Небрежность в исполнении судебных решений со стороны украинской власти позволит инвесторам конфисковать активы Приватбанка и активы государства Украина в большинстве западных стран.
Последствия экономического кризиса в России в 1998-1999 годах, глобальный финансовый кризис 2008-2009 и нынешний конфликт с Россией каждый раз приводили к комплексной реструктуризации долга.
До недавнего времени украинские власти всегда воздерживалась от существенного списания государственного долга или долга государственного значения.
Обычно Украина обращалась к международным кредиторам, чтобы найти решения на основе консенсуса и избегала длительных юридических баталий. Как следствие, государство сохраняло репутацию прибыльной страны для инвесторов в облигации, несмотря на экономические и политические риски.
Недавний незаконный шаг против владельцев облигаций Приватбанка вредит репутации Украины и подрывает усилия страны по привлечению иностранных инвестиций. В результате национализации Приватбанка в декабря 2016 года украинская власть необдуманно решила аннулировать три выпуска облигаций Приватбанка, выданные в соответствии с английским правом.
Однако отмена облигаций Приватбанка по собственному усмотрению украинской власти не допускается ввиду английского права. Такое нарушение иностранного закона может привести не только к судебным делам против Приватбанка и Украины, но и к тому, что иностранные инвесторы станут неохотно предоставлять новые кредиты государству и государственным компаниям.
Аннулирование этих облигаций украинскими властями путем определения владельцев облигаций как "связанной стороны" с бывшими акционерами банка - это странное заявление. Облигации Приватбанка - это ценные бумаги, которые торгуются на международном уровне, и в основном иностранными инвесторами.
Кроме того, владельцы облигаций не были должным образом проинформированы о полной потери инвестиций по облигациям. В то же время эпизодические интервью государственных служащих по телевидению и неофициальные комментарии сотрудников Национального Банка Украины указывают, что владельцы облигаций, в соответствии с английским правом, является одними из немногих или даже единственными кредиторами банка, получающими убытки.
100% списания облигаций без процедуры банкротства сегодня является беспрецедентным фактом для развивающихся рынков.
К аннулированию облигаций Приватбанка украинская власть никогда не списывала существенные суммы из государственного долга, долга, связанных с государством или системно важных компаний. Кроме того, такая неслыханная ситуация с иностранными владельцами облигаций возникает тогда, когда Украине как никогда необходим привлекательный инвестиционный имидж.
Только экономическими перспективами страны иностранных инвесторов не привлечь. Экономический рост в Украине остается медленным, вооруженный конфликт с Россией и сепаратистами продолжается, финансовая поддержка со стороны США при Трампе на данный момент под вопросом, а уровень государственного долга страны приближается к 85% ВВП.
В 2019 году наступит срок погашения первого выпуска облигаций среди ряда международных суверенных облигаций, которую планируют заменить новой задолженностью. Однако, когда репутации страны среди инвесторов нанесен ущерб, как и в случаях с Эквадором и Венесуэлой, привлечение иностранного капитала становится более дорогой и тяжелой задачей, даже при вдвое меньшем, чем в Украине, уровне задолженности.
Украинская экономика только проигрывает из-за отношения к иностранным инвесторам. Даже если власти Украины выигрывают различные судебные процессы, инициированные владельцами облигаций, экономия для Украины от аннулирования бондов Приватбанка составит не более 555 миллионов долларов США - полная номинальная стоимость трех выпусков облигаций.
Однако реальный потенциал экономии значительно ниже, учитывая готовность владельцев облигаций идти на частичное списание в рамках переговоров. Таким образом, сумма потенциальной выгоды мизерная по сравнению с ожидаемыми потерями.
Во-первых, рост риска в виде несправедливого отношения украинской власти, как в случае с аннулированием облигаций Приватбанка, поднимет процентные платежи по новым долговым обязательствам, выпущенным государством или государственными компаниями в ближайшие годы.
Даже если новые долговые обязательства, выпущенные украинскими государственными предприятиями или государством, из-за "риска аннулирования" подорожают лишь на небольшую часть процента, то в итоге это приведет к потере миллионов долларов в год.
Во-вторых, судебный процесс по инициативе владельцев облигаций Приватбанка будет удерживать непонятные обстоятельства отмены облигаций банка в центре внимания СМИ, дискредитировать государственные институты и подрывать доверие иностранных инвесторов к госучреждений Украины.
Внимание медиа в частности сосредоточено и на надзоре Приватбанка со стороны Национального банка Украины. НБУ в течение многих лет принимал финансовую отчетность Приватбанка, а потом вдруг оказалось, что финучреждение имеет огромную "дыру" в структуре капитала.
В то же время СМИ будут освещать возможный сговор между бывшими владельцами Приватбанка и правительством за счет денег украинских налогоплательщиков. Большинство обозревателей считают, что бывшие владельцы Приватбанка согласились не подрывать национализацию финучреждения в обмен на возможность не погашать большую часть кредитов, которые были предоставлены Приватбанком компаниями, которые контролируют бывшие акционеры.
В-третьих, судебные иски против Приватбанка и Украины, вероятно, приведут к решениям, которые будут требовать немедленных выплат по облигациям финучреждения и оплаты судебных издержек. После такого вердикта консенсусная реструктуризация со списанием части долга и продлением сроков погашения больше не будет интересна владельцам облигаций.
Небрежность в исполнении судебных решений со стороны украинской власти позволит инвесторам конфисковать активы Приватбанка и активы государства Украина в большинстве западных стран. Охота на эти банковские и государственные активы будет блокировать любые новые размещения суверенных облигаций и станет тяжелым ударом для инвестиционного климата страны.
Иностранные инвесторы обеспечивали капиталом Украину, с тех пор государство выпустило иностранные суверенные облигации в августе 1997 года. Они продолжали инвестировать в страну в бурные кризисные годы, ведь сами инвесторы верили в экономический потенциал страны, а вопрос реструктуризации решались справедливо.
При внезапной отмене выплат по облигациям Приватбанка справедливость украинских властей в отношении иностранных инвесторов будет под сомнением. И чем дольше власть будет отказываться пересмотреть аннулирование облигаций Приватбанка, тем сильнее будет ощущаться негативное влияние на инвестиционный климат в Украине.
Трагично, что иностранные инвесторы, которые страстно поддерживали революцию в Украине, могут в конечном итоге оказаться в тандеме с российским государством, которое судится с Украиной за ее намерение реструктуризировать российские суверенные облигации.
Украинской власти стоит не раз подумать, есть ли смысл рисковать историей справедливой реструктуризации задолженности в Украине. Некоторые инвесторы могут никогда не вернуться.