Количество случаев отравления водоемов и гибели в них рыбы просто зашкаливает. Из всех регионов звучат тревожные новости. Массовая гибель рыбы зафиксирована в Черниговской, Полтавской, Житомирской, Днепровской, Черкасской, Сумской и Киевской областях, передает 2000.
Тревожная ситуация наблюдается в районе Каменского в Днепровском водохранилище Днепровской обл. Изменился цвет и состояние воды, появился неприятный запах вблизи водоемов. Причиной массовой гибели рыбы является аномальная жара, способствующая размножению сине-зеленых водорослей, которые поглощают кислород. Рыбе просто нечем дышать. Содержание кислорода в воде составило 2,13 мг на 1 л воды (в 2,5 раза меньше нормы). Вымирает акватория площадью 8 тыс. кв. м. На каждом квадратном метре выявлено 10—20-мертвых рыб, в основном судак, бычок и верховодка.
— Наибольший мор рыбы в Днепровском водохранилище произошел в районе от Днепродзержинской ГЭС до поселка Таромское, — говорит глава Ассоциации рыболовов Александр Чистяков. — Столица не исключение. По малопроточным заливам киевской акватории от воды исходит неприятный запах гниющих водорослей и наблюдается единичный мор рыбы.
— Каждый случай отравлений водоемов и гибели в них водных живых ресурсов индивидуален и требует особого подхода, — считает глава Государственной экологической инспекции Андрей Заика. — Если на реках Случ и Хомора (Житомирская обл.) в гибели рыбы, раков, лягушек, бобров и уток виновато предприятие, сбросившее в реку отходы своей хозяйственной деятельности, то в ряде областей гибель рыбы вызвана совокупностью факторов.
Например, в реки Сула (Сумская и Полтавская обл.), Удай, Остер (Черниговская обл.) обильными дождями с полей смыло химические удобрения. Плюс к этому жаркая погода спровоцировала гниение водорослей. Смешавшись этот «коктейль» в буквальном смысле сжег в воде кислород. В результате началась массовая гибель водных живых организмов. Люди говорят, что «в жизни не видели такого мора».
По результатам гидрохимических анализов речной воды практически во всех пробах зафиксировано значительное снижение концентрации О2. Вероятным источником загрязнения реки Стугна в Киевской обл. стали выбросы одного из предприятий, которое арендует площади на заводе «Холодильник». Согласно результатам лабораторных исследований, в пробах воды и рыбы выявлена общая токсичность, превышение содержания аммиака, сероводорода и пестицидов. Сейчас этим вопросом занимается полиция, из-за загрязнения реки открыли уголовное производство.
Столичную речку Коник который год травит предприятие, моющее тару после пестицидов. Следует также помнить, что многие реки перегорожены дамбами гидросооружений. Потеряв собственное течение, они не могут смыть попадающую в них отраву, и поэтому она оседает на дне. При нагревании воды процессы отравления возобновляются. И это может повторяться до тех пор, пока осевший на дне водоема химический состав не потеряет свою концентрацию.
Поэтому в ряде областей страны созданы штабы, в которые входят госструктуры, от них и зависит качество питьевой воды. Производятся регулярные отборы воды вблизи водозаборов на анализы. Пока ситуация под контролем. Но нельзя быть застрахованным от непредвиденных обстоятельств.
Госэкоинспекция обращается ко всем неравнодушным гражданам c просьбой сообщать о фактах нарушения природоохранного законодательства на водоемах по телефону горячей линии (044) 521-2038.
Парадокс, но некоторым предприятиям гораздо выгоднее заплатить мизерный штраф, чем вкладывать серьезные средства в постройку очистных сооружений. Необходимо ужесточать наказание и значительно увеличивать штрафы за отравления пресноводных водоемов и морей. Сегодня инициированный природоохранной общественностью и разработанный Госэкоинспекцией законопроект находится на рассмотрении в экологическом комитете ВР.
Эксперты также обращают внимание на то, что только в прошлом году было отравлено почти все живое в 2500 водоемах. В Земельном и Водном кодексах четко указано расстояние природоохранной береговой территории (для каждого водоема свое), на которой категорически запрещена хозяйственная деятельность, но никто норму не соблюдает. Она в кодексах прописана, но в натуру не вынесена. Нужно на законодательном уровне обязать местные советы наконец-то обозначить природоохранную прибрежную территорию.