Вячеслав Странник – один из основателей Музея современного украинского искусства (1989) и Музея современного искусства (1991). Автор нового альтернативного метода современной визуальной культуры «Взаимодействие с пространством». Участник более 100 выставок. Его работы находятся в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже, в коллекции «Аpple» в США, в представительстве «Microsoft» в Италии, в галерее «LAIN-ART» в Германии, и во многих частных коллекциях.
Об уникальности метода изобразительного искусства, информативном посыле картин, отражении войны в творчестве, и о проблеме развития потенциала современной Украины художник рассказал в интервью Укринформу.
- Вячеслав, что лежит в основе художественного метода «Взаимодействие с пространством»?
- Я уверен, что культура – это и иммунная система общества, и самооценка, и самосознание. Самосознание приводит к пониманию, и это новый девиз времени. Если до этого существовала логика, как парадигма культуры, то сейчас мы переходим уже на новый уровень. Переживаем время глобальных проблем, и старые способы мышления не работают. Мы подходим к периоду, когда необходимо включить сознание, не просто ум, логику, а расширять горизонты. Поэтому главным аспектом метода является выход за рамки вербального и переход к высшей форме постижения действительности. В основе заложены символические информационные системы: цветовая, числовая, знаковая, орнаментальная символика.
- Расскажите, как пришли к этому методу?
- В 1989 году я создавал Музей современного украинского искусства, что фактически было невозможным в то время. Мы долго искали форму, и в итоге сделали это на базе комбината «Криворожсталь», на тот момент одного из ведущих комбинатов СССР. Выставки планировались перед заключением сделок. Мы старались выбирать то, что может быть полезным в будущем, это сложно было делать в переходные моменты. С 1991 года, на базе Музея современного украинского искусства, был создан Музей современного искусства. Коллекция автоматически перешла туда, и уже думали развиваться шире.
- Как была воспринята техника, ведь она выходит за рамки стандартов живописи?
- Поначалу я сам презирал орнамент, когда был реалистом, считая его примитивным, а потом оказалось, что примитивным был я. Когда понял значение и глубину орнамента, и научился его читать, передо мною открывались глубинные и безграничные горизонты.
- Вячеслав, откуда вы черпаете вдохновение?
- Не являюсь сторонником определенной школы или культуры, и все черпаю из себя. Символы приходят во время работы. Я сосредотачиваюсь, и это тоже своего рода медитация. Стараюсь выйти за рамки парадигмы, и смотреть на мир шире - найти язык передачи на интуитивном уровне. Вы чувствуете, понимаете, и моя задача – включить вашу фантазию, ведь определенный цвет действует на подсознание. Поэтому цвет, форма, наполненность, пустоты создают определенные чувства.
- Стиль исполнения позволяет проводить параллель с мандалой. Насколько эта схожесть подкреплена энергетически?
- Взаимодействие форм и линий в цвете, создает пространственную энерговолну, которая позитивно влияет на духовный аспект человека. Это попытка дать духовную пищу, и это еще своего рода арттерапия.
Часто в мою мастерскую приходят люди с приборами, и что-то замеряют. Недавно был эксперимент: у пяти человек взяли показатели о состоянии здоровья (изменения щитовидной железы и т.д.). Люди общались, слушали музыку, смотрели на картины. Спустя час наблюдались изменения на 3-5% по некоторым пунктам, что равнялось 2-3 месяцам терапии.
Работая над картиной, я собираю, и отдаю позитив. Тут есть попытка себя собрать, консолидировать. Чем мы гармоничней, тем лучше себя чувствуем. Цвет - тоже воздействие, и в этом сила искусства. Ведь в последнее время искусство кричит о проблемах, которые не имеют глобальный характер. Мы зацикливаемся на этом, думая, что это и есть жизнь. А необходимо понять - жизнь прекрасна, великолепна, гармонична, грандиозна! Просто мы ее неправильно рефлексируем и понимаем. Я выхожу в 4-е измерение, где нет времени и пространства, а лишь принципы вечного сюжета и взаимодействия.
Раньше у художника была монополия на изображение: цветное можно было увидеть лишь в церкви, либо в музее. Сейчас же мир клипов, фото, рекламы, и художник должен видеть шире, передавать информацию через интуицию, измениться из ремесленника в сталкера. Поэтому мой псевдоним Странник, и я в этом странствую.
- Расскажите, пожалуйста, о цикле картин «Числа»
- Одна из первых серий, которая была написана в 1990 году, это начало стиля рекитон. РЕ – близко к РА (радость, оптимизм), КИ – энергия, которая заложена в работах, а ТОН – пространство. Задача - вывести человека за рамки обычных представлений, и при этом дать правильный энергетический посыл. Здесь работа переходит в другую область: если раньше мы трансформировали современный мир в кубизме, символизме (его комкали, мяли, стягивали и т.д.), то это новая парадигма, это выход за трансформацию формы. Важный аспект знаков и символов – они присущи всем культурам. Культурное становление народов возникало через орнамент, и эти народы могли между собой не соприкасаться. В каждой культуре есть типичные формы – линия, точка, треугольник, два треугольника – и это уже ромб, квадрат. Наложение двух квадратов приводит к пятну, орнаменту. Работы рассчитаны на восприятие, возможно длительное, чем больше смотрите – тем больше деталей.
- Каким цветам вы даете предпочтение?
- У меня все цвета любимые. Но если взять белый цвет, и пропустить через призму, мы получим семь цветов. Практически это раскодировка белого цвета. Мы живем в цвете.
- Вячеслав, какой основной информационный посыл картин для общества?
- Для общества сейчас нужны новые посылы. Вот Украина - власть живет в старой парадигме, а здесь очень много потенциала, и он такой, какой Европе и не снился. В последнее время Европа жила за счет многих украинских идей, тот же самый Малевич, Архипенко и бесконечное количество фамилий. Но мы же продолжаем себя считать окраиной, пытаемся постоянно доказать, что мы тоже европейцы.
Украинцы не должны бояться своей идентичности, и считать себя вторичными или провинциалами мира! Здесь всегда была динамика, и мы не случайно точка пересечения многих событий. Здесь из графита рождаются алмазы!
Серия “Врата света” у меня связана с Украиной, хотя иногда ее условно называю “космический танец». Одну из работ “Дева одетая в солнце” начал писать в разгар военных действий на Востоке, и это моя рефлексия на эти события. Сознательно закладывал в нее как можно больше национального момента. Решил для себя: когда закончу работу – закончится война, и наступит мир.