Одной из топ-новостей стало заявление Петра Порошенко о его намерении провести референдум по НАТО.
"Согласно мнению народа, я, как президент, проведу референдум по вопросу членства в НАТО. И если украинцы за это проголосуют, я сделаю все, чтобы добиться членства в Североатлантическом альянсе", – заявил президент, находясь в Германии, в интервью изданиям медиагруппы Funke.
Заявление приковало к себе внимание журналистов (поиск новостей находит более 400 сообщений СМИ по данной теме за последние три дня), и оно действительно было достойно этого.
Референдум, но не сейчас
И пусть не вводят в заблуждение поспешные заявления администрации президента – мол, "президент не сказал ничего нового".
Да, Порошенко действительно не впервые говорит о референдуме. Эта идея звучала от него и в 2014 году, в том числе на саммите НАТО. А в 2015 в АП обнародовали ответ президента на петицию о проведении такого всенародного голосования по поддержке вступление в НАТО. "Окончательное решение по этому чрезвычайно важному вопросу будет принимать украинский народ на референдуме", – заверил тогда глава государства.
И все же в нынешнем заявлении есть кое-что новое.
Теперь Порошенко настаивает, что референдум состоится именно при его президентстве.
Нынешний срок его полномочий истекает через два года, но это не означает, что референдум состоится "уже сейчас".
Да и ранее президент неоднократно подчеркивал, что рассчитывает на проведение референдума не ранее 2020-2021 года. Поэтому можно с уверенностью сказать: Порошенко говорит о референдуме во время своего следующего срока на этой должности.
Откуда у него такая уверенность, что он будет избран на второй срок – вопрос отдельный.
Но чем дальше, тем больше похоже на то, что идея проведения референдума станет одним из предвыборных лозунгов политтехнологов Банковой. Собственно, она была заложена изначально: вспомним, еще в первые месяцы на посту Порошенко заявлял, что такой референдум неплохо было бы провести "через шесть лет", то есть уже после завершения его каденции.
К слову, на то же время, то есть на 2020 год, Порошенко ранее прогнозировал еще одно событие: подачу Украиной заявки на членство в ЕС.
И неважно, что это намерение Банковой вызывает скептическую реакцию в Брюсселе, где резонно напоминают, что Украина сейчас слишком далека от того, чтобы претендовать на членство в Евросоюзе, а ЕС – еще дальше от того, чтобы начать с Киевом переговоры о вступлении. Когда речь идет о том, чтобы мобилизовать электорат, такие мелочи не имеют большого значения. Поэтому не стоит удивляться, если среди предвыборных обещаний Порошенко на первом месте будет не один, а даже два референдума относительно внешнеполитического выбора Украины.
Но оставим вопрос о том, будет ли эффективной такая стратегия после печальной безвизовой эпопеи.
Давайте лучше взвесим плюсы и минусы возможного референдума по НАТО.
Референдум, но не в спешке
В СМИ и в экспертном сообществе заявление Порошенко вызвало преимущественно скепсис и критику.
"Европейская правда" тоже опубликовала экспертное мнение о том, что такой референдум сам по себе ни на шаг не приблизит Украину к вступлению в Альянс, и здесь я полностью согласен с автором, моим коллегой Анатолием Марциновським.
Но не могу согласиться с тем, что всенародное голосование не будет иметь смысла вообще.
Будет. Но только в случае, если его подготовкой займутся люди со стратегическим видением.
Порошенко в своем заявлении сослался на данные социологических опросов о том, что в случае проведения референдума "уже сейчас" за движение к НАТО проголосуют больше половины избирателей. Это действительно так, особенно если считать тех, кто пока не определился с выбором – в таком случае даже самые скептические опросы дают перевес сторонникам членства в Альянсе.
Но оптимизм не должен ослеплять. И референдумы 2016 года в Европе должны были этому научить.
Поддержка Альянса сейчас – эмоциональная, а не содержательная.
Что такое НАТО? Что даст Украине членство и чего оно потребует от нас? Вряд ли на эти вопросы сможет ответить хотя бы половина тех, кто готов проголосовать за "вступление" в Альянс на референдуме.
А это, среди прочего, означает, что нынешняя эмоциональная поддержка в любой момент может изменить знак и превратиться в отрицание – если противники членства будут эмоциональнее и ярче в своих аргументах.
Поэтому первое условие: референдуму должны предшествовать несколько лет реальной и эффективной информационной кампании.
К слову, уже сейчас готовится указ Порошенко о ее проведении – об этом стало известно в конце прошлого года.
Может возникнуть вопрос: а все равно, зачем обещать референдум? Разве нельзя информировать людей без перспективы того, что им придется идти на избирательные участки и самим принимать решения относительно внешнеполитического вектора государства?
Мое убеждение: нет, нельзя.
Государственной машине, пожалуй, во всех странах свойственна большая инерция, а информирование вообще является для нее чуждой функцией. Без перспективы референдума кампания может просто не стартовать! Негосударственные игроки также будут работать эффективнее, если впереди будет объявлен или, по крайней мере, обещан референдум.
Наконец, у самих граждан будет больше оснований разобраться в этом вопросе, если они смогут применить эти знания.
А значит, референдум – если Порошенко действительно возьмет его на знамена и объявит государственным приоритетом – может оказаться полезным. Даже без его проведения.
Но есть и второй вопрос.
Продвигая идею НАТО в Украине, важно не перейти черту и не привести страну к расколу.
Референдум должен быть событием, которое объединит, а не разъединит регионы. А это означает, что реально объявлять голосование стоит лишь тогда, когда во всех областях или, по крайней мере, во всех без исключения макрорегионах поддержка курса на членство в НАТО будет больше или близка к 50%.
По моему мнению, эта перспектива вполне реальна.
И, в конце концов, когда страна действительно искренне и с пониманием вопроса будет поддерживать членство в Альянсе, это станет огромным козырем Украины в переговорах о вступлении, которые когда-нибудь все же начнутся.
Кстати, произойдет это точно не при нынешнем президенте.