Приєднуйтесь до спільноти “Вгору”!
Підтримати нас

Как подружиться с Моцартом

Поширити:
06 березня 2016 04:00
835

Херсон богат на таланты. В том числе и музыкальные. К примеру, группа “Город неспящих”. С каждым годом она становится популярнее и в Херсоне, и за его пределами.

А один из солистов – скрипач Олег Янушкевич – в прошлом году ездил покорять Поднебесную. Чем она его поразила и как приучать людей к классической музыке? Об этом мы его и расспросили.

– Олег, какие впечатления от гастролей в Китае?

– Страна мне очень понравилась. Из-за своего железного занавеса она смогла сохранить определенную самобытность. Там люди очень “голодные” к новым знаниям. И они предпочитают делать, а не говорить. Я полтора месяца был в Китае. При мне там снесли старый дом, все расчистили и построили на его месте стадион! А старые трубы меняют за пару дней, а не годами, как у нас.

– А с музыкой как?

– В Китае нет социальных сетей и нет Ютуба. Меня поразил 40-летний гитарист, который считается лучшим в городке, где мы останавливались. Он никогда не слышал американской музыки 80-90-х годов, и ничего не знает о современных мировых исполнителях. Для него все это в диковинку. Им, к слову, очень понравилось творчество “Океана Эльзы”. Мы даже в дуэте в китаянкой играли свою версию песни “Стріляй”. Это было очень колоритно. Кстати, китаянка сама попросила, чтобы я с ней позанимался. Они не знают многое из теории музыки, которую у нас проходят в школах. Как они тогда учатся – для меня загадка.

– Из Азии вернемся в Украину. Что происходит с отечественной музыкой?

– У нее появился огромный потенциал. Появляются современные, молодые исполнители Они пока подражают Европе. Но подражая, создают что-то свое, уникальное. И это прекрасно. То, что у нас происходит в музыке после СССР, происходит не благодаря, а вопреки. Группы появляются не благодаря чьей-то поддержке, а вопреки ее отсутствию, благодаря своему желанию. А вот в Европе и Америке возможностей для начинающих музыкантов больше.

– Сейчас многие говорят, что в стране война, а мы концерты проводим. Какая, на Ваш взгляд, роль музыки в такое непростое время?

– Как пишут в учебниках, мы под музыку рождаемся, под нее же нас уносят. Музыка спасала людей во все времена. Мы “Городом неспящих”  ездили к военным, которые стояли на границе с Крымом, а затем к ним на полигон под Николаевом. Когда приехали к ним во второй раз, они рассказывали, как выходили из Иловайского котла. Половины ребят уже не было в живых. Сперва мы отыграли концерт в небольшом зале. А потом пошли к ним в палатку и до утра пели для них под гитару, играли на скрипке. Возле меня сидел мужчина, чемпион Европы по борьбе, с автоматом в руках. Он уткнулся мне в плечо и плакал. Никакие залы и концерты не дадут тебе таких ощущений. И понимаешь, что ты сработал как врач, вскрыл какой-то нарыв. И благодаришь Бога за то, что когда-то тебя научили играть, и ты можешь кому-то помочь своей музыкой. Как пел Розенбаум “Уже и не лекарь, но лечит еще микстурой из капель, добытых со щек” . Мы ребятам потом записали специальный альбом из песен, которые им понравились. Закачали им в телефоны, они теперь их постоянно напевают. Они просто хотят вернуться в мирную жизнь. А музыка им в этом помогает.

– В Украине пытаются все реформировать. Нужна ли нам реформа культуры? С чего надо начинать?

– В Америке нет домов культуры, но культура есть. У нас наоборот. Я не силен в финансах и разведении свиней, но в культуре немного понимаю. Реформа, безусловно, нужна. У нас осталось очень много советских клише. Еще осталась гонка за званиями народных и заслуженных артистов. У нас еще мыслят категориями управлений. И нет понимания рынка, на котором есть спрос и предложение. Это не значит, к примеру, что сейчас нужно в филармонии устраивать дискотеки. Для этого есть клубы.
Нам нужно подтягивать публику до высшего уровня. Потому что сейчас мы играем  Шостаковича, Моцарта, Стравинского в холодном полупустом зале. Как это исправить? Сейчас модны концерты, когда мировые хиты исполняют симфонические оркестры. Это людям понятно. Вот так постепенно публику можно привести к классической музыке. И они удивятся, как много общего у современных хитов с музыкой 17 века.

– Но реформы касаются и финансирования многих учреждений культуры.

– В последнее время много говорят о том, что музыкальные школы хотят переводить на самофинансирование. Я скажу, возможно, категорично, но это правильно. Потому что сейчас государство делает вид, что им платит, а они делают вид, что работают. Нужно подстраиваться под условия рынка. У меня друзья в Киеве сами создали частный оркестр. Играют классику и современную музыку. Недавно вместе с ними выступал лучший скрипач мира Джошуа Белл. Они играют много, люди на них ходят. Государство, безусловно, должно финансировать культуру. Нельзя сказать, что классическая музыка самоокупаема. Но сами музыканты тоже не должны сидеть и ждать, пока им дадут копейку. Хотя есть нюансы. Например, государство выделяет деньги. Но до самих музыкантов они почти не доходят. Так может, попробовать реформу начинать снизу? Отпустив на свои хлеба, сразу станет понятно – кто сможет выжить, а кто нет.

Представьте, если бы каждому из нас дали по миллиону долларов. Экономика бы умерла, потому что никто б ничего не делал. Чего мы хотим добиться в искусстве? Раздать всем денег поровну? Так не бывает. Да и творческий человек не может быть доволен тем, что имеет. Он всегда в поисках нового и большего.

– А как относитесь к заполонившим эфиры различным талант-шоу?

– Ключевое слово – шоу. Не всегда победителями становятся те, кто лучше поет или танцует. Конкурсы – это гонка за лидерством. И она убивает в человеке творчество. Убивает в нем то, чем он должен отличаться. Они становятся все одинаковыми.

– Олег, каждому ли дано быть музыкантом?

– Я занимаюсь с детьми. И если вижу, что ученику интересней складывать числа, чем водить смычком, то прямо говорю об этом родителям. Не нужно мучить ребенка. Моя плата за занятия не стоит сломанной жизни ребенка. Бывают и такие ученики, что сразу занимаются нехотя, а потом в них что-то щелкает. И они круглыми сутками не могут оторваться от инструмента. К каждому нужно найти индивидуальный подход. Я считаю, что любой, кто хочет, может играть. Но ты не пробежишь быстро дистанцию на коленях. Нужно стать на ноги, подкачать их, правильно распределить вес – и тогда ты пробежишь.

Підтримайте роботу редакції. Долучайтеся до спільноти"Вгору" https://base.monobank.ua/

Поширити:
ЗАРАЗ ЧИТАЮТЬ
ЧИТАЙТЕ ТАКОЖ
ОСТАННІ НОВИНИ
Матеріали партнерів