Представители компании “Укргидроэнерго” начали у нас в области активное обсуждение масштабного строительства второй очереди Каховской гидроэлектростанции, ГЭС-2.
Новый гидроузел планируют поставить на правом берегу Днепра, напротив нынешней, расположенной на левом берегу реки, Каховской ГЭС. Строительство планируют вести на склоне “Соловьиного гая” сразу за пределами села Казачьего.
Создавать второе рукотворное море не собираются, говорят, достаточно объемов Каховского водохранилища. Проектируемая станция будет использовать ту воду, которая сейчас сбрасывается “вхолостую”. Ее будут подавать из водохранилища на новую очередь по трубам, через подводящий под дорогой канал.
Под строительные работы и складирование материалов займут чуть менее 40 гектаров земли. Большая часть территории и так уже принадлежит Укргидроэнерго – хозяину всех гидроэлектростанций Украины. Еще почти гектар земли находится пока в ведении Казацкого поселкового совета и 3,3 га – у Веселовского поссовета.
На строительстве ГЭС-2 будет работать тысяча человек, средняя зарплата – 5 тыс. гривень...
Чтобы строительство не парализовало движение, автомобили и поезда “пустят” через село Веселое и дальше, по временной дамбе. Когда строительство закончится, все вернут “на круги своя”, даже плодородный слой земли, и посадят новые деревья вместо срубленых. Предполагается, работы начнутся уже в следующем году и закончатся лет через шесть. В результате мощность станции увеличится на 220–250 МВт (сейчас мощность Каховской ГЭС – 351 МВт). Работать ГЭС-2 будет всего несколько часов в сутки. Ее энергия нужна не для того, чтобы наполнить общую энергетическую систему Украины. А для “выравнивания” напряжения в так называемые “пиковые часы”. Например, когда люди возвращаются с работы, едут в лифтах и массово включают лампочки, телевизоры, микроволновки... Базовые дневные нагрузки покрывают тепловые электростанции, дневные и ночные – атомные, а ГЭС обеспечивают, в основном, энергетическую безопасность в утренние и вечерние пики.
Но прежде чем реализовать проект, руководству Укргидроэнерго крайне необходимо получить одобрение тех громад Херсонщины, жизнь которых поменяется из-за строительства. А “под сферу влияния” попадают областной центр и четыре района: Бериславский, Белозерский, Новокаховский и Цюрупинский. А точнее, 11 населенных пунктов на правом берегу (Казацкое, Отрадокаменка, Николаевка, Ольговка, Львово, Ивановка, Новотягинка, Токаревка, Понятовка, Садовое и Херсон) и 5 – на левом берегу (Новая Каховка, Днепряне, Корсунка, Крынки, Казачьи Лагеря).
Поэтому сейчас и проводят активно общественные слушания.
На строительстве ГЭС-2 будет работать тысяча человек, средняя зарплата – 5 тыс. гривень. Только Пенсионный фонд области получит более 1 млн. грн. взносов. Представители Укргидроэнерго обещают, что большую часть вакансий (примерно 600) заполнят местными кадрами. И местные подрядчики получат много заказов (например, добывать и возить камень из Тягинского карьера). Смогут подзаработать и квартиросдатчики, и харчевни – обеспечивая 380 командировочных. Нам обещают вложить в развитие социальной сферы Каховки, Козацкого и Веселого 200 млн. грн. А впоследствии, когда ГЭС-2 начнет работать, еще и экологическая обстановка в низовье Днепра значительно улучшится. Так как воды из каховского водохранилища, проходя через турбины, наполнятся дополнительно кислородом. Также, из-за работы ГЭС увеличится напор реки, заболоченные местности очистятся, а тяжелые, соленые морские воды не смогут заходить в верховья. Это не только улучшит состояние Днепра, но и увеличит рыбные запасы. Так утверждают проектанты.
