Уже три года многие херсонцы не выбрасывают на помойку использованные батарейки, а несут их к специальным стойкам с пятилитровыми пластмассовыми баклажками. На складе энтузиастов, которые организовали сбор ядовитых отходов для переработки, скопилось уже около 300 заполненных емкостей, по весу – более 2 тысяч тонн.
Как уже писала “Вгору”, придумали и организовали сбор использованных батареек сотрудники курьерской службы “Адресат”. Ее руководитель Юрий Багненко вспоминает, что вначале и не подозревали, с каким энтузиазмом херсонцы поддержат эту идею:
– Тогда много публикаций об экологии было. И мы с удивлением прочитали, что обычная маленькая пальчиковая батарейка, которую мы, как все воспитанные люди, не под забор кинули, а в урну – нас впоследствии и убивает. Ее же потом везут на нашу свалку, а там нет никакой изоляции. Жижа от распада и гниения отходов просачивается в землю, в речку, в поземные воды, а из них – в краны домов на Таврическом. Но это даже “полбеды”. Наша свалка летом чуть ли не каждый день дымит. И когда батарейка горит, то такая адская смесь выделяется, что страшно представить. А люди в многоэтажках от жары окна открывают, всем этим дышат, и потом удивляются – почему дети такими больными рождаются. Мы задумались, можно ли как-то эту проблему решить. Узнали, что в Украине, во Львове, есть завод “Аргентум”, куда принимают использованные бытовые аккумуляторы на переработку. Созвонились с Тарасом Когутом – куратором деятельности предприятия по утилизации батареек. Он говорит: “Да, принимаем, и даже оплатим доставку из Херсона во Львов”. Мы тут же устроили “мозговой штурм”: как собирать, во что собирать, кто этим будет заниматься. Кинули клич: “Нужны студенты, умеющие думать головой и работать руками”. Вместе с ними придумали пластиковую стойку, которая и выглядит красиво, и можно самим сделать. Сначала решили “на пробу” изготовить парочку, и обратиться в крупные магазины электротоваров, чтобы там их разместить. Но пластик кусками не продается, только цельным листом. Пришлось купить лист, получилось 15 стоек. Ребята затылки почесали, пошли по улицам, искать, куда бы их “пристроить”. А на следующий день приходят и говорят: надо еще!!!
Просили поставить стойки в очень многих магазинах, даже совершенно не имеющих отношения “к профилю продукции”: в книжных, продуктовых, косметических, мебельных. Просили такую стойку какие-то компьютерные клубы и даже директор одного рынка. Потом из школ стали звонить. Сейчас в Херсоне и области (в частности, в школах Олешек), уже 170 пунктов сбора использованных батареек. За все три года, как говорит Юрий Багненко, только три предпринимателя предложили “Адресату” оплачивать “аренду площади под стойкой”. Да и то один потом очень скоро передумал. Сотрудники магазинов, офисов и вахтеры школ сами следят за наполнением баклажек, звонят и сообщают, когда ее надо уже поменять. Полные емкости, до середины 2014 года, отправляли на переработку во Львов “Новой почтой”, завод оплачивал перевозку. А потом с предприятия позвонили и извинились: средств нет, мы батарейки принимаем по-прежнему, но присылайте их сами…
100 тысяч штук использованных батареек, порядка двух тонн, уже хранится на складе коллектива херсонской курьерской службы “Адресат”...
– Это очень дорого, – говорит Юрий Багненко. – Мы ведь и стойки за свой счет делаем, и те же пятилитровые баклажки сами покупаем. А если их еще пересылать – то накладно выйдет. Они объемные и довольно тяжелые. Поэтому решили пока их собирать и хранить на складе. В этом смысле идея с баклажками оказалась очень удачной. Они закрываются герметически и могут долго храниться. Помещение у нас есть, но насколько его хватит – трудно сказать. Мы точно не считали, сколько собираем батареек в месяц, но порядка двух тонн наверняка уже скопилось.
А если взять за основу средний вес одной пальчиковой батарейки – чуть менее 20 грамм, то получается, что там их – более 100 тысяч штук. Когда коллектив курьерской службы затевал сбор использованных бытовых аккумуляторов, то думали, как убедить херсонцев не выбрасывать их в мусорное ведро, а приносить, привозить в места сбора. Оказалось, что уговаривать и мотивировать – никого не надо.
– Я и не думал, что херсонцы настолько культурные и экологически грамотные. И зауважал наших людей еще больше, – говорит Багненко.
Утилизация использованных бытовых аккумуляторов во всем мире, – одна из главных государственных задач экологической безопасности. Но не в Украине. Наши власти в этот процесс никак “не вмешиваются” .
Как подтвердили “Вгору” сотрудники львовского завода “Аргентум”, собирают и поставляют использованные бытовые аккумуляторы на предприятие – исключительно общественные активисты. Ведущий экономист планово-экономического отдела предприятия “Аргентум” Татьяна Серебряная рассказала также, что и переработку батареек они также начали по собственной инициативе. Предприятие специализировалось на утилизации химикатов кино и фото-индустрии. Когда электроника стала вытеснять “пленку” , завод начал простаивать. А в 2011 году поменялось законодательство, отменили лицензию на хранение и утилизацию использованных бытовых аккумуляторов, упростились процедуры. Тогда решили запустить экспериментальную линию по переработке батареек. Первые аккумуляторы собирали сами сотрудники, эксперимент удался, и очень многие люди “подхватили” эту идею. Сначала львовские экологи, потом в процесс включились киевляне, одесситы, общественные организации из Днепропетровска и Запорожья, а в Херсоне – курьерская служба “Адресат”. Из аккумуляторов получали порошок для металлургической промышленности и продавали его на донецкие предприятия. Но из-за конфликта на востоке страны лишились рынка сбыта. И хотя “Аргентум” по-прежнему принимает батарейки, оплачивать их доставку уже не имеет возможности. Этот груз лег на плечи тех самых активистов, что добровольно организовали у себя в городах сбор опасных бытовых отходов. И сейчас во Львов со всей страны в месяц привозят около 6 тонн использованных аккумуляторов. Причем, как говорит Татьяна Серебряная, в день бывает по-разному: то пару килограммов в руках принесут, то, с “оказией”, доставят сразу 3 тонны. Линия на заводе сейчас простаивает, хотя может перерабатывать за сутки – тонну. А тем временем в Украине, по подсчетам экологов, на свалки ежедневно вывозится до 12 тонн использованных батареек....
