Підтримати нас

«Тиждень актуальної п’єси»: как херсонцы ведут за собой современную драму

Автор статті
19 грудня 2019 05:00
668
Поширити:

Осенью 2018-го кураторы фестиваля «Неделя актуальной пьесы» (самого, пожалуй, массового и престижного театрального мероприятия страны, посвященного современной украинской драматургии) объявили о его закрытии.

Причины назывались разные: от дефицита финансирования до ограниченности организационных ресурсов. Многие театралы приуныли: ведь целых семь лет до того (а это - девять фестивалей) «Неделя», проводившаяся неизменно осенью в Киеве, не без оснований считалась самым ярким событием года в орбите украинской драмы, являясь своеобразным «трамплином» для десятков молодых авторов, режиссеров, актеров, театральных менеджеров из разных регионов.

К счастью, пессимистические прогнозы не оправдались, и вот уже в конце ноября 2019 года в столице прошел очередной, десятый фестиваль современной драматургии «Неделя актуальной пьесы».

Андрей Май - инициатор, организатор и главный куратор фестиваля (Херсон-Киев)

«Тиждень помер. Хай живе Тиждень!»

Характерно, что в связи с вышеописанной ситуацией родился даже следующий лозунг: «Тиждень помер. Хай живе Тиждень!», вынесенный на официальные афиши мероприятия.

Как и в прежние годы, руку помощи фестивалю и на сей раз протянул Гете институт в Украине - германская неправительственная организация, задачей которой является популяризация немецкого языка за рубежом и содействие международному культурному сотрудничеству. Благодаря германским партнерам «Неделе актуальной пьесы» удалось обеспечить проезд и проживание иногородних участников. Также по старой доброй традиции Гете институт предоставил фестивалю собственные площадки для постановки сценических читок пьес, проведения репетиций, лекций и мастер-классов.

Также нельзя не отметить не менее традиционный существенный вклад в реализацию программы фестиваля представителей Херсонщины. Ведь из 17 пьес шорт-листа «взрослой» программы, отобранных ридерами по конкурсу, сразу три текста принадлежат перу авторов из Херсона. Еще один «херсонский» текст был включен в расписание читок вне конкурса, в качестве выбора кураторов фестиваля. Кроме того, в шорт-листе программы «Тиждень Young» для авторов до 18 лет оказалось еще 6 жителей Херсонщины.

В 2019 году программа сценических читок «Недели» состояла из трех блоков: шорт-лист «основного», или «взрослого», конкурса (хотя вопрос о том, почему не считать основными тексты подростков или раздела «Тиждень Дріб» для зрителей до 12 лет, остался дискуссионным), шорт-лист «Тиждень Young» для авторов до 18 лет (кураторка - Евгения Видищева) и шорт-лист «Тиждень Дріб» (кураторка - херсонка Наталья Блок).

Отметим также, что впервые принципиальным условием организаторов конкурса было требование к авторам - присылать тексты исключительно на украинском языке (исключения принимались лишь в тех случаях, когда использование русского или других языков предполагалось для характеристики речи определенных персонажей или для придания известного колорита драматургическому «повествованию»).

«Основной» конкурс: «Саньок», «Лисиця», «Чапаев и Василиса», «Мать Горького», «Воин из ботанического сада» и другие

Как отмечали завсегдатаи фестиваля (среди которых, как обычно, можно было встретить известных режиссеров и критиков), в этом году существенно увеличилась доля текстов, где ярко, выпукло проводится характерная линия главного героя драмы. Потому зачастую и названия пьес получились у авторов соответствующие - именующие основного драматического персонажа.

(К слову, в этом году на конкурс поступило 79 работ со всей Украины и даже из-за рубежа).

Пристальное внимание публики обратили на себя такие тексты, как документальная драма «Саньок» Оксаны Гриценко, лирическая трагидрама «Лисица, темная, как светлая ночь» львовянина Андрея Бондаренко, «семейная сага» о трех поколениях жителей Донбасса «Мать Горького» Лены Лягушонковой, сатирический «Воин из ботанического сада» дебютанта, херсонца Константина Капошилина.

В пьесе «Саньок» в форме монолога рассказывается история молодого «заробитчанина» Александра, которого в стиле «перекати-поле» судьба бросает в самые разные места, полные приключений и опасностей. За несколько лет Санёк побывал и в зоне АТО, и в трудовом рабстве в российском Дагестане, и в не менее жутком рабстве на родине…Его в буквальном смысле слова продавали за продукты, меняли, как товар, «прессовали» правоохранители, истязали сокамерники в застенках ДНР…Но главный герой сумел сохранить поистине неисчерпаемый оптимизм. Пьеса заканчивается тревожно: Санёк объявлен в розыск. Правда, сама Оксана Гриценко, написавшая текст по интервью с прототипом, рассказала на публичном обсуждении, что на самом деле этот человек жив и здоров - нынче он подался на заработки в  Польшу и Венгрию.

В свою очередь, драма «Лисица…» повествует о переселенце с Донбасса Игоре, который, лишившись дома и родных в результате боевых действий под Донецком, переезжает жить и работать во Львов. Автор - Андрей Бондаренко - пытается исследовать посттравматическое состояние как фактор, пустивший сегодня глубокие корни в жизни тысяч украинцев.