Прогнозируется смыв загрязняющих веществ в реку со строительной площадки. Из-за этого, как подсчитали эксперты, мы потеряем порядка 8 тонн рыбы...
Этот проект уже получил полное содействие и поддержку Министерства энергетики и угольной промышленности Украины и госпредприятия “Госстройэкспертиза” . Одобрили строительство ГЭС-2 уже и на общественных слушаниях в Бериславском районе.
Активно поддерживает и продвигает проект депутат Херсонского облсовета Игорь Йосипенко. Он утверждает, что противиться строительству второй очереди ГЭС не только бессмысленно (все уже решено), но и кощунственно: “Это – джек-пот, который выиграла наша местность. Эти средства будут направлены на капитальные ремонты районной больницы, школ, детсадиков, Домов культуры и на все то, на что так давно у громады не хватало денег. Будут ремонтировать дороги и будут построены пляжи. И за счет строительства ГЭС-2 значительно вырастет выработка пиковой электроэнергии, в которой нуждаемся все мы”.
А херсонские экологи, историки и независимые эксперты – продолжают “бить в колокола” . Но, прежде чем процитировать их мнение, сошлемся на официальный документ самих проектировщиков. Он находится на сайте “Укргидроэнерго” и называется “Технико-экономическое обоснование. Оценка влияния на окружающую среду”. Итак, согласно прогнозам специалистов различных институтов (ООО “Межведомственный центр инженерных исследований”, Институт рыбного хозяйства УААН, Национальный научно-естественный музей, Институт зоологии им. И.И. Шмальгаузена, Институт гидробиологии НАНУ, Украинский научно-исследовательский институт экологических проблем и Украинский НИИ водохозяйственно-экологических проблем), и строительство, и работа ГЭС-2, однозначно, повлияют на состояние всего русла Днепра, начиная от Каховского водохранилища и заканчивая выходом в море.
При строительстве будет работать земснаряд и из-за этого, как говорят эксперты, воды Днепра в низовье, на всем протяжении, станут мутными. Прогнозируется также смыв загрязняющих веществ в реку со строительной площадки. Илистые взвеси негативно отразятся на рыбовоспроизводстве, к тому же будут разрушены многие нерестилища. Из-за этого, как подсчитали эксперты, мы потеряем порядка 8 тонн рыбы (всего то?!!!), большая часть (6,682 т) – это серебристый карась.
А всего “водной живности” мы потеряем на миллион гривень: фитопланктон – 112732 грн., зоопланктон – 69269грн., зообентос – 97791 грн., рыба – 717955 грн.
Но, как успокаивают проектировщики, ситуация “носит временный и локальный характер”, ведь строительство будет идти всего 6 лет.
Но и через шесть лет, с запуском ГЭС-2, воды чище и светлее не станут. Каждый день, утром и вечером, “в пиковые часы”, уровень реки будет резко подниматься (до метра в районе плотины и около полуметра в Херсоне), а скорость течения – удваиваться. В это время Днепр перестанет быть тихим и спокойным, бурные потоки начнут размывать берега, появятся новые овраги, осыпи и провалы. Смытый грунт и скалы будут нестись по течению и непредсказуемо оседать в русле, образовывая новые каменистые отмели.
Река также поднимет и понесет ил и органические осадки, накопившиеся за полвека “спокойной жизни” (с момента строительства Каховской плотины). И пока дно (а также притоки и ерики Днепра) полностью не очистится, вода также будет мутной и грязной. Из-за того, что уровень реки будет подниматься, поднимутся и грунтовые воды. Появятся новые районы подтопления. Станет больше мелких “луж” (дополнительно10-13 га), благоприятных для размножения малярийного комара.
Территория, прилегающая к ГЭС, входит в состав национального заповедника. А в законе о природном заповедном фонде Украины четко прописано: любая деятельность, которая наносит вред экологии и территории парка – запрещена. То есть, это строительство уже – незаконно...
