Жителям Украины, не успевшим толком разобраться с промежуточными результатами медицинской реформы и громкими тезисами о хождении "денег за пациентом" или "выбери себе врача сам" – объявили о старте второго этапа.
С первым его роднит размытость формулировок, крайне слабая информационная политика, отсутствие в свободном доступе официальных данных МОЗ и весьма обтекаемые цифры, на которые и.о. министра здравоохранения Ульяна Супрун ссылается в своих соцсетях.
Как сообщают СМИ, на сегодня декларацию с врачами первичного звена заключили почти 17 миллионов украинцев, более 25 миллионов стали обладателями рецептов на бесплатные лекарства от хронических заболеваний.
С увеличением числа пациентов, которые подписали декларации с врачами, зарплаты сотрудников учреждений первичной медицинской помощи существенно возрастают – рапортует Кабмин. Например, в августе врач центра первичной медико-санитарной помощи в Харьковской области после подписания деклараций с 1600 пациентами получил 14 160 гривен зарплаты, против 9 752 гривен в июне.
Звучит обнадеживающе, но не всем так повезло так, как ему.
Есть проблемы более важные – в отдельных случаях, в следствие реформы, расформировываются отделения и закрываются целые больницы. Больше месяца не затихает громкий скандал, связанный с увольнением врачей в "Охматдете" и закрытием отделения трансплантации костного мозга. Родители детей, находящихся в стационаре после трансплантации, обосновано переживают из-за того, что могут попросту остаться без медицинской помощи.
Помогая медицинским учреждениям, как киевским, так и районным, я столкнулся с тем, что угроза закрытия нависла не только над региональными больницами, но и над профильными; даже такими, как Украинский медицинский центр реабилитации детей с органическими поражениями нервной системы МЗ Украины. В СМИ не утихают скандалы вокруг увольнения врачей в Национальном институте рака, а медики из удаленных районных больниц опасаются перейти в статус "безработных".
Все это работает против медицинской реформы и принятия ее населением, потому что не дает вразумительных ответов на самые острые для людей вопросы: кто поставит правильный диагноз, какое количество времени придется добираться до ближайшей больницы, окажут ли в ней своевременную и грамотную медицинскую помощь, за какие исследования и анализы придется платить?
По статистике, в 2017 году в Украине насчитывалось 1700 больничных учреждений, тогда как в 2012 году их количество составляло 2500. Число больничных коек также сократилась почти на треть: в 2017 году в украинских больницах было 309 тысяч больничных коек, а в 2012 – 404 тысячи.
Цифры говорят сами за себя, даже если принять во внимание стремительно сокращающееся количество жителей и сделать неизбежную погрешность в статистических данных. По данным Госстата, за последние пять лет количество больничных учреждений в Украине уменьшилось почти на треть, дальше – больше. Для того, чтобы не нагнетать ситуацию вокруг этапов реформы, не только населению, но и самим работникам медицинской сферы от руководителей МОЗ нужны четкие комментарии, разъяснения и план дальнейших шагов.
В моем понимании, медицинская реформа – это изменение системы в целом, радикальное изменение взглядов и подходов. В первую очередь, это – стратегия, программа и системное видение реформы. Во-вторую, своевременная, грамотная и взвешенная информационно-разъяснительная политика на всех уровнях. В третью – современное оборудование в необходимом количестве, на котором умеют работать медики; палаты с необходимыми условиями и операционные с необходимой техникой.
Медицинская реформа в Украине – это не просто громкие заявления на бумаге, а жизнь и здоровье каждого человека.
Наибольшей проблемой на сегодня является, как это ни странно, именно отсутствие информационной кампании. Ни врачи, ни больные, ни сами граждане не понимают, что именно поменяется в результате реформы и опасаются, не станет ли здравоохранение еще хуже, чем было до преобразований.
Регулярно сталкиваясь с насущными проблемами больниц, реабилитационных центров и пациентов, я понимаю – вопросов сейчас намного больше, чем самих ответов. Но уже есть определенное понимание "азов" нововведений:
1. Пока первичное звено (профилактика и диагностика) находится в стадии реформирования. Пациенты выбирают себе врача, подписывают декларации с терапевтом и, таким образом, формируется система "деньги ходят за пациентом". С 2020 МОЗ обещает запустить "программу медицинских гарантий", то есть, пакет бесплатной медпомощи.
2. Количество врачей и больниц напрямую зависит от количества населения – поэтому грамотное проведение медреформы напрямую зависит от территориально-административной реформы. В пределах области формируются госпитальные округа. В состав округа должны входить: не менее одной больницы интенсивного лечения первого и/или второго уровня, больница восстановительного (реабилитационного) лечения и консультативно-диагностические центры.
3. Больница первого уровня должна обеспечивать медицинской помощью не менее 100 тысяч человек, больница второго уровня – не менее 200 тысяч. Периметр обслуживания госпитального округа определяется "своевременностью" проезда в больницы интенсивного лечения (не больше 60 минут) или радиусом зоны обслуживания 60 километров (при условии наличия дорог с твердым покрытием).
Необходимо помнить о том, что любые реформы не проходят быстро и безболезненно, необходимы терпение и силы для того, чтобы принять новшества и адаптироваться к ним. Это – естественный процесс.
Но его значительно ускорит разъяснения нюансов и основных составляющих – поэтому с каждой "буквой документа" обещаю разобраться и поделиться четкой и исчерпывающей информацией. Сейчас, продираясь сквозь все нюансы законодательства и постановлений, слушая диаметрально отличающиеся мнения экспертов и политологов по одним и тем же статьям, у меня возникает стойкое ощущение – представители МОЗ категорически не готовы давать детальные и понятные разъяснения о сути реформы, ее основных целях и преимуществах именно для обычных граждан, а не только для представителей коммерческого сегмента медицинской сферы. Пишу "не готовы", чтобы не написать – "не хотят".
И еще один вопрос, который лежит значительно шире плоскости реформирования отечественной медицины, повис в воздухе: что делать с моральными принципами людей и особенностями нашей ментальности, как повысить ответственность врачей за своих пациентов и как отучить брать "благодарность" в карман?
Будем добиваться разъяснений и ответов!