Минфин опубликовал проект бюджета на 2017 год в редакции ко второму чтению.
Соблюдение бюджетной процедуры — конек бюджетного процесса текущего года. До сих пор в предписанные законодательством сроки Минфину удавалось укладываться.
Сделать это вовремя не получилось — чиновники опоздали почти на неделю. Причина задержки — пересчет государственной сметы с учетом затрат на повышение минимальной зарплаты до 3 200 грн.
ЭП изучила переписанный проект бюджета и выяснила, за счет чего власти собираются перекрыть "дыру" в размере более 28 млрд грн.
Всего на повышение зарплат нужно дополнительно 28,3 млрд грн. Минфин видит эти поступления в росте доходов от основных налогов (НДФЛ, единого соцвзноса, единого налога, НДС) и за счет увеличения фонда оплаты труда.
Помимо этого, Кабмин делает ставку на дополнительные поступления от дивидендов. На последнем заседании правительство приняло пакет законопроектов о реформе корпоративного управления в госкомпаниях и рассчитывает, что он обеспечит приток дивидендов из госсектора.
Еще один ожидаемый источник доходов — 4 млрд грн дополнительных поступлений от Нацбанка. Правда, пока эта цифра не согласована с регулятором.
После пересчета показатели проекта бюджета по доходам изменились.
Показатель |
Было |
Стало |
Разница |
Доходы |
706,3 |
721,4 |
+15,1 |
НДФЛ |
63,2 |
68,7 |
+5,5 |
НДС с произв. в Украине товаров (с учетом возмещения) |
82,3 |
89,3 |
+7 |
Налог на прибыль |
57,3 |
54,3 |
-3* |
Поступления от НБУ |
41 |
45 |
+4 |
Часть чистой прибыли от госпредприятий/дивиденды |
17,4 |
19 |
+1,6 |
*Логика такова: частный бизнес и госсектор будут нести затраты на повышение зарплат, поэтому ожидается уменьшение доходов от налога на прибыль. |
Главное ожидание от повышении зарплат — детенизация. Она должна увеличить поступления от единого социального взноса и сократить дефицит Пенсионного фонда. Последний поглощает десятки миллиардов бюджетных денег, и сокращение этих дотаций — требование МВФ.
Пока на бумаге все сложилось: объем дотации из бюджета Пенсионному фонду сокращен со 156,1 млрд грн до 141,3 млрд грн. На практике — будет видно.
В целом же детенизация — один из самых рисковых способов увеличить доходы. Вполне вероятно, что бизнес просто не выйдет из "тени", а будет искать новые лазейки, чтобы остаться в ней.
Бизнес может все: повысить "минималку" и сократить инвестиции, повысить "минималку" и уволить работников, повысить "минималку" и нанимать людей неофициально, сократить социальный пакет.
Еще один нюанс: сейчас оклады госслужащих привязаны к "минималке", и хотя Кабмин частично отвязывает их, остаются трудовые договора, в которых эта привязка обозначена. С этим тоже придется что-то делать.
Вместе с проектом сметы правительство вносило в парламент два отдельных законопроекта поправок: в Бюджетный и Налоговый кодексы. Они также изменились ко второму чтению.
Какие тут основные новшества?
Во-первых, Кабмин пересмотрел отдельные виды штрафов, которые зависят от размера минимальной зарплаты.
Например, за неподачу плательщиком отчетности в рамках трансфертного ценообразования или за невключение в отчетность всех операций. Сейчас такой штраф составляет 300 минимальных зарплат, а будет 150.
Во-вторых, некоторые виды доходов, которые до определенного порога привязаны к "минималке", не будут облагаться подоходным налогом.
Речь о доходах от списания кредита или от продажи собственной сельхозпродукции. Также это касается налогообложения благотворительной помощи.
Минфин уменьшает пороговые значения по "льготным объемам" в два раза, сохраняя таким образом базу налогообложения по этим доходам на уровне 2016 года.
В-третьих, такой же подход применяется к ставке налога на недвижимость и к транспортному налогу. Если сейчас органы местного самоуправления вправе установить максимальный размер налога на недвижимость до 3% минимальной зарплаты, то в 2017 году этот порог снизится до 1,5%.
Транспортный налог будет взиматься с автомобилей среднерыночной стоимостью свыше 375 "минималок", а не 750, как сейчас. По такому же принципу пересматриваются и ставки сбора за парковку.
В-четвертых, ставки единого налога для первой группы плательщиков привязываются к размеру прожиточного минимума, а сейчас — к минимальной зарплате. Для второй группы — в процентах к размеру "минималки", для третьей — в процентах к доходу.
Эти изменения позволят избежать увеличения налоговой нагрузки.
До последнего оставалось неясным, как "фактор 3200" скажется на местных бюджетах.
Сказался пока так: денег местным выделено больше, но есть риск, что их не хватит.
Так, медицинскую субвенцию увеличили до 55,7 млрд грн (+8,9 млрд грн), субвенцию на образование — до 52,6 млрд грн (+10,7 млрд грн). Дополнительно бюджеты разных уровней получат также доход от подоходного налога.
Загвоздка в том, что за счет субвенций финансируются в основном зарплаты учителям и медикам.
