Юля Аременко – хореограф, со-руководительница и тренер херсонской студии современного танца «Insight». Кроме того, Юлия – режиссер-постановщик нескольких танцевальных перфомансов, с которыми выступала не только в Херсоне, но и в Киеве, Харькове, Одессе.
Я поговорила с Юлей о том, что это значит – быть хореографом, и в чем особенности этой профессии.
Юля, как получилось, что ты стала заниматься танцами?
В детстве, еще до школы, я занималась усиленно английским языком. Мне мама сказала, что быть переводчиком – это хорошо, я ей поверила и думала, что хочу быть переводчиком. Но в 6 лет я стала учиться в херсонском Таврическом лицее искусств, мама меня отдала на танцевальное направление.
Танцевальные занятия у нас были частью школьной программы. У хореографов не было физкультуры, зато обязательно каждый день был народный танец, классический танец или гимнастика. Где-то со второго класса я поняла, что вообще происходит, поняла, что мне нравятся танцы, и тогда уже пошел труд в этом направлении осознанный.
А когда ты поняла, что хочешь быть хореографом?
Помню, я смотрела Евровидение и скакала перед теликом. Я поняла, что мне не нравятся все эти постановки, и я сказала: «Мама, я бы тут вот так и так бы поставила». И у меня появились такие мысли, что когда я выросту, то стану балетмейстером, то есть постановщиком, и что я буду работать со взрослыми людьми.
Тогда я была уже в 5 классе школы. Я приходила домой, мне купили магнитофон, и я слушала кассеты Баха или «Времена года» Вивальди. Я выбегала в коридор (у нас был большой коридор, мы жили в частном доме) и «ставила спектакль». Это было мое обычное детское времяпровождение.
Ты закончила школу, и что было дальше?
Вначале я закончила лицей искусств в 8 классе, потом поступила в лицей Олега Мишукова, тоже на хореографа – там был уровень выше. Потом, когда школа подошла к завершению, я решила поступить в Киевский университет культуры.
Родители были не против твоего выбора профессии?
У нас тогда с папой состоялся один разговор. Он меня хотел убедить, что мне надо поступать на стоматолога. Он считал и считает, что это престижная профессия, у нас есть друзья семьи, которые держат свой стоматологический центр, и он меня убеждал, что я буду при деньгах и со счастливым будущем, если тоже стану стоматологом.
Но для меня было очевидно, что я хочу быть в танцевальной среде. Я сказала об этом папе, он недолго упирался, сказал «ну ок», и все. И я поступила в Киев.
Если ты училась в Киеве, то почему вернулась в Херсон?
Мое обучение в Киеве было недолгим. Полтора года я там протусила и все. После той нагрузки, которая была у меня в лицее, занятия в университете показались мне слишком легкими. Я перевелась на заочку и вернулась в Херсон.
Ты вернулась и открыла свою студию?
Нет, до этого еще было далеко!
Когда я перевелась на заочный, у меня было куча свободного времени, у меня началась жесткая депрессия, я не знала, чем заняться. И я пошла работать в газету «Из рук в руки» рекламным менеджером. У меня все так хорошо получалось! Но параллельно с этим я все-таки стала заниматься современными танцами. Я примкнула к своим друзьям с лицейских времен, и у нас образовался шоу-балет «D.TigerS», где я со временем стала тренером.
В какой-то момент мне стало этого мало, и мне захотелось сделать что-то свое. Меня поддержала моя подруга Вероника Полищук. Мы открыли танцевальную лабораторию «Сила притяжения». Помимо этого, я закончила университет культуры, и стала преподавать в ХГУ, но танцы для меня были важнее университета.
Все это постепенно привело нас с Вероникой к открытию танцевальной студии «Insight», где я сейчас являюсь со-руководителем и тренером.
Как проходит твой типичный рабочий день?
Я просыпаюсь и иду на йогу в свою студию. Мне нравится заниматься, я прихожу на 8 утра и занимаюсь йогой. Затем в 10 часов несколько раз в неделю я веду детские танцевальные группы. Потом у меня большой перерыв, 3 или 4 часа я могу выделить себе на отдых, например, пойти в кафе, почитать, что мне хочется, отдохнуть. Или заняться работой в плане рекламных постов в соц. сетях. Потом я возвращаюсь в студию и в 3 часа или в 5 часов дня у меня начинаются тренировки, которые длятся до вечера. Домой я попадаю около 9 часов вечера.
Сколько часов в день ты занимаешься танцами?
В среднем 3-4 часа каждый день.
А выходные у тебя есть? Дни, когда ты не посещаешь студию?
Выходных у меня нет. Это связано с тем, что это мое дело, и у меня нет восприятия, что я хожу на работу. Есть студия, здесь много творчества, общения, здесь помимо тренировок проходит много мастер-классов, медитаций. Проведение времени здесь я не воспринимаю даже как работу, это воспринимается как какой-то досуг.
Ты можешь вспомнить, когда у тебя последний раз был день, когда ты вообще не танцевала?
Мне приходит в голову только период путешествия. Я ездила в Грецию и Италию, это было в январе и апреле этого года. Это были бюджетные путешествия, автостоп, каучсерфинг, и вот там мне как-то даже не хотелось танцевать. Все остальное время я танцую каждый день, не могу даже вспомнить дни без тренировок.
Как ты думаешь, чем мироощущение хореографа отличается от мироощущения других людей?
Мне кажется, очень круто иметь отношение к танцу. Я даже не знаю, как бы я вообще выжила, как бы я жила, если бы не была танцором. Потому что танец и работа с телом (особенно это касается современного танца, так как классика, народный танец, это совсем другой мир) освобождает от всяких зажимов, помогает решить любые проблемы. Мне кажется, если бы я не проживала через свое тело всякие эмоции, то я бы вообще, наверное, склеила ласты.
Есть что-то, что тебе не нравится в работе хореографа?
Меня печалит, наверное, осознание того, что тело, как бы ты с ним хорошо не занимался, меняется. Идет время, и то, как оно работало в 20 лет и как в 30 – это уже разные вещи. Тело требует больше внимания, оно становится тяжелее.
Ты задумывалась о том, что ты будешь делать, когда уже не сможешь танцевать? Балерины, например, уходят на пенсию в 35 лет, у хореографов также?
В современном танце все совершенно по-другому. Сейчас очень много взрослых (старых) танцовщиков-перформеров. Мне очень интересен, помимо танцев, перформативный театр, который не предполагает высоких физических нагрузок. Там работа с речью, работа с концепцией, которая важнее, чем танец. Недавно в Киев приезжала хореграф-женщина из Нью-Йорка, она на вид просто бабушка, ей 70 лет, и она давала нам мастер-класс, перформила, прыгала, танцевала, валялась по асфальту. Это современный танец! Так что страха возраста у меня нет, я буду заниматься танцами до последнего.
Автор видео Елена Астасьева.