Підтримати нас

«Заместительная терапия» для переселенцев

Vgoru
Автор статті
06 червня 2017 09:50
530
Поширити:

«Переселенцы и жители Донбасса могут пройти бесплатный онлайн-курс «Социальное предпринимательство». «Мікро-гранти з підтримки самозайнятості для ВПО». «Нова хвиля проекту «Гранти для роботодавців. Створення робочих місць для ВПО». «Гранти на підтримку підприємців серед ВПО»... 

Такого рода объявления сейчас можно найти практически на всех ресурсах, размещающих информацию о мероприятиях, проводимых общественными организациями, работающими с внутренне перемещенными лицами (ВПЛ).

 Забыли о… главном

 А недавно в Херсоне проходил круглый стол «Эффективность взаимодействия органов власти и общественности по вопросам интеграции ВПЛ — насущная потребность сегодняшнего дня».  Представители общественных организаций и чиновники (и херсонцы, и гости из Днепропетровской области), участвовавшие в этом мероприятии, говорили о результатах реализации проекта «ВПЛ и принимающие громады — построение толерантности через диалог». В рамках проекта несколько инициативных групп реализовывали различные начинания: создавали детские клубы по интересам, клубы для людей пенсионного возраста, разрабатывали интернет-проекты, проекты в сфере досуга и неформального образования…

 

Представители областного Центра занятости рассказывали о возможностях, которые предоставляются для трудоустройства переселенцев. Участвовали в мероприятии и региональные представители Министерства по вопросам временно оккупированных и внутренне перемещенных лиц, а также Министерства соцполитики.

Много говорили о разных аспектах реинтеграции переселенцев из зоны АТО и из Крыма в принимающие громады.

Но один аспект, наверное, самый важный, хоть и не замалчивался, но вольно или невольно, как говорится, отодвигался на второй план. И от того это мероприятие и вспомнившиеся во время прослушивания выступлений его участников заголовки многочисленных анонсов программ для ВПЛ упорно ассоциировалось с... заместительной терапией для наркозависимых людей. Той самой, когда человек вместо наркотика принимает получаемый из легальных источников медикамент, снимающий «ломку», чаще всего — метадон. Наркоман, не излечиваясь от зависимости, не переходя в трезвость, вроде бы перестает быть социально опасным, не вредит себе и окружающим, улучшается качество его жизни. Но проблема остается и остается опасность «срыва» наркомана: например, если по каким-то причинам он не получит очередную дозу препарата.

Так и реализуемые в последнее время многочисленные проекты для переселенцев являются своего рода «заместительной терапией», не позволяющей людям впасть в отчаяние из-за неразрешимости для подавляющего большинства самой главной переселенческой проблемы — жилищной. Но решение проблемы не просматривается даже в среднесрочной перспективе.

 А закон-то - «голый»!

 Начальник центра социальных служб для семьи, детей и молодежи Херсонского горсовета, директор гуманитарного центра по работе с ВПЛ Антон Ефанов на круглом столе рассказывал о том, как за счет гранта Евросоюза для живущих в Херсоне переселенцев были отремонтированы комнаты в четырех городских общежитиях.

Как об очень положительной тенденции говорили о принятом Радой в марте и подписанном Президентом в апреле законе № 4550 «О внесении изменений в статью 4 закона «О предотвращении влияния мирового финансового кризиса на развитие строительной отрасли и жилищного строительства» (относительно реализации государственных жилищных программ)». Согласно данному закону, участникам антитеррористической операции, семьям погибших участников АТО, а также вынужденным переселенцам предоставляется государственная поддержка при строительстве жилья, которая заключается в финансировании государством 50% стоимости строительства, приобретения доступного жилья или льготного ипотечного жилищного кредита.

Помощь будет оказываться в пределах средств, предусмотренных госбюджетом на выполнение Государственной целевой социально-экономической программы строительства (приобретения) доступного жилья на 2010−2017 годы.

