Сейчас очень много говорят о реформе правоохранительных органов, а ведь она у нас началась задолго до подписанного Президентом Украины Закона «О национальной полиции». И начиналась она в ... селе Старая Збурьевка на Херсонщине, более десяти лет назад.
Конечно, там не «меняли вывески и мундиры», собственно, там милиции и не было: приезжала следственно-оперативная группа из Голопристанского райотдела милиции на очередное происшествие и опять уезжала. На этом вся защита и охрана порядка в селе и заканчивалась. К тому же, большую часть мелких преступлений, порядка 80%, можно предупредить. А участковые делать этого физически и фактически не могли. Кадры постоянно менялись (буквально за четыре года поменялось почти двадцать участковых), да и обслуживали они сразу несколько сел, расположенных на значительном расстоянии друг от друга. А чтобы работа была качественной, в селе надо жить постоянно, знать ситуацию. И – пользоваться авторитетом, уважением.
Тогда старозбурьевчане задумались: а как же свою безопасность обеспечить? И – взяли за основу европейскую систему безопасности, где громады поддерживают у себя порядок и спокойствие вместе с полицейскими. Местные жители воспользовались тем, что при всех поселковых советах была такая должность: «инспектор сельсовета». В его функциональные обязанности могло входить что угодно: от развития спорта в населенном пункте до охраны деревьев. А збурьевчане решили назначить на эту должность земляка с опытом работы в правоохранительных органах, кадрового милиционера в отставке, Виктора Кривобородько. И поручили ему заниматься прежде всего охраной правопорядка в селе.
И результаты такого решения оказались столь эффективными, что селяне взяли себе еще одного инспектора, Владимира Рудковского. И назвали в шутку их своими «шерифами». Они не только утихомиривали местных буянов, воспитывали пьянчужек, но и засады на преступников устраивали, не надеясь на «органы», хотя реформа полиции уже шла полным ходом.
Виктор Кривобородько говорит, что в правоохранительных органах, действительно, уже многое поменялось к лучшему. Во-первых, полицейские уже хотя бы знают, что «шерифы» есть, и понимают, чем они занимаются. Стали более серьезно воспринимать инспекторов, стараются реагировать на все сообщения. А если не могут отреагировать (группа может быть на выезде в другом селе), то хотя бы помогают советами.
Но «пробелов» осталось еще очень много. В частности – безнаказанность мелких воришек. Что чаще всего в селе «тянут»? То утку украдут, то курицу, то шланг или кастрюльку. С точки зрения правоохранителей это как бы «мелочь». Да, они приезжают, фиксируют и – уезжают на другое ЧП. И кто кого ищет? По факту – никто. Это только провоцирует все новые и новые преступления. А ведь такой вор от места преступления далеко не уходит, и из села не уезжает. Как правило, это свой же, местный житель. И если в группе реагирования был бы кинолог с собакой, то собачка тут же вора «вычислила» бы. Одного поймали бы, другого – слух об этом сразу пойдет, и другие воры поутихнут.
- Если бы в каждом районе в полиции вместо одного «писаки» взяли на ставку кинолога с собакой – у нас процентов на 70 краж стало бы меньше, - убежден старозбурьевский шериф.
P.S. Общественная юридическая приемная Благотворительной организации «Фонд милосердия и здоровья» находится по адресу: Херсон, ул. Б. Мозолевского (бывшая Фрунзе), 2, оф. 19. День приема: вторник с 10.00 до 15.00. Тел. (0552) 49 60 03, (066) 790 90 21.
P.P.S. Публикация подготовлена в рамках проекта «Усиление способности громад Черкасской и Херсонской областей влиять на работу полиции с целью имплементации и ускорения реформы правоохранительной системы» реализуется при финансовой поддержке Посольства Королевства Нидерландов в рамках программы «Матра». Проект реализуется Благотворительной организацией «Фонд милосердия и здоровья» и ОО «Черкасский правозащитный центр».