Каждый год в феврале Центр имени Всеволода Мейерхольда вспоминает об этом великом театральном режиссёре. А в этом году 9 февраля исполняется 145 лет со дня его рождения.
Напомним, что в Херсон Мейерхольд с труппой актёров-единомышленников попал в 1902 г. из-за непримиримых творческих разногласий со Станиславским. Ему тогда было 28 лет. Именно в Херсоне начали формироваться принципы его будущей системы, ломающей традиции и стереотипы – «условного театра». За два года в Херсоне Мейерхольд поставил около 170 спектаклей, большинство из которых местная публика вообще не восприняла. В 1902 году Чехов писал: «В Херсонском театре Мейерхольду будет нелегко. Там нет публики для пьес, там нужен ещё балаган...» Изменилась ли херсонская публика за 120 лет или по-прежнему ходит в театр повеселиться, посмеяться и показать новые наряды? Оставим вопрос открытым.
Фестиваль «Лютый/Февраль» уже в 11-й раз придерживается традиции не идти на поводу у зрителя и экспериментировать с его терпением и сознанием. В этот раз режиссёр Андрей Май обозначил жанр представления как «Site-specific спектакль – путешествие в подсознание, посвящённое сновидениям, которые могли бы присниться в Херсоне гению Всеволода Мейерхольда». Немногочисленных зрителей, которые пришли 1 февраля на спектакль, разложили в маленьком зале на удобных креслах-мешках и попросили представить 1902 год в Херсоне – а потом заснуть или хотя бы погрузиться в своё подсознание, и в этом состоянии прогуляться по улицам старого города. А потом назвать то, что привиделось. На доске маркером режиссёр выписал получившиеся слова. Зрители увидели базар, булыжники, деревья, навоз, аптеку, телеграф, курицу, черепицу – много разных атмосферных ассоциаций, и из них методом открытого голосования была выбрана одна, которая стала отправным пунктом для дальнейшего путешествия по внутренним видениям. А когда все сны были просмотрены, из всех образов были выбраны персонажи, которых сами зрители и сыграли. Девочка со спичками, Лесник, Гробовщик, Большое Гнездо и Бездомная Белочка – одновременно в одном сне такие персонажи могут присниться или гению, или сумасшедшему. Так что можно считать, что театральный эксперимент вполне удался. Кто-то удачно помедитировал, кто-то подурачился на импровизированной сцене, кто-то ещё раз задумался о смысле и месте театрального действа. Действительно, если пространство и время относительны, так почему же театр не может происходить у нас в голове? Немножко практики – и вот уже каждый сам себе режиссёр.
Во второй части фестивального дня одна из руководителей театра ДОК (Москва) Зарема Заудинова пообщалась с херсонской публикой онлайн. Темой разговора была «Свобода, которую мы теряем» – и речь шла о свободе высказывания художника в современной России, о свободе театра и человека – темы, наиболее актуальные для театра ДОК, который делает в России спектакли, за которые каждого из театральной труппы могут арестовать прямо в день премьеры. Сейчас Зарема работает с темой пыток. Новый спектакль театра ДОК основан на материалах допросов молодых людей, которые относятся к группе анархо-антифашистов. Фактически, это пацифисты, не признающие власть государства, но их обвинили в терроризме и под пытками заставили дать показания против себя и своих друзей. Информацию для спектакля предоставляют активисты правозащитных организаций, которые работают с подследственными – разумеется, в том объёме, который дозволен следственными и судебными процедурами, но уже этого достаточно, чтобы шокировать не только зрителей в зале, но и любого разумного человека. Да, в наше время ещё существуют пытки электрическим током, и театр ДОК хочет об этом рассказывать. Зарема призналась, что каждый день ждёт обысков, что из очередного помещения театр тоже вытеснят, что каждый из труппы в любой момент готов выехать из страны – чтобы потом вернуться и продолжать говорить о том, что важно.
Задачей зрителей было увидеть сны, которые могли бы присниться Мейерхольду в Херсоне.
Эта встреча логично легла в канву событий, которые приготовил «Лютый/Февраль», ведь 2 февраля 1940 года Всеволод Мейерхольд был расстрелян как враг народа – после трёх недель допросов и пыток он подписал признание. Лютый февраль… И непростой фестиваль, который продолжится до 9 февраля. Традиционная памятная встреча возле дома Скарлато по улице Театральной, в котором жил Мейерхольд, читки пьес херсонских драматургов… Да, фестиваль «Лютый/Февраль» далёк от развлекательного формата, но близок к современной культуре.