Любая утилизация отходов – довольно затратное производство, и в цивилизованых странах его дополнительно финансируют из разных программ. Так, в США сбором и переработкой батареек занимаются частные компании, которые спонсируются производителями и импортерами этой продукции. В Евросоюзе – правительственные компании. С каждой пальчиковой батарейки взымается 3 евроцента утилизационного сбора. Один цент идет на оплату менеджмента процесса утилизации, второй – на логистические расходы (сбор и транспортировку) и третий – непосредственно на переработку. К примеру, наш ближний сосед Польша после вступления в Европейский союз собирает батарейки и отправляет их в Германию за счет того самого евроцента на логистику.
И в стоимость нашей батарейки тоже заложен такой же эконалог. То есть, каждый из нас, покупая батарейку в магазине, автоматически платит государству, в том числе – и за ее сбор, и за доставку, и – за утилизацию. Но государственный завод “Аргентум” от этого налога не получал и не получает из Госказны ни копейки. А тем более, – общественные активисты. По иронии судьбы, в том же 2014 году в Украине на выполнение экологических программ было выделено 643 млн. грн., и 30 млн. грн. из них – на “информирование населения о культуре утилизации батареек” .
Одна из крупнейших и густонаселенных стран планеты, Китай, – батарейки не перерабатывает. Там посчитали, что экономически целесообразнее заботу об экологии переложить на плечи будущего поколения. Но и там батарейки на свалку не выбрасывают, а собирают и хранят. Там создаются техногенные рудники – огромного размера ямы, где в полиэтиленовых кожухах ждут своего времени триллионы маленьких аккумуляторов от телефонов, телевизионных пультов, ноутбуков и прочих устройств. Ждут, когда изобретут технологии, позволяющие утилизировать их с прибылью.
А у нас в стране, как отметил в одном из интервью главный специалист отдела обращения с отходами и опасными веществами при Министерстве экологии Евгений Шмурак, до сих пор даже “простой” государственной программы по сбору и утилизации батареек – нет.
Черниговские активисты тоже столкнулись с тем, что отправка за свой счет – “слишком дорогое удовольствие”. У них в год собирают до 6 тонн использованных бытовых аккумуляторов. Но эту проблему уже начали решать на уровне горсовета. Депутаты рассматривают вопрос о том, чтобы финансировать доставку собранных активистами токсичных отходов на переработку во Львов за счет местного экологического налога.
А что же у нас, в Херсоне? А в Херсоне – четвертый год подряд ремонтируют канализацию, борются с оползнями, улучшают качество питьевой воды, да говорят о раздельной сортировке мусора и мусороперерабатывающем заводе.
Еще в 2012 году город разработал и принял целевую программу “Экология” . Согласно отчету, размещенному на сайте горисполкома, за 2012/2015 годы на ее реализацию потрачено 854 млн. грн. За этот счет были проведены реконструкции артезианских скважин, очистных, строительство новых и реконструкция старых канализационных сетей, строительство водоотводов, куплено оборудование для контроля питьевой воды. А также изучен подземный водоносный горизонт – с целью предотвращения его истощения. И проведена инвентаризация насаждений 4 парков и 4 скверов, высажено около тысячи деревьев и 300 кустов, да профинансирована экологическая акция с участием школьников.
Каждый из нас, покупая батарейку в магазине, автоматически платит государству, в том числе – и за ее утилизацию...
А стратегическая задача Программы – “обеспечение надлежащего уровня техногенно-экологической безопасности населения г. Херсона, в том числе решения вопроса цивилизованного обращения с твердыми бытовыми отходами на территории города”. И эта программа продолжает реализовываться. Так что надежда есть.
Но в ближайшей перспективе, в 2016 году, деньги, опять же, планируют потратить на “качественные и количественные показатели питьевого и технического водоснабжения”, на борьбу с несанкционированными свалками, на “мониторинг за состоянием уровня грунтовых вод на критически подтопленных территориях и отработку вопросов инженерной защиты”. Да, еще планируют приобрести новое оборудование для химической лаборатории, которая следит за загрязнением воздуха.
Не спорю, это надо. Особенно оборудование, а то мы так и не узнаем, чем нас травят. Оно устаревшее, работает медленно, результаты выдает только через сутки после ЧП и только по пяти загрязняющими веществами (пыль, диоксид серы, оксид углерода, диоксид азота, формальдегид). Но где же в этой Программе “батарейки” ?!
И, последнее – об отчислениях “на экологию”. По данным областной фискальной службы, только в прошлом году предприятия Херсонщины заплатили в бюджеты разного уровня 10,6 млн. гривень экологического налога. И его “львиная доля” осела именно в местных бюджетах. А в этом году пополнение экологических фондов будет еще больше, так как с 1 января ставки эконалога увеличены на 26,7%.