175 лет со дня рождения одного из основоположников импрессионизма – Пьера Огюста Ренуара. Начав свою творческую деятельность с работы простым ремесленником, Ренуар закончил ее великим живописцем, снискавшим мировую известность.
Родился Пьер Ренуар 25 февраля 1841 года в Лиможе, городе, расположенном в центральной части Франции, славившемся фарфоровыми заводами. В семье его отца Леонара Ренуара, портного мужской одежды, было семеро сыновей и Огюст был шестым из них. Мать его, Маргерит Мерле, была швеей.
Вскоре семья переехала в Париж, где Огюст пел в церковном хоре, имея прекрасный голос. Несмотря на уговоры руководителя хора, мальчика, проявлявшего большие способности в рисовании, отдали в обучение в мастерскую, где расписывали фарфор. Так, в 13 лет он начал изучать искусство росписи фарфора, а вечером посещал курсы рисования.
Уже 21-летний Ренуар поступил в Школу изящных искусств, успешно сдав вступительные экзамены. В мастерской Глейра Ренуар познакомился с Фредериком Базелем, Клодом Моне и Альфредом Сислеем. Найдя общий язык, они часто отправлялись в лес Фонтебло на этюды, “работать на пленэре”. Позднее это стало одним из главных принципов импрессионизма.
Впервые успех пришел к Ренуару в 1864 году, когда его картина, прошедшая строгий отбор, была выставлена в Салоне – престижной ежегодной государственной выставке произведений искусства. Впоследствии еще две его работы были выставлены и художник начал получать заказы на портрет. Но несмотря на заказы, жилось Ренуару нелегко, он был вынужден пользоваться помощью друзей Базеля и Сислея, имевших богатых родителей.
В 1874 году Ренуар принял участие в организации первой выставки импрессионистов, показав там несколько своих картин, среди которых была “Балерина”.
“Как жаль,– писали газеты,– что художник, обладающий известным пониманием цвета не умеет рисовать, ноги его балерины похожи на ее газовые юбки”.
Ожидания Ренуара от выставки не оправдали себя, он не продал ни одной картины. Пытаясь поправить свое финансовое положение, он месте с Моне и Сислеем принял участие в аукционе в 1875 году, выставив около 20 полотен. Аукцион стал катастрофой, участники свистели и гикали, больше всех не повезло Ренуару, за его картины дали самые низкие цены. Из-за потасовки организатор аукциона был даже вынужден вызвать полицию.
Участие в последующих выставках импрессионистов тоже было провальным, поэтому осознав, что добиться признания на этих выставках невозможно, в 1879 году он снова принял участие в Салоне с картиной “Портрет мадам Шарпантье с детьми”. Картина имела большой успех и Ренуар добился официального признания. С этого момента дела молодого художника пошли в гору, Ренуар вошел в круг высокопоставленных людей, что позволяло ему получать выгодные заказы.
Отдельную тему в работе Ренуара занимают женские образы. “Он настоящий художник женских образов – очарование бархатистой кожи в свете солнечных лучей, перламутровый блеск глаз, прелесть украшений”, – писал Жорис-Карл Гюисманс.
Ренуар также написал множество детских портретов, пронизанных теплотой и симпатией, которую он испытывал к своим маленьким моделям. Своих троих детей он тоже много рисовал, наполняя их портреты личными эмоциями и чувствами. Художник сам отличался природным, почти детским простодушием, что позволяло ему понимать детские души. В сложном жанре детского портрета Ренуар не знал равных среди современников.
Однако художник постоянно находится в творческих исканиях. В начале 1880-х годов он пишет: “Моя работа перешла в полосу кризиса. Я взял уже от импрессионизма все, что нужно, высосал до последней капли, и пришел к выводу, что не знаю, как мне дальше писать и рисовать”.
По этой причине он едет в Италию, где проникается красотой и величием памятников античного и ренессансного искусства. Пойдя по новому пути с конца 1880-х годов, Ренуар развивал энергичную, мощную и одновременно свободную манеру, в которой слились воедино свежая непосредственность импрессионизма с внушительностью классического искусства.
В 1912 году паралич приковывает Ренуара к инвалидной коляске, однако он не перестает работать, а также пробует себя в новом виде искусства – в скульптуре. Несмотря на сильные боли, мучающие его, Ренуар продолжает радоваться жизни и говорит: “Как бы то ни было, я тип удачливый”. Ренуар прожил еще 4 года, купаясь в лучах своей славы и получая многочисленные награды. Его картина “Зонтики” имела огромный успех на выставке в Национальной галерее Лондона. Другие произведения великого мастера были выставлены в Лувре.
Ренуар скончался в декабре 1919 года от воспаления легких. За свою творческую жизнь он написал более 6000 картин и выполнил множество рисунков. Октав Мирабо так охарактеризовал творчество Ренуара: “Возможно, Ренуар единственный великий художник, ни разу не нарисовавший грустной картины”.