В следующем году украинцы будут выбирать Президента (предположительно в марте) и народных депутатов (предположительно в октябре), а в 2020-м — мэров городов и депутатов местных советов. Кроме того, сейчас в регионах перманентно проходят выборы в органы власти создающихся объединенных территориальных громад.
А основного свода «правил игры» для выборов — Избирательного кодекса — нет, и перспективы его принятия весьма туманны. Спикер ВР Андрей Парубий недавно заявил, что кодекс может быть принят осенью.
Пока же рабочая группа Комитета Верховной Рады по вопросам правовой политики и правосудия прорабатывает около 4,5 тыс. поправок, предложенных после принятия кодекса в первом чтении (что на сегодня — рекорд Украины по этому показателю), а также проводит в регионах публичные обсуждения нового свода правил проведения выборов. Прошли такие обсуждения и в Херсоне, где провели круглый стол «Региональные публичные обсуждения проекта Избирательного кодекса Украины. Информационное обеспечение выборов и предвыборная агитация. Подготовка и проведение голосования и подсчета голосов избирателей».
Напомним, 7 ноября 2017 года Верховная Рада приняла в первом чтении проект Избирательного кодекса Украины, который внесли Парубий, нардепы от Блока Петра Порошенко Александр Черненко и от «Народного фронта» – Леонид Емец. Законопроект поддержали 226 депутатов. Парламентские выборы предлагается проводить по системе региональных открытых списков, а проходной барьер для партий установить на уровне 4% вместо нынешнего в 5%. На выборах в сельские, поселковые, районные, районные в городах и городские советы маленьких городов (до 90 тыс. избирателей) предлагается многомандатная мажоритарная система, когда в округе побеждает не один кандидат, как сегодня, а от двух до четырех в зависимости от количества избирателей. На выборах в областные советы и горсоветы больших городов (более 90 тыс. избирателей) также предлагается система открытых партийных списков.
Во время проведенного в Херсоне круглого стола в дискуссии участвовали столичные гости — члены рабочей группы по подготовке Избирательного кодекса — и херсонцы: представители органов местного самоуправления, политических партий, общественных организаций, члены избирательных комиссий, журналисты.
Обсуждение всех вопросов сводилось к попыткам найти решение главной проблемы выборов в Украине: участники мероприятия говорили о том, как минимизировать фальсификации, манипуляции и другие «запрещенные приемы», применяемые некоторыми партиями и кандидатами. В частности — о возможных нарушениях при передаче списков избирателей от органов ведения госреестра этих списков в избирательные комиссии.
Член рабочей группы по подготовке Избирательного кодекса, директор по развитию общественной организации «Интерньюз-Украина» Евгений Радченко рассказал, что в кодексе предусматривается двухступенчатая система передачи списков: сначала их получают территориальные (ТИК) и окружные избирательные комиссии (ОИК), которые после проверки списков передают их участковым комиссиям. Причем, по одному экземпляру списков остается в ТИК и ОИК для контроля.
«Такая система, - сказал Радченко, - усложняет применение такого способа фальсификации результатов выборов как так называемые «карусели», когда одних и тех же подкупленных избирателей вносят в списки для разных участков, и этих людей возят по городу или по району, где они голосуют несколько раз, нечестно обеспечивая преимущество для определенных партий или кандидатов. Если списки избирателей передаются в окружные и территориальные комиссии, если там остается один экземпляр, то появляется дополнительная возможность проконтролировать, не внесли ли на каком-либо этапе в эти списки по несколько раз одних и тех же избирателей как раз для «каруселей».
Однако участвовавшие в дискуссии херсонцы выразили сомнение в эффективности такого контроля. Так глава Олешковской районной ТИК Лариса Филиппова заявила, что двухступенчатая процедура передачи списков избирателей, по ее мнению, ни коим образом не спасает от нарушений, а только серьезно усложняет работу многих участковых избирательных комиссий (УИК).
Эксперт Херсонской областной организации Комитета избирателей Украины (ХОО КИУ) Владимир Молчанов предложил ввести дифференцированную норму: сохранить двухступенчатую передачу для густонаселенных округов с большим количеством избирателей и потому — неслабым искушением для партий и кандидатов «прокрутить карусель» в этой суматохе и нечестно получить дополнительные голоса; а для территорий с низкой плотностью населения достаточно и одноступенчатой передачи списков.