За последние два года децентрализации на города спускались различные обязательства по содержанию детсадов, учреждений культуры и спорта. В этом же списке — и расходы на непедагогический персонал (уборщицы, нянечки). В учебном учреждении таких людей может быть до 25%. Их города должны содержать за счет собственных средств.
Именно на эти статьи расходов средств может не хватить.
По предварительным данным городов, которые есть в распоряжении ЭП, в некоторых случаях нагрузка по расходам из-за "фактора 3200" в три, а то и больше раз превышает ожидаемые доходы.
Уже сейчас риск таких перекосов заметен по информации из Чернигова, Черкасс, Харькова, Запорожья, Николаева.
Остаются нерешенными и другие вопросы, связанные с местными бюджетами.
Как говорится в выводах Ассоциации городов Украины, в редакции проекта бюджета ко второму чтению Минфин не предусмотрел отдельной субвенции для финансирования льгот на перевозки.
Проблемой для городских бюджетов может стать и то, что они не попали в список получателей дополнительной субвенции на содержание учреждений образования и медицины (14,9 млрд грн) наравне с областными, районными бюджетами и бюджетами объединенных общин.
Логика АГУ такова: именно в городах находится наибольшее количество бюджетных учреждений и персонала, которому правительство пообещало повысить "минималку".
Подспорьем для городов служит и поручение премьера, в котором говорилось, что дотация должна распределяться "между бюджетами, которые имеют прямые межбюджетные отношения с госбюджетом". Суть в том, что субвенция должна распространятьсяна и на городские бюджеты.
Потрясти Нацбанк
На подготовку ко второму чтению проект бюджета отправился в Минфин вместе со списком депутатских пожеланий — это дополнительные 2,8 млрд грн расходов.
Просто так отказаться от депутатских пожеланий нельзя. Минфин их фильтровал с оглядкой на то, будет ли потом поддержка за бюджет в зале.
Многие поправки министерство одобрило, даже самые неожиданные. Например, оно согласилось с предложением депутатов увеличить в 2017 году отчисления от НБУ на 4 млрд грн до 45 млрд грн.
Ранее Минфин проводил консультации с регулятором о сумме перечислений. Переговоры были сложными. Минфин уверял, что 41 млрд грн — это максимум, который возможен.
Чтобы отчислить больше, Нацбанку нужно менять требования к формированию резервов под свои обязательства. Сейчас этот показатель составляет 10% денежно-кредитных обязательств центробанка.
В НБУ объясняют ситуацию так.
"На основании отчетности за десять месяцев НБУ уточнил прогноз прибыли к перечислению в бюджет-2017. Это сумма 35,5 млрд грн. НБУ уведомил об этом Минфин своим письмом от 3 ноября", — сообщили ЭП в пресс-службе Нацбанка.
Что касается цифры 45 млрд грн, то в НБУ уверяют: такое предложение с ними не обсуждалось.
Возможно, дело в том, что требование об увеличении суммы отчислений Нацбанком исходит не от Минфина. Это депутатская поправка, которая сулит дополнительный доход, но она не особо противоречит философии министерства.
Зачем отказываться? Пока можно принять, а потом — смотреть по ситуации. Тем более, что пока эта цифра подлежит обсуждению.
Финальная оценка возможностей Нацбанка будет ясна тогда, когда появится аудированная отчетность о работе регулятора по итогам 2016 года. Она будет зависеть от многих факторов, в том числе — от кредитных обязательств Нацбанка, обменного курса и качества активов.
После доработки проекта сметы расходы тоже изменились.
Так, министерство готово увеличить расходы Верховной Рады на законотворческую деятельность на 113 млн грн, генпрокуратуры — на 350 млн грн, львиная доля суммы пойдет на оплату труда.
Еще 350 млн грн пойдет на строительство дороги Днепропетровск-Решетиловка, 250 млн грн — на мост в Запорожье, 300 млн грн — на закупку оборудования для таможенного контроля.
Однако больше всех повезло Национальной академии медицинских наук, которая получит дополнительно 817 млн грн на оплату медуслуг, которые будут предоставлять ее клиники.
Финансирования последней статьи — больная мозоль для Минфина. Изначально в министерстве планировали перевести академию на режим "самообеспечения". Однако на защиту "науки" стало много депутатов, в том числе Юлия Тимошенко, которая предлагала увеличить расходы на 2,2 млрд грн.
У депутатов Константина Ищейкина, Сергея Рудыка (оба БПП), Александра Горбунова ("Народный фронт"), Игоря Молотка ("Воля народа") ожидания были более скромными — 1,2 млрд грн.
Всех переплюнул парламентский комитет по вопросам здравоохранения, который просил добавить академии 4,4 млрд грн. Похожие правки предлагали и другие депутаты.
"Это наше компромиссное решение. Будем закупать услуги, а не платить за содержание академии. Это позволит повысить эффективность использования этих денег. Будем платить за лечение, а не за энергоносители", — объяснил ЭП логику решения собеседник из Минфина.
* * *
Сейчас над новой редакцией проекта бюджета работают в комитете. 16 ноября депутаты планируют рассмотреть документ на комитете. По процедуре во втором чтении проект бюджета должен быть принят 18 ноября.