Підтримати нас

Гордеев «крышует» камыш?

Автор статті
15 жовтня 2016 01:05
699
Поширити:

Урожай соли в этом году в Геройском под угрозой. Об этом “Вгору”  рассказала депутат сельсовета Любовь Богдан. Она со страниц нашего издания спрашивает у губернатора Андрея Гордеева: “Сколько можно уничтожать наше село”?

В Геройском – уникальное, единственное в Украине предприятие, выращивающее морскую соль. Хотя еще несколько лет назад их в государстве было три: в Геройском, в Геническе и в Саках. Сольпрома в Геническе не стало, на Геройское “повесили” миллионный долг. В публикациях девятилетней давности мы подробно писали, как их уничтожали. Сейчас “герой”  тех журналистских расследований скрывается за границей, счета его фирмы арестованы. Но солеварам от этого не легче. А “благодаря”  России, предприятие в Крыму Украина потеряла.

А солепромысел в Геройском – с 14 столетия. И хотя масштабы производства катастрофически сократились, он продолжает выживать. Люди работают круглый год, но страда, уборка урожая обычно идет в конце августа -начале сентября. До наступления дождей.  Здесь соль не добывают, а выращивают в  озерах. И это не та соль, которую копают в шахтах. В каменной, поваренной соли, очень много примесей, тяжелых металлов. А морская – чистая и “живая”. Состав ее близок к составу человеческой крови. В ней содержатся все нужные нам микроэлементы. Во всем мире  предпочитают употреблять не горную, а морскую соль. Выращивают ее в  озерах, под солнцем. Весной открывают дамбу и запускают в озера морскую воду. Когда осядут примеси, ее из этих озер запускают в другие – садочные. Там соль и оседает, растет. Вызревает урожай к концу лета. Тогда остатки рапы сверху откачивают, и начинается уборка.

Но в этом году откачка рапы и уборка соли началась в середине осени, 10 октября, когда уже пошли дожди и штормы.

– Для созревшей соли сильный дождь – это еще ничего, – рассказывает Любовь Богдан. – Она плотная, а верхний слой воды мягкий, он отстоится и его можно откачать. А шторм, ветер – перемешивают и размывают соль. Люди сейчас работают от темна до темна, спешат убрать.

А затянули с уборкой солевары  не по собственной “прихоти”. Первому не назначенному, а выбранному по открытому конкурсу в мае 2015 года директору сольпрома Андрею Тищенко из техники достался проржавевший трактор, да кабальные договора с “инвесторами”. И в прошлом году с уборкой чуть не опоздали – предыдущие дерибанщики предприятия обрушили на сольпром бесконечное количество исков. “Всплыли”  и искусственный миллионный долг, и неизвестные ранее договора, по которым якобы не выполнены обязательства. Пытался также, через суд, восстановиться на должность директора и Станислав Гречуха, во времена которого, как рассказывают и солевары, и Любовь Богдан, завод продолжали уничтожать и не стало техники:

– Когда сольпром в Геническе объявили банкротом, Министерство передало в Геройское комбайн для уборки соли. Но Гречуха его долго не забирал, потом привез только корпус. На него поставили запчасти с нашего старого комбайна, и он нормально работал. Но когда пришла страда, оказалось, что его якобы выкупили инвесторы. И теперь за аренду надо платить “втридорога”, как и за грузовики. В милицию обращались, в прокуратуру, в СБУ,  толку никакого. Кроме того, при Гречухе соль отдавалась посредникам “по бросовой цене” , по 230 гривень за тонну. А в магазинах она уже по 15 гривень за 750 граммов продается. Но эти договора – по 2018 год. И суды все идут. Министерство обещало с техникой помочь, но  ничего и не дали. И область не помогает. Хотела обратиться к Гордееву, но Гречуха у него – “правая рука”. Думаю, они специально тормозят уборку, не дают работать.

Но это – не единственная беда Геройского. Как рассказывает депутат сельсовета, они получили из областной администрации распоряжение, что сельсовет должен сделать дорогу от Геройского до Рыбальчего за собственный счет. Дорога не просто “убитая”,  ее просто нет. Если машина везет человека в больницу (или домой, после операции), то те 30 км ползет часа 2,5.

–  Но как сельсовет это может сделать? – продолжает Любовь Богдан. – Если взять налог на землю, то из нашей территории почти 9 тысяч гектаров – государственные: лесхоз, заповедник. Сельхозпроизводство? Земля соленая, ничего не растет. А из всех предприятий, что у нас работают, только сольпром налоги и платит. Хотя из села на миллионы вывозятся, но все – нелегально. По моим подсчетам, в бюджет сельсовета только за камыш должно было идти 600-700 тысяч грн. налогов, а получали только 20 тыс. Я с 2010 года бьюсь, чтобы налоги платили, чтобы лимит выделялся, чтоб контролировали добычу. Но налоги не платят, людей не оформляют. А камыш, сразу скажу, покрывает Гордеев. Как-то задержали машину с камышом, без всяких документов. Гордеев тогда еще народным депутатом был. Так она месяц под арестом стояла, а он приехал и освободил грузовик. Мотыль нелегально моют, канавы разрыли, чтоб увеличить площадь добычи в озерах, и каждую ночь помпы гудят. И креветку: получают лимит якобы на научные исследования, а вывозят – тоннами. Я уже и в Генпрокуратуру в этом году обращалась, чтобы использование местных ресурсов оплачивалось. Ходила к новому прокурору области на прием, но ответы – одни и те же отписки. И в налоговую, и в экологию – куда только не обращалась. Но и они отписываются, что им запрещено проверять. Тогда мы описали ситуацию, подписались все депутаты, и я отвезла письмо в Верховную Раду Владимиру Гройсману. А оно у него пролежало, смешно сказать, с мая до сентября. И в сентябре ответили, что наше обращение переслали в Министерство инфраструктуры, в Госагентство автомобильных дорог…

Більше новин читайте на нашому телеграм каналі
Поширити:
ЗАРАЗ ЧИТАЮТЬ
ЧИТАЙТЕ ТАКОЖ
ОСТАННІ НОВИНИ