Тем не менее, научные работники считают, что все это воздействие не является катастрофическим. Если в дальнейшем проводить исследования последствий и выполнять берегоукрепляющие, дренажные, дезинсекционные и прочие мероприятия, то влияние на экологию будет незначительным. И, собственно говоря, те 200 миллионов гривень, которые обещают “на социальную сферу” Бериславского района и Каховки – это не подарок проектантов, а компенсация за будущий ущерб.
Также, согласно официальному документу, “ничего страшного” не произойдет с растениями, птицами и животными. И с территорией Национального парка “Нижнеднепровский”, который тоже попадает “в сферу влияния”. Те, кто двигается, переселится на другие места обитания. Ну а “безногие” либо приспособятся, либо погибнут. Официально, строительство ГЭС-2 нанесет ущерб популяциям 16 раритетных видов, защищенных не только законодательством Украины, но и международными документами (как, например, водяной орех). Однако, “это не повлечет катастрофического уменьшения местообитаний данных видов в регионе и существенно не изменит их жизненной стратегии” .
В то же время, наши экологи придерживаются совершенно другого мнения. Доктор географических наук, декан факультета биологии, географии и экологии ХГУ Игорь Пилипенко и доктор биологических наук, заведующий кафедрой ботаники ХГУ Иван Мойсиенко утверждают, что если ГЭС-2 заработает, экологические последствия будут катастрофическими. Это же подтверждают исследования, проведенные в 2011 году немецкой компанией ИЭРМ. Например, будет полностью размыт остров Тавань, исчезнет большая часть территории острова Казацкий. А там растут порядка 300 видов растений, из них 7 видов охраняются Красной книгой, такие как дикая орхидея, два вида ковыля, зозульник.
Более того, территория, прилегающая к ГЭС, в том числе и остров Казацкий, входят в состав национального заповедника. А в законе о природном заповедном фонде Украины четко прописано: любая деятельность, которая наносит вред экологии и территории парка – запрещена. То есть, это строительство уже – незаконно. К тому же, как отмечает Игорь Пилипенко, все, что создается искусственно, постоянно требует поддержания.
– Наши Олешковские пески засажены лесами, – поясняет эксперт. – Это искусственно созданная система, которая постоянно требует миллионов на поддержание. У нас в низовье Днепра с 1956 года уже сложилась устоявшаяся полоса берега и экосистема. Сейчас планируют искусственно поменять природу и образовать новую экосистему. А это требует создания новых структур “по исследованию последствий”, “по исследованию исследований”, “по поддержанию”, “по предупреждению” и так далее. И это – только часть проблемы.
Также большой скандал разгорелся вокруг Башни Витовта, фактически единственного уцелевшего средневекового строения на всем юге Украины. Она попадает в зону строительства второй очереди. Как рассказал херсонский архитектор и краевед Сергей Дяченко, еще в 1993 году Башня Витовта официально признана памятником архитектуры и внесена в госреестр на учет под номером 13Б. Однако проектировщики во время презентации проекта в Херсоне даже не смогли показать на плане будущей станции, где в нем место для этой башни. И предъявили документ, выданный 25 июня прошлого года управлением культуры Херсонской ОГА, что вышеупомянутый объект не является памятником археологии, истории искусства, не взят на государственный учет и под государственную охрану не занесен.
Каховская ГЭС и так часто простаивает. Надо ли в этой ситуации строить еще одну, вкладывать еще миллиарды...