К выводу о необходимости дифференцированного подхода участники дискуссии пришли и во время обсуждения целесообразности перехода к электронному документообороту во время выборов и электронному голосованию. Интересно, что категорически против нововведений высказывались участвовавшие в круглом столе симпатики БПП «Солидарность» и политических сил левого толка. Они апеллировали к тому, что на периферии далеко не у каждого человека (особенно — пенсионного возраста) есть даже мобильный телефон, не говоря уже о компьютере и возможности пользоваться интернетом. Но другие участники дискуссии говорили о необходимости постепенного, начиная с крупных городов, перехода к электронному документообороту, а со временем — и к электронному голосованию.
Члены рабочей группы высказывались по этому поводу со сдержанным оптимизмом.
«Нужно не забывать, - отметил один из разработчиков Избирательного кодекса нардеп Александр Черненко, - о нашем соседе-агрессоре. Уже доказано вмешательство России в ход президентских выборов в США как раз на информационном уровне. Наверняка будет желание навредить и нам. Потому не стоит торопиться с отказом от нынешней системы, основанной на преимущественном использовании бумажной документации».
А вот по поводу содержащихся в кодексе положений о необходимости централизованной закупки и централизованного распределения бумаги для изготовления избирательных бюллетеней позиция херсонцев была однозначной: так делать нецелесообразно, поскольку очень велики коррупционные риски.
«Любая централизация, - сказал руководитель ХОО КИУ Дементий Белый, - это соблазн, как говорится, сорвать большой куш. Пример: не столь давняя попытка централизованно обеспечить все избирательные участки системами видеонаблюдения. В итоге мы получили коррупционный скандал, неэффективное расходования огромного количества бюджетных денег, и качество работы отнюдь не соответствовало ее цене. Потому достаточно требований к тому, как должны быть изготовлены бюллетени, какую защиту должны иметь, а также санкций для изготовителя за нарушения. А бумагу пусть в каждом регионе закупают самостоятельно».
Когда речь пошла о предвыборной агитации, представители и симпатики политических партий прогнозируемо восприняли в штыки намерение разработчиков Избирательного кодекса ввести запрет на использование для политической рекламы внешних носителей (билборды, лайтбоксы) и принять норму о продолжительности рекламного ролика на телевидении не менее чем в три минуты. Это лишает партии возможности «вбивать» в головы избирателей лозунги, использовать манипулятивные приемы, особенно любимые популистами.
Член рабочей группы Александр Бурмагин, адвокат, член Независимого медийного совета, рассказал, что во время голосования за Избирательный кодекс в первом чтении немало нардепов наотрез отказались голосовать за него именно из-за ограничений в части политической рекламы.
Если херсонские политики скептически отнеслись к этим нововведениям, то общественники однозначно поддержали их.
«На мой взгляд, - сказал Дементий Белый, - единственной формой политической рекламы на телевидении должны быть дебаты, во время которых политики в открытом диалоге рассказывают о своих программах, а избиратели на основании этого делают выводы».
Местные политики отмечали, что запреты и ограничения на политическую рекламу, по их мнению, – мертворожденная инициатива, так как эти нормы легко обойти. Например, просто размещая на внешних носителях или в медиа какой-либо контент, содержащий просто слоганы партии или кандидата без упоминания о них. Однако людям, высказывавшим такую точку зрения, возражали, что сам факт нарушения запрета — повод для избирателей сделать нелицеприятные выводы о партиях и кандидатах, пятно на репутациях политиков.
На вопрос о том, будет ли к предстоящим парламентским выборам Верховной Радой принят законопроект № 6240 (об изменениях в законы Украины «О Государственном реестре избирателей», «О местных выборах», «Об обеспечении прав и свобод внутренне перемещенных лиц»), который предоставит вынужденным переселенцам возможность голосовать на всех выборах, а не только на президентских и на выборах в ВР по общегосударственному многомандатному округу, столичные гости ответили весьма сдержанно. Ведь законопроект лежит без движения в Раде уже полтора года.
Так, Сергей Ткаченко, руководитель проектов Офиса Совета Европы в Украине, до 2014 года возглавлявший Донецкую облорганизацию КИУ и сам являющийся вынужденным переселенцем, предположил, что депутаты могут и не рискнуть принять законопроект № 6240. Ведь наличие у переселенцев полных избирательных прав заставит политиков теснее общаться с этой очень сложной группой людей, которые сталкивались с дискриминацией и стигматизацией. Потому имеют серьезные основания очень критически относиться и к нынешней власти, и к претендентам на портфели и мандаты.