Очень редкий для украинской драмы жанр - семейная сага - проявился в тексте Лены Лягушонковой «Мать Горького». В пьесе дается срез жизни обычной провинциальной семьи с Донбасса, начиная с 60-х годов прошлого века и заканчивая нашими днями. Некоторые обозреватели отметили сюжетное и структурное сходство пьесы с такими известными произведениями мировой литературы, как «Сага о Форсайтах» Голсуорси или «Сто лет одиночества» Маркеса.

«Воин из ботанического сада» Константина Капошилина - оптимистический, напористый нарратив о херсонце, который с юных лет возжелал сделать мир лучше, для чего совершает головокружительную карьеру - от студента-эколога до председателя Генеральной Ассамблеи ООН (!).

Не остались без внимания и другие тексты, в том числе - остальных херсонских авторов. В «Бомбе» Натальи Блок идет речь о девушке, в чьем теле якобы зарождается и зреет некая бомба, являющаяся своеобразным мерилом украинской идентичности. И, если этот механизм взорвется, Украина в единый миг избавится от всего негатива, случившегося с ней за все годы независимости…С другой стороны - погибнет главная героиня пьесы. Какой выход будет избран? За этим развитием событий и наблюдают слушатели.

Артур Сумароков второй год подряд проходит в шорт-лист «Недели актуальной пьесы». На этот раз автор представил текст под названием «SJW» - “social justice warrior”, в котором в свойственной ему жесткой, ультрарадикальной манере изучает социальный нонконформизм как объективное явление и даже манифестирует его необходимость для творческой личности.

После читки пьесы «SJW» херсонского автора Артура Сумарокова в Театре юного зрителя на Липках

Наконец, пьеса «Дружок» Игоря Носовского (также второй раз попавшего на фестиваль) - настоящий психологический триллер, повествующий о пожилой паре, поработившей некоего случайного прохожего и содержащей его в подвале на привязи.

«Тиждень Young»: больше молодых голосов

В 2019 году фестиваль получил на конкурс 46 текстов от авторов моложе 18 лет, что на порядок больше, чем год назад. Следовательно, можно констатировать, что ряды юных авторов с каждым годом становятся всё шире. При этом сами тексты, невзирая на возраст писавших, становятся более зрелыми. Поиск места в окружающем социуме, домашнее насилие, булинг, последствия войны, алкоголизм и наркомания, непростые взаимоотношения со старшими поколениями - вот далеко не полный перечень тем, которые прозвучали в 15 текстах, отобранных ридерами. Еще раз подчеркнем: среди авторов оказалось сразу пять жителей Каховки и один - Новой Каховки.

Сцена из документального спектакля «Будущее Европы» (колонный зал Киевской городской госадминистрации)

«Тиждень Дріб»: три пьесы для самых маленьких

Впервые на фестивале была реализована программа сценических читок пьес «Тиждень Дріб». В нее были включены тексты, созданные для детей в возрасте до 12 лет. Увы, на первый раз результаты оказались довольно скромные: на конкурс было прислано всего 13 пьес, из которых ридеры отобрали всего лишь три. Да и качество этих текстов, по единодушному мнению экспертов, пока что оставляет желать много лучшего. Возможно, так сложилось потому, что до сих пор в Украине нет стойкого процесса создания современных (именно современных!) драматургических произведений для детей и подростков. Кроме того, само по себе это направление очень непростое для любого автора, требующее особого мастерства и деликатности. Впрочем, будем надеяться, что начало всё же положено, и уже через год на фестивале прозвучит гораздо больше хороших пьес для самых маленьких.

Наталья Блок (кураторка программы «Тиждень Дріб», Херсон)

Мастер-классы: борьба с ремарками, работа над структурой, европейский контекст Украины

Как всегда на фестивале «Неделя актуальной пьесы», в программу вошли и семинары от уже известных драматургов. Херсонец Евгений Марковский (единственный участник всех десяти фестивалей) посвятил свой треннинг работе с ремарками в драматургическом тексте. Основной постулат: научившись отказываться от ремарок, которые зачастую выполняют для автора роль «костыля», можно добиться существенной гибкости, глубины и полноты драматургического полотна.

Херсонка Наталья Блок на примере своих собственных работ и пьес других современников представила слушателям свое видение структуры драматургического текста: каким она может быть в новых условиях, в условиях так называемой «новой драмы».

Татьяна Киценко, известная по постановке в лондонском театре «Royal Court», рассказала о вовлеченности украинской современной драматургии в общеевропейский культурный контекст.

Резюмируя результаты фестиваля, его участники, организаторы, посетители единодушно отметили, что для молодых украинских авторов острой необходимостью является дальнейший шаг - реализация их текстов в виде полноценных театральных постановок. Ведь, собственно говоря, драматургический текст для того и существует, чтобы быть представленным не просто как чтение перед зрителями с листа, а на настоящих театральных подмостках.

Більше новин читайте на нашому телеграм каналі
Поширити:
ЗАРАЗ ЧИТАЮТЬ
ЧИТАЙТЕ ТАКОЖ
ОСТАННІ НОВИНИ