Підтримати нас

Музыковка: в рамках правопорядка

Автор статті
31 жовтня 2017 19:24
1,323
Поширити:

Первое впечатление от села Музыковки  - центра  Музыковской объединенной территориальной громады  - дороги.  Они приличнее, чем в Херсоне, областном центре. Улицы  чистые, ухоженные. А люди – приветливые и улыбчивые. Да и в криминальных сводках село упоминается крайне редко.

На вопрос, в чем же истоки такого порядка, председатель Музыковской ОТГ Александр Лейбзон отвечает коротко: а у нас есть Шабельников  и Дуся. Сергей Григорьевич Шабельников – инспектор сельсовета по правопорядку и общественный помощник участкового инспектора полиции. Хотя участкового инспектора в Музыковке пока и нет. А Евдокия Васильевна Амелькина  - тоже инспектор,  но она больше занимается вопросами благоустройства. Местные жители называют ее «черной Дусей» за то, что она ездит на черном скутере и от ее бдительного строгого взгляда ничто не укроется.

-  Сергей Григорьевич   милицейский пенсионер,  21 год был у нас участковым и за все годы работы замечаний к нему – никаких, - поясняет председатель ОТГ. - Он занимается у нас больше правопорядком. Это исключительно грамотный человек, пишет без единой ошибочки, владеет компьютером и приемами рукопашного боя. Мы передали ему из сельского совета Ниву -  такой  наш «полицейский» автомобиль. У Сергея Григорьевича есть газовый пистолет, но он ему и не нужен.  Шабельников – очень уважаемый в селе человек.   А за чистотой и благоустройством у нас следит  Евдокия Васильевна. Она приезжая,  у нее в селе ни родственников, ни сватов, ни кумовьев, - никого, живут вдвоем с мужем. И она ко всем подходит с одной меркой: «должно быть так». И когда Евдокия Васильевна «летит» на черном скутере (его тоже выделил сельсовет), то, как говорится: «крестись и тикай», но  порядок наводить придется.

На фото слева направо: Председатель Музыковской ОТГ Александр Лейбзон и главный редактор онлайн газеты "Вгору" Леонид Бондарчук.

Ну, а если человек на замечания Евдокии Васильевны не реагирует, то  подключается  Сергей Григорьевич. Как помощник участкового он имеет право выписывать протоколы за административные нарушения. В таких случаях Евдокия Васильевна, как правило, становится понятой. А протоколы составляются, например,  за нарушение Правил благоустройства населенного пункта или Правил содержания животных. Эти документы  передает в полицию, их там регистрируют, а потом из полиции привозят на рассмотрение местной музыковской админкомиссии.  Комиссия – из жителей ОТГ,   в нее входит и инспектор по благоустройству Евдокия Амелькина.  Сергей Шабельников  в отличие от своей коллеги быть членом админкомиссии не может из-за своего статуса, ведь он выписывает админпротоколы. Как правило, штрафы на комиссии назначают самые минимальные - 340 гривень. Наказывают строго только злостных нарушителей порядка.

Нарушители Музыковской ОТГ

В месяц на админкомиссии рассматривают по 5-7 протоколов. Основные нарушения: мусор и заросли бурьяна возле двора, бывает, канализацию на улицу пытаются вывести (по Правилам, сливная яма должна быть во дворе), объявления на заборах и столбах расклеены и тому подобное. И при этом протоколы выписываются в исключительных случаях, когда не действуют ни беседа, ни предупреждение.

В ОТГ есть своя бесплатная газета "Музыковский вестник". Она выходит раз в месяц. Раньше, до объединения, печатали тысячу экземпляров, сейчас добавили еще пятьсот, для села Восточное (в Музыковке население 2 600 человек, в Восточном – 1500 жителей). И в этой газете постоянно печатают правила благоустройства, чтоб люди о них знали. И на сайте громады Правила выставили, и постоянно о них жителям напоминают. Потому что в громаде считают, что  нарушений пока еще очень много.

- Вы видели, сейчас у нас на столбах, деревьях, на стенах домов, заборах, на остановках, в отличие от Херсона,  - объявлений нет, - поясняет Сергей Григорьевич. - У нас это, по Правилам благоустройства, запрещено категорически. Мы с Арнольдовичем (председателем ОТГ, Александром Лейбзоном) сначала сделали и поставили 25 специальных стендов для объявлений, практически на каждом углу. И наших людей к порядку уже приучили, хотя привыкали они с трудом. Теперь только бывает, что с города заезжают и клеят те объявления где попало. Мы сразу звоним по номерам, которые  в объявлениях  указаны, и их авторы сразу рекламки снимают и извиняются, либо людей присылают убирать. Но есть у нас и злостные нарушители. Например, наш местный предприниматель Иван Григорьевич. На него протоколы уже раз пять составляли. У нас запрещено ставить грузовые дальнобойные машины с прицепом на улице возле дома. Для них есть отдельная стоянка, правда, она платная – 20 гривень. А у него возле дома их куча: МАНы, ДАФы. Улица узкая, наставит – ни объехать, ни проехать. Раз замечание сделали, второй, не реагирует. Приходится штрафовать. Другого нашего земляка, Сашу Назарчука наказали  один раз (у него три «длинномера»), так  он нашел выход – заезжает  через проулок к себе на огород и теперь там ставит свои машины.

