Личности главных реформаторов мира нельзя назвать однозначными.
Практика показывает: чтобы менять страну, не обязательно быть главой государства, можно быть его женой или матерью.
И конечно, портреты реформаторов нельзя рисовать одной краской, эти личности зачастую очень неоднозначные.
1. Папа римский Франциск, 79 лет
266-й папа римский Франциск (до избрания – Хорхе Марио Бергольо) не только духовный лидер одной шестой населения Земли – 1,25 млрд католиков, но и глава государства Ватикан.
Он является первым в истории папой из Нового Света (аргентинец). За неполных три года правления довольно сильно изменил консервативный имидж своей церкви, теряющей популярность.
Папа не заводит аккаунт в Facebook из опасений его окружения, что там будет получать слишком много оскорблений. А негативные комментарии на странице в Twitter можно и не заметить. В декабре прошлого года на официальной странице Ватикана в Instagram появилось первое селфи папы Римского.
В рамках обещанных им реформ управления и борьбы с коррупцией в начале октября 2013 г. Институт религиозных дел (Банк Ватикана), опубликовал первый за всю свою историю годовой отчет. В 2014 г. руководство банка по указу папы было заменено. В декабре прошлого года Франциск впервые назначил внешний аудит консолидированной финансовой отчетности Ватикана (эта работа поручена аудиторской компании PricewaterhouseCoopers).
По мнению папы Франциска, каждый мужчина и женщина, которые собираются заступить на государственный пост, должны задать себе два вопроса: "Люблю ли я своих сограждан так, чтобы служить им лучше?" и "Кроток ли я настолько, чтобы услышать каждое мнение и выбрать правильный путь?". Если люди не готовы утвердительно ответить на оба вопроса, их служба не будет полезной.
2. Нарендра Моди, премьер-министр Индии, 65 лет
Возглавивший страну полтора года назад, Нарендра Дамодардас Моди как в Индии, так и за рубежом, считается крайне противоречивой фигурой. До нынешней должности он 13 лет был главой штата Гуджарат, где пользовался огромной поддержкой населения.
Ему ставится в заслугу бурный экономический рост штата, а оппоненты обвиняют в непредоставлении защиты мусульманам во время погромов 2002 г. За время работы в Гуджарате он заработал репутацию друга предпринимателей и инвесторов. Среди его сторонников немало богатейших бизнесменов страны.
Во время предвыборной компании 2014 г. Моди успешно использовал соцсети, прибегнув даже к трехмерным голограммам, чтобы "напрямую" общаться с избирателями. Программный слоган возглавляемой им партии гласил: "Национализм – наше вдохновение. Развитие и хорошее управление – наша цель". Нарендра Моди активно общается со своими сторонниками в социальных сетях, число его подписчиков в Twitter более 13 млн. Пишет стихи.
Как премьер-министр страны Моди хочет добиться ускорения экономики с помощью дебюрократизации. Иностранцам в Индии уже стало проще получать права на владение имуществом и компаниями, в стране возвращена контрактная система военных закупок, упрощена процедура подключения к электросетям, отменены требования минимального размера капитала для открытия бизнеса и обязательного получение сертификата для его ведения. За первое полугодие 2015 г. Индия получила больше иностранных инвестиций, чем Китай и США, а рост ее ВВП за прошлый год ускорится до 7,5% по сравнению с 7,2% в 2014 г.
3. Джоко Видодо, президент Индонезии, 54 года
Видодо победил на президентских выборах в июле 2014 г., набрав 53% голосов. За 69-летнюю историю независимости Индонезии, крупнейшего мусульманского государства мира, он стал лишь вторым главой государства, избранным на общенациональных выборах.
Он первый президент своей страны, не являющийся выходцем из политической элиты или армии. Начинал Видодо как торговец мебелью. Популярность завоевал на постах мэра крупного города Суракарта и губернатора столицы Джакарты (с этой должности он и шагнул в президенты). Например, в конце 2011 г. из-за задолженности муниципалитета Суракарты перед государственной энергетической компанией на сумму около 1 млн долларов последняя прекратила подачу электричества для освещения города, что вызвало недовольство жителей. Мэр в короткий срок смог мобилизовать необходимые средства и лично приехал для выплаты долга.
Возглавив страну, Видодо пообещал восстановить падающие темпы роста ВВП, однако его первыми шагами стали открытие и оснащение современным оборудованием школ и больниц в сельских частях Индонезии. ВВП же страны во втором квартале прошлого года сократился на 4,6% — это худший показатель со времен финансового кризиса 2008 г. В ответ президент уволил шесть министров, а новым приказал постоянно отчитываться о "тотальной дерегуляции", проводимой для привлечения зарубежных инвесторов. Что-то уже сделано: иностранцам стало легче открывать счета в местных банках, ввозить ряд товаров, сократилось время для получения разрешений на инвестиции.
4. Аун Сан Су Чжи, "мать нации" Мьянмы, 70 лет
Вдохновившись идеями Махатмы Ганди и Мартина Лютера Кинга, она в 1988 г. основала партию "Национальная лига за демократию", чтобы противостоять военной хунте, которая захватила власть в Бирме (в 1989 г. страна стала называться Мьянмой).
В 1990 г. ее партия набрала 59% голосов на выборах в парламент, однако возглавить правительство Аун Сан Су Чжи военные не дали, они отменили результаты голосования и в очередной раз поместили Су Чжи под домашний арест (в общей сложности она провела там 15 лет). Но даже полная информационная блокада не уменьшила ее влияния. Наверное, есть единственная причина, почему военные не расправились с этой женщиной — ее происхождение. Она – дочь основателя независимой Бирмы генерала Аун Сана, статуи которого стоят повсюду в стране.
