Через девять дней после Пасхи православные отмечают Радоницу или, как говорят в народе, - Проводы, Гробки, Красная горка, в зависимости от региона. Это день поминовения усопших, который выпадает в этом году на вторник, 17 апреля.
Однако по сложившейся традиции широкомасштабно мы поминаем усопших именно в выходные дни. На то есть веские причины – не каждый может в будний рабочий день посетить кладбище и помянуть, как говорится, с душой и от души.
Поминальное воскресение по своему размаху и массовости ничуть не уступает Светлому празднику Пасхи. В этом году оно с привычным торжеством и душевностью прошло в Чернобаевке.
Скажем так, у горожан есть много самых разных событий. Для жителей села поход на кладбище в поминальные дни сродни параду на день Победы.
Во-первых, все родственники и близкие, даже друг друга недолюбливающие, объединяются в этот день в одну большую семью, вооружаются цветами, венками и корзинками с вкусностями и уверенным шагом идут на могилы со светлыми мыслями о тех, кого уж рядом нет, и кого многие стали ценить только после смерти.
Во-вторых, все в этот день одевают лучшие одежды – мужчины в строгих костюмах и белоснежных рубашках, женщины на каблуках, в ярких платках и косынках. Дети просто радуются предстоящей трапезе с конфетами, зефиром и пепси-колой.
В-третьих, все собравшиеся дисциплинированно посещают заупокойные богослужения (панихиды), которые в центре кладбища проводят служители местного храма.
Выстоять в тишине и скорби панихиду, которая длится около сорока пяти минут, далеко не у каждого получается. Живой круг из собравшихся чернобаевцев через какое-то время напоминает шумный улей. Внимательно обсмотрев и изучив друг друга, односельчане начинают вполголоса судачить, о том, что Светка пришла с очередным новым ухажером, Степан машину купил, а памятник отцу покойному так и не поставил, а некий Николай и вовсе выпивкой увлекся, что даже перед праздниками на могилках у родителей не убрал. В какой-то момент заведенная последними сельскими новостями публика начинает заглушать церковных певчих. И вот долгожданный апофеоз богослужения – проповедь, в которой батюшка призывает прихожан не устраивать чревоугодие на могилах, воздержаться от спиртного, вспоминать об умерших в молитве. В Чернобаевке, к слову, настоятеля храма, отца Николая местные жители чтут и уважают, мнение его является авторитетным. Но только не в день поминовения усопших…
На могилах прихожане начинают активную суету. Вешают, цепляют, прибивают яркие цветные венки и корзинки из букетов искусственных цветов. Бросают осуждающие взгляды в сторону молодой пары, принесшей на могилу родственников букет живых желтых хризантем. Расценен сей факт не иначе, как скупость и неуважение к общепринятым сельским традициям, одна из которых гласит: живые цветы дарят живым, искусственные несут мертвым. Автор этого постулата неизвестен, но на протяжении долгих лет чернобаевцы пользуются им с завидной настойчивостью.
Идет подготовка к поминальному обеду. На столиках возле могил можно лицезреть паски и куличи, крашенки, всевозможные салаты, нарезанные в тазы, соления и колбасы. Кто-то спешит пригубить по пять капель «беленькой», кто-то потягивает домашнее винишко из пластового стаканчика, кто-то заморское пивко «Стелла Артуа» под крабовую палочку. Словом, все активно поминают в силу своих возможностей. Со словами, мол: дед мой фронтовик любил исключительно портвейн «Три семерки», мужчина уже изрядно напоминавшийся, выливает в гробничку крепленый напиток и подкуривает сигарету. Этот жест, вероятнее всего, говорит о том, что дед после портвейна любил закурить.
А вот моя покойная бабушка, кстати, очень любила петь и танцевать под гармошку. Значит ли это, что я могу принести на кладбище в поминальный день гармонь и исполнить «Цыганочку» с выходом?
…Бывшая учительница Галина Васильевна три года назад потеряла сына: «Нет ничего страшнее, когда родители переживают своих детей, - делится пенсионерка из Чернобаевки. – В молодости я была комсомолка и активистка, мы не обучены, как правильно молиться, поминать ушедших и как вести себя в церкви. Я и сейчас в храм не ходок. Ну не научили нас в свое время, а сейчас учиться уже поздно. Купила конфет, печенья, раздала детям и знакомым, чтобы помянули моих родных. Пока мы живы – мы их помним. Быть может, кто-то вспомнит и о нас…».
17 апреля по церковному календарю Радоница – день поминовения усопших. В храмах проходят заупокойные богослужения (панихиды). В этот день принято вспоминать и молиться за тех, кого с нами нет. Вспоминать только самое светлое и теплое об ушедшем человеке. Ведь «поминать» - это, прежде всего, - помнить…