) сельсовет принял в штат на место инспектора по благоустройству отставного майора внутренних дел. И поручил ему следить не за чистотой улиц, а за охраной правопорядка. Оказалось – только выиграли. Потому что 95% всех сельских преступлений, оказывается, можно таким образом предотвратить. А старозбурьевчане с уважением стали называть своего инспектора «Шерифом».
Поэтому единственную, уникальную в Украине, областную программу гражданских помощников участковых тоже назвали «Шериф». Ее разработали и предложили специалисты областного Центра занятости. Они организуют отбор безработных ветеранов АТО, обучение их новой профессии и некоторое время (два месяца, 180 рабочих часов) полностью или частично выплачивают им содержание. А дальше, согласно договорам с местными советами, громады берут финансирование на себя.
По мнению Олега Илькива, это прекрасная идея и опыт, которые нужно распространять на другие регионы. Села бесплатно или с минимальными затратами получают себе человека, который занимается профилактикой преступлений. И присматриваются к нему – справляется или нет. А шериф - осваивается с новой работой и новыми задачами. Такая, своего рода, обоюдная стажировка получается.
Однако программа в Чаплынском районе «забуксовала». Отработав оплаченные Центром занятости 180 часов, в некоторых селах ветераны снова оказываются не у дел. Хотя шерифов еще катастрофически не хватает, и они, безусловно, нужны, востребованы.
Когда в селе случается какое-то ЧП, а участковый далеко или вообще в это время находится на другом происшествии, людям приходится обращаться к пограничникам. Они выручают, приезжают. Но ведь у них другие задачи – охранять территории от оккупантов и диверсантов, а не утихомиривать, например, разбушевавшегося пьяницу.
Причин, почему же некоторые громады не берут шерифов на ставку, по словам участников фокус-группы, много. Так, например, в одном из сел «смотрины» прошло 8 человек, но председатель никого из них категорически не захотел брать шерифами. Не нравились они ему. И только когда демобилизовалась следующая волна бойцов, подобрали ему, наконец, двух человек. Они уже полгода в селе работают. И довольны все: и председатель, и жители, и сами ветераны. И полиция тоже о них очень хорошо отзывается.
Сейчас очень активно сотрудничает с Центром занятости Григорьевская объединенная территориальная громада. Там «стажируются» 10 шерифов. Причем, громада часть финансирования, 30%, взяла на себя. Часть оплаты «стажировки» взял на себя и единственный оставшийся в районном подчинении сельсовет, Преображенка.
В Чаплынской ОТГ сейчас работают 8 человек. Но их работа полностью оплачивается из Фонда занятости. Сроки «стажировки» скоро подойдут к концу, и если там не выделят денег, программа у них закроется. А громада все еще думает – надо ли им содержать шерифов. Аналогичная ситуация в Хрестивской ОТГ. И в Асканийской: пока в прошлом году Центр занятости платил, шерифы работали. Громада даже выиграла грант, в котором было, в том числе, развитие этой программы: оборудование помещения для шерифов, покупка для них автомобиля, формы. Но когда деньги пришли, то их решили потратить на другие социальные направления. Поэтому программа не только не получила «развития», но и шерифов не стало: на них в ОТГ «забыли» выделить финансирование.
* Она проводилась по проекту «Усиление способности громад Черкасской и Херсонской областей влиять на работу полиции с целью имплементации и ускорения реформы правоохранительной системы», который реализуется при финансовой поддержке Посольства Королевства Нидерландов в рамках программы «Матра».
P.S. Общественная юридическая приемная БО «Фонд милосердия и здоровья» находится по адресу: Херсон, ул. Фрунзе, 2, оф. 19. Дни приема: вторник с 10.00 до 15.00. Тел. (0552) 49 60 03, (066) 790 90 21.