«Доступное жилье — построенные и строящиеся при государственной поддержке, жилые дома (комплексы) и квартиры», - сказано в ст. 4 Закона «О предотвращении влияния мирового финансового кризиса на развитие строительной отрасли и жилищного строительства». Там же можно найти и определение льготного ипотечного кредита: «Льготный ипотечный жилищный кредит — финансовый кредит, предоставляемый гражданину для строительства или приобретения доступного жилья уполномоченным банком, рефинансирование которого осуществляет Государственное ипотечное учреждение или Национальный банк Украины, или финансовым учреждением - исполнителем государственной целевой программы строительства (приобретения) доступного жилья».

То есть, переселенцы могут претендовать только на жилье, построенное в рамках госпрограммы, которая не просто сейчас не финансируется, но еще и в этом году заканчивается срок ее действия. Впрочем, не исключено, что ее продлят, если приняли новый закон, в котором фигурирует доступное жилье. Но как быть с множеством недочетов, существовавших в этой программе изначально?  

Напомню, речь идет о программе, принятой во время президентства Януковича. Так, в 2012 году из госбюджета выделили миллиард гривень на финансирование программы, согласно которой люди, нуждающиеся в жилье, получали 30-процентную компенсацию стоимости недвижимости, а 70 % оплачивали самостоятельно (чаще всего — за счет банковского кредита). Но тогда программа, по большому счету, провалилась. Жилье получили около тысячи семей (если верить официальной статистике), что — явно «капля в море» по сравнению с реальным количеством нуждающихся. Впрочем, и при Януковиче программа подвергалась нешуточной критике за бессистемность и более чем заметный крен в показушность.

Интересный факт: при Януковиче среди банков-партнеров в этой программе значился и «Сбербанк России».

Еще один немаловажный аспект: каким документом будет регулироваться дотируемое из госбюджета льготное ипотечное кредитование, о котором идет речь в законе, подписанном в апреле Петром Порошенко? Существует безнадежно устаревшее по множеству параметров (в частности, по нормативной стоимости квадратного метра жилплощади) постановление Кабмина №343 от 25. 04. 2012 г. «О порядке удешевления стоимости ипотечного кредита для обеспечения доступным жильем граждан, которые нуждаются в улучшении жилищных условий». Нужен другой, отвечающий нашим реалиям, документ, регулирующий порядок льготного ипотечного кредитования. Но он пока не просматривается на горизонте. При том, что  подавляющее большинство переселенцев могут рассчитывать на покупку собственного жилья исключительно в кредит.

Увы, вывод пока напрашивается более чем неутешительный. Хоть о проблеме жилья для ВПЛ за три года существования в стране этой категории людей наконец-то вспомнили на  уровне высшей законодательной власти, но сказать, что до ее решения очень далеко, - ничего не сказать. Пока есть только одна «голая» законодательная норма, не подкрепленная ни обеспечивающими ее жизнеспособность подзаконными актами, ни бюджетным финансированием. Потому радоваться не просто рано, а очень рано.

Да, закон, так обрадовавший многих переселенцев и общественников, принят совсем недавно. И для того, чтобы он «оброс» механизмом исполнения, нужно время. Но все равно более чем удивительно, что не ведется дискуссия о том, каким должен быть этот механизм. Общественные организации, работающие с такой категорией людей, как ВПО (и на всеукраинском, и на региональном уровне), сосредоточились на решении локальных проблем: содействие в развитии самозанятости и малого бизнеса, организация досуга, неформальное образование, работа с детьми…  Но при этом, можно сказать, «за бортом» остается главная, колоссальная проблема — обеспечение людей нормальным жильем. Да, решать эту проблему нужно на государственном уровне, но многолетняя практика показывает, что наиболее эффективно решаются как раз те проблемы, на которые обращает внимание и общественность. Например, только давление «снизу» не позволило принять драконовское решение об абонплате за природный газ. Есть и немало других примеров.

Но если говорить о проблеме, имеющей жизненно важное значение для более, чем полутора миллионов человек, общественные организации проявляют вызывающую недоумение пассивность.  

 «Танцы» на грузинских «граблях»    

Уже очевидно, что государство не намерено обеспечивать вынужденных переселенцев бесплатным жильем. Хоть и на государстве отчасти лежит вина за то, что 1,6 миллиона его граждан стали фактически бомжами. Это запредельно несправедливо, и другого определения, кроме «свинство», не заслуживает.

