Вчера, 30 марта, в Херсонском городском суде должна была решиться судьба объединения совладельцев многоквартирного дома, ОСМД «Гирского, 18». Однако слушание дела перенесли на конец апреля.
Как мы уже писали, владельцы квартиры в доме № 18 по ул. Гирского, Глеб и Леонид Ежуровы подали в суд несколько исков. Речь идет о фальсификации документов ОСМД и незаконном строительстве.
Эта история началась несколько лет назад. В одноэтажном пятиквартирном крыле дома старой постройки протекала крыша. Квартира № 3 принадлежала Людмиле Некрасовой, квартира №4 и нежилое помещение – Андрею Павленко, еще две квартиры (№ 5 и 6) – одинокому мужчине Олегу Козак, а квартира №7 – Глебу и Леониду Ежуровым (досталась в наследство от умершей родственницы, Маргариты Ежуровой). Татьяна, супруга Андрея Павленко, предложила соседям «скооперироваться», организовать ОСМД и сообща отремонтировать крышу. При этом говорила, что основную часть хлопот они с мужем возьмут на себя. Она подготовит все необходимые документы. Муж обеспечит технику и рабочих за счет своей строительной фирмы, нужно только на материалы «скинуться». Жильцы дома согласились.
А вскоре один из совладельцев, Олег Козак, умер. Под предлогом укрепления фундамента и замены инженерных сетей Татьяна Павленко собрала с живых жильцов деньги и организовала в комнатах усопшего соседа «ремонт». Рабочие снесли внутренние перегородки, и смежная с этими помещениями стена квартиры Ежуровых обрушилась. Младшему, Леониду, пришлось переехать пожить к сестре с мужем, а глава семьи, Глеб Ежуров, временно поселился у друга. Стену рабочие восстановили. И даже крышу отремонтировали. Однако наверху, вместо чердака, появилось еще два новых этажа. Строительство велось незаконно, и выдержат ли стены старого дома дополнительную двухэтажную нагрузку – не известно. Ни одна из многочисленных комиссий не гарантировала безопасности. Большинство специалистов склонялось к тому, что «новострой» скорее рухнет, чем устоит. И Ежуровым стало просто опасно возвращаться в свою квартиру.
Также выяснилось, что Татьяна Павленко в 2010 году с мужем развелась. И при разделе совместно нажитого имущества супругу достался автомобиль, а ей – права на квартиру и сарай-гараж по ул. Гирского, 18. Она же стала собственницей и квартир, общей площадью112,8 кв.м, усопшего одинокого Олега Козака. После ремонта, который начали в его помещениях, некая комиссия признала их непригодными для жизни. А затем Татьяна Павленко якобы «возвратила их к жизни» за собственный счет и в 2012-м году, через суд, получила на них право собственности.
Став почти полновластной хозяйкой дома, Татьяна Павленко «прибрала к рукам» и ОСМД. Более того, выяснилось, что даже минимального права голоса Глеб и Леонид в этом объединении совладельцев не имеют. Вместо них там числится и даже выступает в поддержку инициатив председателя правления Татьяны Павленко - давно умершая Маргарита Ежурова. А сомнительные инициативы продолжаются. Кроме надстройки двух этажей, ОСМД дало добро еще и на строительство внутри общего двора бани и питомника элитных собак, а также забора, наглухо отгородившего для Татьяны Павленко большую часть территории. (Подробнее: статьи «Мертвые души» одного ОСМД» https://vgoru.org/index.php/rozsliduvannya/nashi-rozsliduvannya/item/9720-mertvye-dushi-odnogo-osmd и «Голоса мертвых жителей» https://vgoru.org/index.php/rozsliduvannya/nashi-rozsliduvannya/item/10183-golosa-mertvykh-zhitelej )
Чтобы отстоять свои права, Глебу и Леониду Ежуровым пришлось подавать сразу несколько исков: о признании уставных документов ОСМД незаконными, о сносе надстроенных этажей и о материальной и моральной компенсации. Два последних иска рассматривает судья Херсонского городского суда Инна Хайдарова. А спор о действительности/не действительности уставных документов должна решить судья Светлана Майдан. Дело это тянется еще с 2015 года. И на заседании в четверг, 30 марта, в нем уже могли поставить точку. Осталось только заслушать представителей истцов и ответчиков (третья сторона по иску – исполком Суворовского района Херсона, который зарегистрировал вышеупомянутое ОСМД), а потом вынести решение.
Однако представитель ответчика Екатерина Петренко попросила сделать перерыв в судебных заседаниях для того, чтобы стороны могли достичь мирового соглашения.
В судебной практике мировое соглашение встречается, в основном, в гражданских, хозяйственных и административных процессах. Стороны на любой стадии процесса могут договориться и найти некий компромисс, который обоих устраивает. Например, когда речь идет о возмещении ущерба, истец может отказаться от компенсации морального вреда, зато сразу, без всяких проволочек, получит всю материальную компенсацию. Или при разводе, если бывшие супруги долго не могут поделить машину, корову и дом, то могут договориться все имущество продать, а деньги поделить поровну. Главные условия – соглашение должно касаться непосредственно предмета спора, не противоречить законодательству и не ущемлять ничьи интересы. Оно утверждается судьей, который рассматривает иск, и после этого судебное производство по делу сразу закрывается.
Комментировать «Вгору», на какое соглашение готово пойти ОСМД, представитель ответчика отказалась. Екатерина Петренко сказала, что переговоры только предстоят, поэтому говорить об уступках и предложениях еще рано.
А адвокат Ежуровых Алексей Саливонский пояснил, что уже пытались урегулировать проблему «мирным путем». Но переговоры так ничем и не закончились, в какой-то момент супруги Павленко (несмотря на официальный развод, они поддерживают тесные отношения и общие интересы) «пропали», перестали выходить на контакт. Именно поэтому с ходатайством Петренко о переносе судебного заседания он согласился частично. Попросил ограничиться перерывом в две-три недели. Не более. Чем дольше откладывается дело, тем больше ущерб интересам его клиентов. Ведь кроме ставшей непригодной для жизни квартиры по ул. Гирского, 18, другого жилья у них нет. К тому же, слушание по делу о снесении «новых» этажей и о компенсации вреда, которое рассматривает судья Инна Хайдарова, назначено на 27 апреля. А вопрос о законности или фиктивности ОСМД – «краеугольный камень» всей истории. Поэтому желательно его разрешить до того заседания.
Ближайшее свободное «окно» в расписании судьи Светланы Майдан оказалось только 26 апреля, в 16.00. Если стороны найдут консенсус, то этого вполне достаточно для подписания и утверждения мирового соглашения. Если нет – то Светлане Майдан останется совсем мало времени для заслушивания последних аргументов истцов и ответчиков, а также для вынесения решения.