Приєднуйтесь до спільноти “Вгору”!
Підтримати нас

Шпионаж без лазутчиков и вирусов

Поширити:
05 травня 2016 08:00
791

На прошлой неделе в Херсоне проездом были представители чешской неправительственной организации “Институт исследований проблем безопасности, Прага”  (The Prague Security Studies Institute) Петер Пойман, Ян Липавский и Иванка Смоленова. И, по словам экспертов, легкомысленное поведение наших чиновников и правоохранителей в виртуальном пространстве можно сравнить с изменой Родине.

Как рассказал один из наших гостей, Петер Пойман, Институт (сокращенно PSSI), создан  в 2002 году и занимается вопросами безопасности и трансатлантическим сотрудничеством.

Жены милиционеров не доверяли мужьям

Работать в Украине начали три года назад, с помощи в реформе структур безопасности, то есть, правоохранительных органов. И одна из основных проблем, которые тогда решали – это возвращение доверия граждан к полиции.

– Потому что доверие было на уровне всего трех процентов. Это говорило о том, что и сама полиция себе не доверяла, и даже их семьи им не доверяли. Мы приглашали ученых, аналитиков, сотрудников и руководителей служб безопасности, которые делились нашим опытом. Чехия и Словакия после развала коммунистического блока прошли и хороший, и плохой опыт. И эксперты рассказывали, как реформы проходили у нас, чтобы Украина не повторяла такие же ошибки, – поясняет Петер.

Один из наиболее эффективных вариантов повышения доверия к полиции, по мнению чешских специалистов, – включать в нее людей, которые воевали на фронте. Человек, побывавший на передовой, тот, кто был готов пожертвовать своей жизнью за страну, – это уже другое состояние души. Как пример, Петер рассказал о своем прадеде. Он, как и многие чешские патриоты, во время Первой мировой войны был легионером и воевал за страну, которой еще не существовало, за свободную Чехословакию. По окончанию войны, в первой Чехословацкой республике, таких людей включали в состав служб безопасности, обеспечивали большой карьерный рост. Прадед Петера сначала стал карабинером (военизированная полиция), затем – следователем. Но после Второй мировой войны, после прихода коммунистического режима, всех бывших легионеров немедленно уволили с работы. Именно потому, что у них были и своя точка зрения, и свои принципы, и высокий авторитет – и этим они были опасны.

Распространенная практика среди наших чиновников – использование для переписки российских почтовых серверов...

– Здесь, в Украине, как мне кажется, проблема в том, что с такими людьми недостаточно работают, не продвигают на большие должности. И получается,  (как мне рассказывали разные люди, и как я сам наблюдаю), тут, как и в Чехии, “чем выше, тем хуже” , – говорит Петер Пойман. – Мы сначала работали в Киеве, встречались с представителями центрального руководства, в том числе и с представителями Совета национальной безопасности, различных министерств, Администрации Президента, организовали несколько круглых столов – чтобы сориентироваться, что мы можем предложить, и в каких темах больше нуждаются украинские граждане, активисты, неправительственные структуры. Потому что активное гражданское общество – один из ключевых моментов построения свободного, демократического, безопасного государства. И одновременно поняли, что в Киеве очень много разных советников, советников советников, и так далее. Очень многое там, в Киеве, застревает на уровне общих разговоров. И столица некоторым образом отрезана, изолирована от того, что происходит в других городах. Но зато мы там познакомились с очень интересными людьми, нашли замечательных партнеров из общественных организаций, из университетов. И начали  работать в регионах. Одни из первых встреч были в Харькове, вчера – в Мариуполе,  завтра – в Одессе, есть уже договоренности с Днепропетровском. Но сейчас у нас уже немного другой приоритет – это вопросы кибербезопасности.

К кому утекает информация

Как поясняет эксперт по информационным технологиям Ян Липавский,  основная масса информации во всем мире сейчас хранится уже не в “бумажном”  варианте, а в электронном, и переписка сейчас ведется тоже через систему интернет. И фактов утечки информации – очень много. Но дело не только в краже информации. Не менее опасно и то, что ее могут менять, подделывать. Например, могут поменять в электронном архиве полиции детали о каком-то преступлении. И это может привести к трагедиям.

– Хочу подчеркнуть, что защита информации, кибербезопасность, это конечно, во многом технический вопрос, говорит Ян Липавский. – Но самым слабым звеном, в первую очередь, является человек, и его организация труда. Там даже не надо внедрять никаких лазутчиков и вирусов.

Наиболее распространенная практика среди наших чиновников и военных – использование для переписки российских почтовых серверов (например, mail.ru, rambler.ru), – это не просто показатель абсолютной некомпетентности. Это преступление, на уровне измены Родине.

– Это – открытый доступ из России и к вашей переписке, и к вашей информации, – говорит Ян. – И за десять минут, пока вы проверяете свою почту, “доброжелатели”  могут от вашего имени послать вашим коллегам несколько писем. И абонент будет абсолютно уверен, что это написали именно вы. Лучше всего, если у компании или структуры будет свой почтовый ящик, свой сервер. И служебные смартфоны. Нельзя служебный телефон использовать для своих целей, своей почты. Если бы таким образом работали в Германии, то премьер-министра Ангелу Меркель не смогли бы прослушивать, как это делали американцы. Почему и нужны семинары и тренинги, которые мы проводим, чтобы знания как защитить информацию медленно, но уверенно продвигались в украинском обществе.

Правда и неправда – рядом

Еще, чтобы строить демократическое общество, по словам чешских экспертов, государство должно обеспечить людям свободный доступ к интернету и свободные СМИ. А в Украине, на востоке страны и на аннексированном полуострове, сейчас с этим очень большие проблемы.  Но, как самый плохой пример, специалист по информационной безопасности Иванка Смоленова назвала государства: Китай, Россию и Иран, – там интернет “фильтруется”  центральными органами. Сайты, которые несут информацию, отличную от “политики партии”, отключаются, блокируются. То есть, там жесткая цензура. А люди должны иметь возможность разобраться в ситуации и самим делать выводы.

– Да, отличить фейк от правды – непросто. Это надо проверять информацию, сравнивать разные СМИ. Но проблема не только в доступе к интернету, и не только в свободе слова. Проблема в том, что очень многие люди хотят быть обманутыми. Им так проще, удобней, –говорит Иванка.

Підтримайте роботу редакції. Долучайтеся до спільноти"Вгору" https://base.monobank.ua/

Поширити:
ЗАРАЗ ЧИТАЮТЬ
ЧИТАЙТЕ ТАКОЖ
ОСТАННІ НОВИНИ
Матеріали партнерів