УРОК ГКЧП. Сегодня, 19-го августа, 25 лет историческому событию - ГКЧП.
В то время Москва была городом, в котором внутренне свободные люди, будучи, конечно, как всегда, в меньшинстве, определяли тем не менее политическую повестку дня для всей страны. Как народный депутат СССР я видел, чувствовал эту доминанту и на наших съездах.
В этом был определённый парадокс: власть-то всегда и привычно опиралась на "агрессивно-послушное большинство". Но она ничего уже не могла тогда поделать - плотину прорвал поток. И сам путч выглядел жалкой попыткой сил реакции законопатить щели в плотине партийной монополии. Монополия уже исчезла, а в руководстве был явный раскол. Не только по партийно-идеологической линии Горбачёв - Лигачёв, но и по военной: маршал Ахромеев - маршал Шапошников.
Это проявилось и во время путча и во многом определило его провал. Рассказывали, что главком ВВС Шапошников пригрозил Язову и Ахромееву, что поднимет самолёты и атакует, если будет попытка военного подавления народного восстания, на чём настаивал лидер КГБ Крючков. Указанный парадокс проявился и в смене субъектов страха: бояться начали ДРУГИЕ. Помню, как я зашёл к Юре Щекочихину в "Литературку", и в какой-то момент наш разговор прервал телефонный звонок. Он долго слушал, а потом вдруг весело крикнул в трубку; "Что, суки, боитесь!" И, бросив трубку, кивнул: "Анонмы угрожают".
Урок ГКЧП в том, что путь из диктатуры к свободе может быть успешным, если власть потеряет поддержку большинства, наложит в штаны и расколется. А бояться начнут ДРУГИЕ.