Підтримати нас

Несколько тезисов к 100-летию Октябрьской революции

Автор статті
09 листопада 2017 05:35
627
Поширити:

1. В обществе нет дискуссии по поводу круглой даты этого исторического события, оказавшего влияние на ход мировой истории.

Это значит, что наше общество не готово к критическому расчету со своим прошлым. Инициированная у нас «декоммунизация» не имеет культурного измерения, – это не расчет типа бай-бай на историческом полустанке, а поверхностный политический китч. Значит, у нас ХХ век продолжается, хотя его уже назвали «коротким», ограничив рамками 1914 - 1991.

2. Октябрьская революция 1917 года, как всякая настоящая революция, была переворотом самих основ социальной жизни – переворотом материально-хозяйственного, политически-управленческого, социально-структурного, идейно-культурного уклада российской империи.

3. Этот переворот был освящён марксистской теорией классовой борьбы. Сама теория была конгломератом идей свободы и достоинства человека, рождённых эпохой Просвещения, социального активизма, вдохновлённого энергией Французской революции, и гуманистической идеи освобождения трудящегося человека от экономического и политического гнёта, который был внутренним и неизбежным условием развития капиталистического производства в XIX столетии.

4. Ленин и его большевистская партия совершили чудовищную ошибку - они вульгаризировали эту теорию Маркса, так как игнорировали его положение о том, что революционное «уничтожение частной собственности» и основанного на ней способа производства возможно только тогда, когда этот способ производства исчерпает потенциал развития общества.

4. Революция, совершенная в стране с преобладающей долей аграрно-феодального уклада, была обречена на учреждение диктатуры одной партии, тоталитарного политического режима и «строительство коммунизма»» путем неизбежной реставрации архаичных форм политического угнетения и докапиталистических форм эксплуатации.

5. Совершённая таким авантюрным образом революция неизбежно породила противостояние архаично-отсталого Востока и промышленно и социально более развитого Запада. Утопия мировой революции (Ленин) и утопия мировой демократии (Вудро Вильсон) столкнулись лбами и обе потерпели поражение – сегодня это очевидно.

6. Обе утопии имели программные цели переделать общество «по новому штату» во имя социального прогресса. Но их столкновение породило не планируемые последствия – тоталитарные политические режимы и тотальные войны, газовые камеры и Гулаг. Цена билета на вход в царство коммунизма и царство демократии оказалась всем нам не по карману. Масштаб истраченных ресурсов на строительство новой Вавилонской башни не поддаётся учёту. А количество погибших во всем мире солдат и замученных граждан, количество подвергшихся пыткам, заморенных голодом и холодом, изгнанных нацменьшинств, затравленных политзаключённых и беженцев трудно вообразить. Только Вторая мировая убила около 100 миллионов человек. Это социальная, культурная и антропологическая катастрофа.

7. Мы все – жертвы этой катастрофы, для её осмысления и описания ещё нет подходящих слов.

8. Поэтому мир сегодня только ощупью ищет выход из этого представляющегося тупиковым цивилизационного кризиса. Проект «Социализм» дискредитировал себя отсутствием человеческого лица; проект «Капитализм», переживший период «Золотого века» (1945 – 1989), столкнулся с нарастающим кризисом глобальной экономики и неприспособленного к ней постиндустриального потребительского общества. «Короткое XX столетие завершилось проблемами, для которых ни у кого не было решения ― и никто даже не утверждал, что он может их решить. Когда живущие в этот fin de siècle пробирались сквозь окружавший их глобальный туман в третье тысячелетие, они с уверенностью знали лишь о том, что завершилась очередная историческая эпоха. Больше они ничего не знали», - пишет английский философ-марксист Э. Хобсбаум.

9. Уроки Октябрьской революции для нас.
Первый урок. Подобно тому, как Октябрьская революция по причине отсутствия её социальной базы быстро переродилась в контрреволюцию сталинской диктатуры и партийно-номенклатурной олигархии, украинский Майдан, названный «красиво» Революцией достоинства, даже не успев совершить переворот материальных и идейно-политических основ «дикого капитализма», переродился в контрреволюцию. Революция не свершилась, так как контрреволюционные силы стали доминировать сразу же, как только на пост президента был «избран» олигарх Порошенко, а парламентские скамейки заняли «избранные» представители господствующего класса олигархии – квазибуржуазии, рожденной не буржуазной революцией, а бандитским захватом народной собственности. Народного представительства в парламенте нет, а правительство исполняет роль исполнительной дирекции этого класса.

Второй урок. Реформаторам, если они способны сформулировать для страны исторические задачи, надо мыслить большими единицами исторического времени. По крайней мере, начинать надо с точки отсчёта 1861 года. С отмены крепостного состояния и до сегодняшнего дня мы претерпеваем единый драматический процесс движения от варварства и насилия к свободе и праву. А идейной основой любых наших реформ может быть только философия модернизации украинского общества как культурного процесса освобождения человека, раскрепощения его нравственных и духовных сил.

Третий урок. Без такой идейной установки и управляемого реформаторами исторического процесса освобождения матушка История неизбежно «заказывает» революцию.

Четвёртый урок. Война с Россией, её истоки и причины могут быть адекватно поняты лишь в контексте указанного исторического процесса. И как всякая война, она навязала украинскому обществу дуальную структуру мышления и социального действия по формуле «свой – чужой», «патриот – враг». В этом же контексте необходимо оценивать все проявления политической борьбы в парламенте и на улицах городов, в том числе и протестное движение под лозунгом «Украина после Порошенко».

Nikolay Kozyrev
Більше новин читайте на нашому телеграм каналі
Поширити:
ЗАРАЗ ЧИТАЮТЬ
ЧИТАЙТЕ ТАКОЖ
ОСТАННІ НОВИНИ