Как говорил в своих выступлениях и интервью Министр по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Владимир Черныш, и международные донорские организации не горят желанием финансировать жилищные проекты для ВПЛ.

Однако иностранцев можно понять. У них есть негативный опыт Грузии, где переселенцы из оккупированных Россией Абхазии и Южной Осетии, получив бесплатное жилье, не реинтегрировались в принимающие громады, а стали для власти и международных организаций еще большей «головной болью», превратились в иждивенцев. Да, Кавказский регион — территория со своей спецификой, которая не была учтена. Но для зарубежных доноров, увы, нет разницы между Грузией и Украиной. А вот наши соотечественники могли бы учесть негативный опыт собратьев по несчастью.

Еще год и больше назад, во время встреч с украинцами грузинские чиновники и общественники призывали наших сограждан, занимающихся вопросами, связанными с решением проблем ВПО, как можно скорее предоставить постоянное жилье людям, не желающим возвращаться  в Донбасс или в Крым даже в случае разрешения конфликта или какого-либо компромисса.  Кстати, сейчас как невозвращенцы позиционируют себя, по результатам соцопросов, около 70 % переселенцев.

Вот что еще в марте 2016 г. говорила в интервью украинским журналистам глава грузинской организации женщин-переселенок «Согласие» Юлия Харашвили:

«Во время первых конфликтов правительство еще не ставило своей целью интегрировать переселенцев в грузинское общество. Все думали, что мы скоро вернем территории, и стратегия государства была направлена только на возвращение переселенцев. Считалось, что если мы дадим переселенцам постоянное жилье, они не захотят возвращаться назад. Сами переселенцы тоже не отдавали себе отчет в том, что они не скоро вернутся домой. Сначала мы расселяли переселенцев в гостиницах, больницах, школах, детских садах, даже самые престижные отели были отданы под расселение. Сорок два процента переселенцев получили такое временное жильё. Но мы не строили постоянного жилья. И это было большой ошибкой, ведь конфликт затянулся. Если бы тогда мы начали строить постоянные дома, мы потратили бы на это намного меньше денег, чем сейчас, ведь места временного проживания теперь нуждаются в дорогостоящем ремонте».

То есть, украинцев предупреждали об опасности наступать на «грабли». Но кто у нас слушает такие советы!

Суровая реальность такова, что обустроенные за счет местной власти и помощи извне места компактного проживания переселенцев (в Херсоне это — общежития, где-то — еще и модульные городки) действительно нужно поддерживать в нормальном состоянии, и сами переселенцы вряд ли «потянут» все необходимые для этого расходы.

Однако в данной ситуации куда трагичнее то, что время беспощадно не только к зданиям и домашней утвари, но еще и к людям. Проблема жилья для переселенцев не решается, а между тем уходят драгоценные годы, в течение которых люди могли бы зарабатывать деньги на погашение того же льготного ипотечного кредита, имей они возможность его получить.

Пройдет еще три-пять лет, и немало переселенцев достигнут пенсионного или предпенсионного возраста, утратят право на получение ипотечного кредита, а со временем они физически не смогут и пахать, как проклятые, на двух-трех работах, чтобы оплачивать съемное жилье. Может быть, под давлением обстоятельств люди вернутся на неконтролируемую территорию (те, кому будет куда вернуться), но там ситуация — непредсказуемая, и перспективы пока — совсем не обнадеживающие. Если же такой вариант  как возвращение, неприемлем, то будущее — безрадостно. Конечно, если в госполитике по отношению к переселенцам не наступят изменения к лучшему.

Увы, пока общественные организации, защищающие права ВПЛ, больше сосредоточены на своего рода «заместительной терапии», на решении «точечных» проблем, которые, безусловно, значимы. Но при этом явно недостаточное внимание уделяется действительно жизненно важной проблеме. Кстати, ее решение устранит одно из наиболее массовых нарушений прав человека в Украине. Ведь Статья 25 Всеобщей декларации прав человека гласит:

«Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам».                  

 

Більше новин читайте на нашому телеграм каналі
Поширити:
ЗАРАЗ ЧИТАЮТЬ
ЧИТАЙТЕ ТАКОЖ
ОСТАННІ НОВИНИ