Підтримати нас

Страна за стальными воротами

Vgoru
01 серпня 2012
Поширити:

Страна за стальными воротами


Виктория Глебова, "Вгору"
Фото Максима Коурова

Тюремную систему называют государством в государстве – там, за воротами, заборами и проволокой, действительно, отдельная страна, со своим населением, особыми правилами и законами.
Если для милиции и прокуратуры важно, сколько преступлений выявлено, сколько дел доведено до суда, у тюремного начальства другая головная боль – как "разгрузить" колонии и камеры СИЗО, чтобы не было перенаселения, как заработать деньги и всех накормить, чем лечить больных.
О том, как живется херсонским колониям, рассказывал начальник областного управления Государственной пенитенциарной службы генерал-майор Владимир Пинькас.

Есть работа
Как сказал Владимир Пинькас, по всем показателям службы учреждений работают лучше прошлых лет. Предприятия во всех колониях, наконец-то, перестали работать "с колес", то есть, сразу под заказ: клиент завозит в колонию сырье, тут же, в цехах, из него делают продукцию и отдают заказчику. И – снова ищут очередного клиента. В этом году, наконец-то, уже ни одно учреждение не имеет долгов ни по налогам, ни по свету, ни по газу. Мало того, наладили собственное производство и теперь товары продают со складов. А когда осужденные работают, то их жертвы получают компенсации, а дети – алименты.
Но среди успехов есть и два значительных "минуса" – суициды и побеги. С начала этого года три осужденных покончили с собой и три – сбежали.

Ветер свободы
Все беглецы работали на свободе, а на ночь должны были возвращаться в участки реабилитации или, как они раньше назвались – колонии-поселения. Один из них сбежал, потому что на Николаевском шоссе выпил пива, побоялся, что сотрудники почувствуют от него запах спиртного (а пить им категорически запрещено) и решил "перекантоваться" у своей девушки. Второму мама часто передавала деньги. Сынуля нанял такси и поехал отдыхать в Крым, где в кафе на берегу моря его и задержали. Теперь им не только придется полностью досиживать срок за колючей проволокой, но еще "дополнительно" по 2 года и 11 месяцев.
А третьего ищут до сих пор. И хотя он "рецидивист" (судим несколько раз за кражи), по сути – обыкновенный сельский работяга. Внутри колонии всегда просил работу и готов был выполнять любой тяжелый и неблагодарный труд, вплоть до чистки туалетов – лишь бы срок поскорее. Замечаний по поведению у него вообще не было, вот его и перевели на более легкий режим. К тому же, буквально на днях, он мог вообще вернуться домой по льготе – получить условно-досрочное освобождение. Почему сбежал, непонятно, ведь и конфликтов у него не было. Единственная более-менее возможная причина – день рождения его дочки. Хотя дома так и не появился. Говорят, в тот день покупал водку у грузчиков на заводе. Недавно его вроде бы видели в Николаевской области. Но, вероятнее всего, он работает где-то на полях Херсонщины, у фермеров, которые нанимают бездомных и нелегалов.

Когда душа не на месте
Так же самыми разными бывают и причины самоубийств. У одного осужденного из родственников были только мама да сводный брат. Брат тоже сидит. А мама работает санитаркой. Целый год его никто не проведывал, он не получал передач. Другие осужденные помогали ему и сигаретами, и носками. Тут, наконец-то, пришла посылка, а в ней – 200 г сала, две упаковки чипсов, одна – соленых орешков, батон и бутылка минеральной воды. На следующий же день он вышел на работу в цех, где изготавливают упаковочную ленту и – повесился на той ленте.
А второй осужденный вначале забил себе в голову пятисантиметровый гвоздь. Его спасли и выяснили, что когда-то он наблюдался в психдиспансере как склонный к членовредительству. Отправить человека в спецколонию для душевнобольных без его согласия или согласия родственников – нельзя. Сам он ехать туда на лечение не соглашался. Вызвали маму, та подписала разрешение. Но пока ждали, когда прибудет конвой для этапирования, тот повесился на резинке от трусов, которую закрепил за дверную петлю...

Кто за решеткой
Сейчас в колониях и СИЗО области – чуть более 5 тыс.200 человек, в основном – жители Херсона и области. За умышленные убийства отбывают срок 653 человека, за наркоторговлю – 858 и 1161 – за разбой и грабеж. Есть среди осужденных и два "вора в законе". Один осужден пожизненно – в Одессе подорвал гранатой кафе и расстрелял посетителей. Сейчас лечится от туберкулеза в колонии № 61. Второго несколько дней назад доставили в Белозерскую колонию. Хотя эта колония средней степени безопасности и туда, как правило, направляют за незначительные преступления, совершенные впервые. По словам генерала, кто и когда его "короновал" он не знает, да это и не важно. Главное, что человек ведет себя вполне прилично. Там же, в "стопятке" есть другой осужденный, который доставлял гораздо больше хлопот. По внутренним правилам учреждевний, все должны быть побриты, даже двухдневная щетина не дозволяется. А Аметов – лидер одного из мусульманских объединений Крыма. Для него лишиться бороды – надругательство над верой и над ним. Для совершения намаза он требовал коврик и будильник, чтобы встать, например, в 4 утра. А у осужденных– режим дня – сон до 6 утра... Пришлось искать компромиссы. И сделали исключение из общих правил – разрешили носить бородку.
Еще в Херсонском СИЗО находятся 12 бывших сотрудников правоохранительных и других органов власти. По словам генерал-майора, у них тоже существует своя иерархия, как и во всем криминальном мире. Причем должность человека, его регалии, как правило, значения не имеют. Хотя на свободе самый "высокопоставленным" из них был замначальника городской налоговой инспекции Херсона, задеражанный недавно при получении 100 тыс. грн. взятки. Есть там и помощник судьи Днепровского райсуда , секретарь суда из Черниговской области, начальник караула Херсонской колонии № 61, майор милиции из Николаевской области, военнослужащий-конрактник, два сотрудника отдела по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (ОБНОН) Комсомольского РОВД. А бывшие начальник и сотрудники ОБНОН Суворовского РОВД, которых уже приговорили к 7 годам лишения свободы, на днях этапированы в специализированную Менскую колонию, где отбывают наказание бывшие правоохранители.

Наркотики, деньги, водка
А"добрые" родственники и друзья со свободы пытаются пронести или перебросить через заборы "дефициты". Только за этим "процессом" уже пойманы и переданы сотрудникам милиции12 человек. Причем в этом году у задержанных изъяли в 6 раз больше наркотиков, чем в первое полугодие прошлого года. Кроме того изъяли (в том числе и у осужденных, арестованных) порядка 5 тысяч гривень, 300 литров бражки, более 10 литров водки, и почти 400 мобильных телефонов.

На фото: Первая тюрьма в Херсоне была построена чуть ли не одновременно с основанием города. Сейчас ее планируют перевести в другое место.
ОСТАННІ НОВИНИ