Еще, как рассказал Сергей Шабельников, в селе драк не бывает, да и кражи редки. Если и случаются конфликты, которые доходят до телесных повреждений, то во время семейных скандалов, «по пьяни». А воровством, в основном, занимаются приезжие. И эти происшествия  тоже, часто напрямую связаны с нарушением Правил, принятых громадой. В частности, Правил содержания животных.

- Был, например, случай, корову украли, - поясняет Сергей Григорьевич. - У нас, по Правилам, коровы должны выпасаться только в стаде, за пределами населенного пункта. А женщина своих двух коров привязывала где придется. В селе есть заброшенный гараж, и она, чтобы буренок в стадо не сдавать, содержала их там.  И подъезжает ко мне наш мясник, спрашивает, была ли кража коровы. Я говорю,  еще никто не заявлял. Оказывается, парень один, не наш, не местный, предложил ему корову  за 4,5 тысячи гривень, а она стоит примерно 10 тысяч. Подозрительно. Мясник корову выкупил, но забивать не стал. А через час звонит эта женщина, мол,  корова пропала. Я спрашиваю: черно-белая? – Да. – Иди, забирай. А тот парень и вторую корову увел  у другой хозяйки. Она тоже ее в стадо не сдавала, держала у себя на огороде и особо не глядела за ней. Мы парня задержали, скоро суд уже будет. Сам из Токаревки оказался, а работал у нас, в агрохолдинге, его оттуда уволили, тоже за кражу. Вот он и блуждал по селу.

Но бывают и исключения, местные жители тоже «чудят». Так, например, есть в селе Павел  - мастер на все руки, специалист, каких поискать еще надо. Но как запьет, «тащит» все, что видит.

- Работал у нашего частного предпринимателя, который изготовлением мебели занимается, - рассказывает инспектор сельсовета.  – Украл у него два тюка баракана (ткань, которой диваны оббивают). Главное, ездил вместе с хозяевами эти тюки в магазине покупать, в машину их грузил, и в этот же магазин отвез сдавать. А из магазина звонят мебельщику, спрашивают: «Костя, а чего ты назад вернул баракан, не подошел»?... Дали Паше первый раз за кражу 120 часов общественных работ. Решали с сельским головой, куда его девать. Я говорю: как куда? Библиотеке надо откосы сделать на окне.  И в школе как раз на миллион гривень поменяли окна и двери на металлопластиковые. Там тоже надо откосы сделать. На том и решили. Я завел его в библиотеку, а через тридцать минут он уже звонит и говорит: все готово. Думал, шутит. Зашел туда, а он - не просто сделал. А еще и с узорами, как на других окнах, один в один, не отличишь. Ну, что сказать,  мастер, настоящий спец. Отдал его после этого в школу. Там Марья Петровна Гуман, завхоз, спрашивает, сколько ему часов отрабатывать. Говорю – 120. А она: лучше б ему год дали отрабатывать! Он там всех так «завел» своей работой, - не успевали раствор мешать! Молодец. Только вот пьянка  его подводит. Как зайдет в запой, на выпивку денег не хватает – идет воровать. Раньше можно было принудительно, через суд, на лечение направлять. А сейчас – только добровольно, чтоб у него самого желание такое было…

«И жнец, и швец»…

Сергей Шабельников и до объединения громады, работал инспектором по правопорядку в Музыковском сельсовете. А когда «подведомственная территория» стала шире, то громада взяла еще одного инспектора по правопорядку, который работает сейчас в с. Восточное, Дмитрия Поздняка. Он также приказом по Белозерскому отделению полиции числится еще и общественным помощником участкового. Но ему пришлось сложнее свыкаться с  новыми задачами. Он совершенно гражданский человек. Для него  в отличие от милицейского офицера – сложно составлять протоколы, отбирать и оформлять объяснения, показания. Сложно преодолеть внутренний барьер: а как я своим землякам замечания буду делать, не обозлятся ли? Поэтому приезжает к опытному коллеге, советуется часто. Что касается документов, то тут проще – Сергей Григорьевич и рассказал, и образцы дал, как заполнять документы. А что касается отношений с земляками, то ответ был   прост: «Я в Музыковке тоже живу, на меня ж не обозлились? Или, вон, бери пример с Евдокии Васильевны. Все ее только уважают»…