Есть еще в проекте немаловажный “пробел”, о котором молчат его инициаторы. Он даже не столько экологический и археологический (хотя тут еще очень много “нюансов” ), сколько “ресурсный” и даже немного политический. С самого начала, в отличие от других гидроэлектростанций Днепра, ставки на мощности нашей Каховской ГЭС энергетиками не делались. Она была скорее “бонусом” , дополнительным приложением к Каховскому водохранилищу. Самая главная задача, которую решали в советские времена – обеспечить водой наши сухие степи и жителей юга Украины и Крыма. Основной ресурс водохранилища был рассчитан именно на это, а не на выработку электроэнергии. Условно говоря, и сейчас этот водоем питает массу населенных пунктов от Бердянска до Кривого Рога. Но в последние годы осадков выпадает все меньше, водоем заполняется слабо. И перед энергетиками уже стояла дилемма: или сбрасывать воду в Днепр и “выравнивать напряжение”, или пускать воду в каналы. Снега и дождей в последние годы не увеличилось, однако откуда-то, вдруг, появился “излишек воды”. Можно предположить, что это та самая вода, которую раньше направляли в Крым. И тогда логично следующее предположение: Укргидроэнерго не заинтересовано в возвращении полуострова Украине. А иначе зачем залезать в долги и брать в кредит 450 млн. евро? Чтобы шесть лет строить, потом простаивать, а из наших налогов долги по кредиту погашать? Тут, наверное, следует упомянуть, что 100% акций этой компании принадлежат государству. И именно оно выступает перед иностранными банкирами гарантом расплаты за этот проект. То есть, в любом случае, за все придется платить – нам.
Еще, как отметил Иван Мойсиенко, сейчас миллиарды идут на восстановление и развитие оросительной системы Херсонщины. То есть, надо будет направлять еще больше воды в степи, а не к турбинам.
– Каховская ГЭС и так часто простаивает, – говорит ученый. –Надо ли в этой ситуации строить еще одну, вкладывать еще миллиарды, чтоб рассчитывать “на водные годы”, на обильные осадки, которые бывают у нас раз в пять лет, а то и реже?
Идея второй очереди каховской ГЭС обсуждалась еще в советские времена. Но тогда от нее отказались, так как появились другие планы: “повернуть реки на север, соединить Днепр с Южным Бугом…”. Если бы те планы реализовали, то наполнение Каховского водохранилища стало бы скудным, а ГЭС-2 – лишней.
Снова о строительстве заговорили в 2010 году. С одобрения руководства страны “Укргидроэнерго” и Европейский банк реконструкции и развития подписали соглашение о предоставлении 1 млн. евро на разработку технико-экономического обоснования строительства Каховской ГЭС-2. Этот документ должен был быть готовым еще в 2011 году, однако работы над ним затянулись. Параллельно компания вела переговоры о получении кредита на строительство. Ее поддерживали не только украинские власти, но высказывала свою заинтересованность на межправительственном уровне и российская компании “РусГидро”. И хотя сейчас с Россией отношения “не те”, руководители Укргидроэнерго продолжают лоббировать проект – тот первый миллион ведь надо “отработать”. А если планы получат общественное одобрение, можно будет взять в кредит еще 450 млн евро.
Но именно то, что компания так усиленно пытается “притянуть деньги извне”, вызывает беспокойство у многих экономистов. Ведь, как сообщает “Деловая столица”, внеплановый внутренний аудит “Укргидроэнерго”, который инициировало Министерство энергетики и угольной промышленности, выявил целый “букет” нарушений при использовании государственных средств. Самым нашумевшим из них стало расширение бюджета строительства Днестровской ГАЭС. Выяснилось, что в рамках этого проекта “Укргидроэнерго” перечислило “лишние” 400 млн. грн. генподрядчику проекта – консорциуму “НПО “Укргидроэнергострой”. По данным “ДС”, в него входит ряд подрядных организаций во главе с киевским ПАО “Днепро-Спецгидроэнергомонтаж”, которое, в свою очередь, аффилировано с российским трестом “Спецгидромонтаж”. Впрочем, в “Укргидроэнерго” категорически не воспринимают критику Минэнергоугля. “Соответствие объемов выполненных работ и их стоимости было подтверждено экспертами Киевского НИИ судебных экспертиз Минюста. Претензии по этой теме надуманы”, – заверили “ДС” в “Укргидроэнерго” .
Но “дыма без огня” , как известно – не бывает. Как и чистых вод во время строительства.