Одной из самых известных и захватывающих историй из советской киноэпопеи о приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона — фильму “Собака Баскервилей” — в январе 2016 года исполнилось 35 лет. И сегодня мы хотим вспомнить интересные подробности съемок этой легендарной картины режиссера Игоря Масленникова.
Главной изюминкой фильма “Собака Баскервилей” стала та самая загадочная псина, наводящая ужас на героев ленты и зрителей. Снять хвостатого артиста оказалось сложной задачей.
– В подборе на эту роль нельзя было ошибиться – только появлением настоящего монстра в кадре получилось бы объяснить страх и ужас обитателей Баскервиль-холла, – рассказал Виктор Оковитый, художник комбинированных съемок. – Четвероногих претендентов отсмотрели нескольких. Методом проб и ошибок искали типаж – никто же не знал, как именно должна выглядеть собака в конечном итоге. Перепробовали псов разных пород, предлагали даже пекинеса с выцарапанным кошкой глазом, второй глаз при этом смотрелся очень безумно. Мы отсняли с ним несколько дублей, но результатом остались не удовлетворены. Придумали снимать в роли собаки Баскервилей теленка, но быстро отказались и от этой затеи. Потом был вариант с догом. Его облепили светоотражающей лентой, которую клеят на дорожные знаки. Наклеили скелет собаки на животное и стали снимать на черном бархате. Посмотрели отснятые куски и расхохотались – получился просто “бегающий скелет”.
После просмотра ролика режиссер Масленников сказал, что выход один – делать собаке маску.
– Сначала мы думали покрасить всего пса фосфором, как написано у Конан Дойла. Сказали об этом кинологам, а те схватились за голову, дескать, это же испортит собаке нюх, ни один хозяин не разрешит красить свое животное химией, – вспоминает режиссер. – Она же немедленно весь этот фосфор с себя слижет…
– А поскольку идея со светоотражающей лентой была моя, то мне и поручили делать намордник псу, — говорит художник Оковитый. – На черный бархат я наклеил лайт-скотч. С этим на голове и бежала собака в кадре. А вместо фосфора мы приготовили специальную вспененную смесь из стирального порошка и светоотражающего покрытия, соскобленного со скотча. Эту смесь я наносил на маску для собаки.
Со съемками мы намучились изрядно. Надев на дога светоотражающую маску, нужно было ее одновременно и снимать, и направлять на нее свет. Сзади камер поставили специальные прожекторы. Приготовились к записи. Но мы не учли одного: собака никогда не побежит на яркий свет. Животные вообще не бегут на огонь – это закон природы. Съемку опять отменили. Этот кадр мы снимали шесть раз!
– Я и предположить не мог, что с животными так сложно работать на съемочной площадке. Казалось бы, простой эпизод – пуля попадает в собаку. Но ведь псу надо, как артисту, “отыграть” попадание пули, выпущенной из револьвера Лестрейда. Требовалось показать агрессивную реакцию собаки, а она по природе оказалась очень миролюбивой. Масленников предложил: мол, давайте сделаем из оловянной проволоки пульку и в собаку выстрелим, чтоб она встрепенулась. Ассистентка по актерам Наташа Яшпан, интеллигентная женщина, пристыдила режиссера, мол, вы петербуржец, как вы можете причинить собаке боль?!
Масленников, чтобы доказать, что пульки только немного взволнуют животное и не более, предложил стрельнуть ему в ногу. Пиротехник выстрелил и попал Масленникову в… чуть повыше бедра… Мы слышим крик режиссера! Игорь Федорович схватился за мягкое место, громко вопя! В общем, реакция была та еще, и все поняли, что стрелять в собаку нельзя. Придумали тогда такой ход: подкладывали под пса фанеру и резко выдергивали ее, чтоб дог споткнулся. Но он оказался хитрющим – почуяв подвох, подбегая к фанере, через нее… перепрыгивал! Пришлось отснять более семи дублей, пока измаявшийся дог, устав прыгать, начал-таки спотыкаться.
Михалков, прибыл на студию “Ленфильма” не один, а со своим другом – сценаристом, художником, актером и режиссером Александром Адабашьяном. И тут режиссеру пришла в голову мысль: “Пусть играет Бэрримора!” Эта роль оставалась вакантной.
В итоге меланхоличный Адабашьян в фильме стал своеобразным амортизатором, противовесом темпераментному Михалкову. Их парочка органично вписалась во всю историю. Александр Адабашьян, сыгравший Бэрримора, с чувством раскладывающего овсянку в фильме, признался, что в жизни сам каждое утро ест эту замечательную кашу, а роль в фильме считает звездной. Знаменитая фраза “Овсянка, сэр!” стала его визитной карточкой.
Каша, которую специально для фильма варила ассистентка по реквизиту, была такой вкусной, что по окончании съемок в павильон приносили еще одну кастрюльку для съемочной группы. При этом в перерывах между съемками к кастрюльке с кашей приставляли охрану, чтобы ее не съели раньше времени!
Чтобы веселее было играть, мы, актеры, придумывали по ходу разные приемчики. Например, я играл в паре с Соломиным и предложил ему добавить во взаимоотношения наших героев перчика: как бы между Бэрримором и Ватсоном есть такой внутренний конфликт — доктор подозревает дворецкого, а тот в отместку недокладывает ему овсянки. Такого “противостояния” героев не было в сценарии, это полностью наша придумка.
Актриса Светлана Крючкова, играющая миссис Бэрримор, во время съемок была беременна. Как она сама утверждала, прочитав сценарий, пришла в ужас:
– Я прочитала свою роль и поняла, что останусь без ребенка. Моя героиня постоянно рыдает! И текст у нее такой страшный – про каторжника, про брата. Нужно было быстро что-то менять. И я пошла парадоксальным путем. Я стала, говоря этот текст, улыбаться. И получилось решение образа. “Значит, убийца Селден – ваш брат?” Я говорю: “Да, сэр!” – и улыбаюсь. И начинаю рассказывать историю, часть которой придумал Адабашьян: “Это был настоящий ангел, он просто попал в дурную компанию…” – это было все дописано и сымпровизировано. А также та история про мальчика Генри, который очень любит овсянку…