Как рассказал председатель Музыковской ОТГ Александр Лейбзон, у каждого инспектора есть и функциональные обязанности, и должностные инструкции, которые они же для себя разрабатывали вместе с кадровиками и юристами сельсовета. Но инспектора часто выходят за рамки своих инструкций и обязанностей.  Сергей Григорьевич, например, еще занимается гражданской охраной, подготовкой к праздникам в населенных пунктах, чтоб никакого ЧП не произошло.  Четкого графика работы у него нет, его поднимают и ночью, и в выходные, он и на семейные скандалы выезжает, разбирается, и с детьми профилактические беседы ведет, и с их родителями, и первым пребывает на место происшествия, и помогает полиции преступления раскрывать...  

Инспектора с полиций дружат и тесно сотрудничают. Только вот полиции в селе просто нет. Обслуживает Музыковское ОТГ Чернобаевское отделение полиции, но там сейчас  остались - один начальник да пара розыскников.

- Вот и вся полиция, - говорит председатель ОТГ. – А имея на месте Сергея Григорьевича, у нас очень много болезненных вопросов снимается. Он и приедет, и беседу проведет, и к себе вызовет. И разберется, какие в семье дела, и где что украли – очень нужный на селе человек. Мы ему создали максимально такие условия, которые можем создать. После объединения у нас прибавилось  6 населенных пунктов. Очень необходимо, чтоб такие инспектора в каждом из них были. Мы бы и деньги нашли. Но -  проблема, нет там пока подходящих людей. Мы думаем и над созданием своей муниципальной полиции. Но, к сожалению, и законодательно это еще не обеспечено, а еще главнее – кадрово.

Наводить правопорядок в селе, только кажется делом простым. Требования к инспекторам сельсоветов очень высокие. Человек, в первую очередь, должен пользоваться авторитетом. Обязан знать законы, процедуры, уметь работать с людьми и оформлять документы. Быть одновременно и психологом, и оперативником: знать, кто и чем «дышит» в селе. И, уберечь некоторых земляков от «глупости», а другим – подсказать, как найти оптимальный выход из сложной ситуации. Одновременно защищать других и уметь уберечь себя, потому что инспектора, в отличие от сотрудников правоохранительных органов, сами законами не защищены. График работы «от сих и до сих», только «так и так» - не для них. Кому в селе нужен инспектор правопорядка, если он работает «с 9.00 до 17.00» и, прежде всего, заботится о собственной безопасности? Также, инспектор должен быть доступным всем и всегда, в том числе, несмотря на праздники и собственные недомогания. Потому что люди сейчас рассчитывают исключительно на его помощь.  Потому что, во-первых, он «свой», он местный житель, знает все нюансы и ему доверяют больше. А во-вторых, полиции сейчас в селах, по сути, нет. Не только в Музыковке. Это проблема всех сел Украины. Реформа милиции в полицию затянулась. С одной стороны, это объяснимо, потому что такие глобальные изменения в структуре правоохранительных органов требуют времени.  Но, с другой стороны, не следует забывать, что у нас в стране – война.  Как мы уже писали, статистика тяжких преступлений с 2014 года в Украине только растет. Начиная от банально сорванной с прохожего цепочки, заканчивая разбоем и расстрелами. А безопасность жителей громады, особенно сельской (так как зачастую, как в Музыковке, у них даже участкового нет), - зависит напрямую именно от самой громады. Тем боле, что и один из главных постулатов реформы состоит в том, что о безопасности жителей на территории заботиться должна не только полиция, но и сама громада. И самое «больное» в этой ситуации, что большинство громад хотят, чтобы у них были свои инспектора по охране правопорядка, свои «шерифы». Только их еще никто и нигде не учил, и не учит быть такими специалистами, в которых громада нуждается.

P.S. Публикация подготовлена в рамках проекта «Усиление способности громад Черкасской и Херсонской областей влиять на работу полиции с целью имплементации и ускорения реформы правоохранительной системы» реализуется при финансовой поддержке Посольства Королевства Нидерландов в рамках программы «Матра». Проект реализуется Благотворительной организацией «Фонд милосердия и здоровья» и ОО «Черкасский правозащитный центр».

P.P.S. Общественная юридическая приемная Благотворительной организации «Фонд милосердия и здоровья» находится по адресу: Херсон, ул. Б. Мозолевского (бывшая Фрунзе), 2, оф. 19. День приема: вторник с 10.00 до 15.00. Тел. (0552) 49 60 03, (066) 790 90 21.

Більше новин читайте на нашому телеграм каналі
Поширити:
ЗАРАЗ ЧИТАЮТЬ
ЧИТАЙТЕ ТАКОЖ
ОСТАННІ НОВИНИ