В 1991 г. она стала лауреатом Нобелевской премии мира. В 2010 г. Су Чжи освободили из-под домашнего ареста, а ее партия впервые прошла в парламент.
В ноябре 2015 г. на очередных выборах "Национальная лига за демократию" завоевала большинство голосов в обеих палатах парламента. Партия получила возможность назначать правительство и президента страны. Армия и действующий лидер пообещали обеспечить мирную передачу власти. Однако сама Аун Сан Су Чжи в соответствии с недавно введенными конституционными ограничениями не может занять пост президента, так как ее муж и взрослые дети имеют гражданство других государств. Поэтому возможно, что президентом формально будет назначен доверенный человек Су Чжи, а реальным руководителем страны будет она.
5. Никола Груевский, премьер-министр Македонии, 45 лет
Сейчас Македония занимает 12 место в рейтинге Doing Business, а девять лет назад, до того, как Груевский стал премьером, она была на 96. ВВП страны с 2006 г. почти удвоился. Такой результат принесли радикальное снижение налогов (например, подоходный всего 10%) и дебюрократизация большинства процедур, связанных с началом и ведением бизнеса. В прошлом году в стране введена бесплатная электронная регистрация юридических лиц.
С декабря 1999 г. по ноябрь 2002 г. Груевский был министром финансов Македонии, под его руководством была проведена реформа финансовой системы страны.
Минувший год для Груевского выдался неоднозначным. Весной оппоненты обвинили его в коррупции и политических репрессиях. 500 оппозиционеров после акции, в которой принимали участие 20 тыс. человек, разбили палаточный городок рядом с домом правительства и начали требовать отставки Груевского. Но митинг в поддержку премьера, собравший 90 тыс. человек, стал крупнейшим в истории Македонии. Груевский заявил, что "без воли народа" он не уйдет в отставку. В результате на апрель 2016 г. назначены досрочные выборы.
В свое время в Македонии отказались от идеи шоковой терапии. Именно при Груевском произошла реформа налоговой системы, появились новые системы платежей, были разморожены и денационализированы валютные счета, заключены десятки договоров о свободной торговле. Страна должна была вступить в ЕС еще в 2005 г., но этого не случилось до сих пор, т.к. по экономическим показателям она все еще не соответствует нормам Евросоюза. В частности, в стране огромная официальная безработица – около 30%, то есть много людей заняты в сером секторе или полукриминальной деятельностью (например, контрабандой).
6. Моза бинт Насер аль-Миснед, вторая из трех жен бывшего эмира Катара и мать нынешнего эмира, 54 года
Моза, или как ее называют на арабский манер шейха Моза, дочь видного катарского бизнесмена, мать семерых детей, одна из самых стильных первых леди планеты. Бывший эмир Катара позволил своей жене не только снять паранджу, но и вмешаться в государственные дела.
Для арабского мира ее стиль – вызов. В Катаре, как и везде в арабских странах, женщины ходят укрытыми с головы до пят бесформенными черными одеяниями, но Моза на голове носит лишь тюрбан, ее наряды – от ведущих модных домов мира, часто ее можно видеть в брюках.
Она занимает ряд государственных и международных должностей: глава катарского фонда образования, науки и общественного развития, президент Верховного совета по семейным вопросам; вице-президент Верховного совета по образованию; спецпосланник ЮНЕСКО. Создала Арабский демократический фонд, в который ее муж сделал первый взнос в размере 10 млн долларов. Главная задача фонда – содействие развитию свободных СМИ и гражданского общества. Моза была инициатором создания Катарского парка наук и технологий, построила в пригороде Дохи, столицы Катара, университетский городок, где лекции читают профессора американских университетов. Имеет почетные докторские звания пяти британских и американских университетов, является дамой-командором Ордена Британской империи.
Шейха Моза считает своей главной целью превратить Катар в современную передовую страну.
7. Рауль Кастро, президент Кубы, 84 года
Младшего брата и верного соратника кубинского лидера Фиделя Кастро было невозможно подозревать в склонности к реформам, но объективная реальность заставила и его поступиться принципами.
После развала социалистического лагеря и исчезновения в 1991 г. Советского Союза Куба переживала сильнейший экономический кризис. Правительство вынуждено было пойти на значительные уступки, допустив иностранные инвестиции в некоторые секторы экономики, а затем разрешив хождение в стране иностранных валют. Ключевую роль в проведении экономических экспериментов играло военное руководство страны во главе с Раулем Кастро. В 2008 г. Рауль официально возглавил Кубу.
В первые месяцы у власти он провел ряд мер по либерализации жизни страны. В частности был снят запрет на использование мобильных телефонов, всем гражданам был разрешен доступ в интернет. В сельском хозяйстве проведена реформа, позволяющая фермерам самим решать, как использовать свою землю, какие посевы сажать и что закупать. Куба подписала Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Была разрешена приватизация государственного жилья.
В конце прошлого Рауль Кастро и президент США Барак Обама договорились о нормализации отношений между двумя странами. Процесс идет медленно, но уже открыты посольства, ослаблены санкции в сферах транспорта, телекоммуникаций и денежных переводов.
8. Рула Гани, первая леди Афганистана, 67 лет
Ашраф Гани победил на выборах и стал президентом Афганистана с сентябре 2014 г. Для этой страны он является неординарным политиком. В 2013 г. занял второе место в рейтинге 100 лучших мыслителей мира (World Thinkers 2013) британского издания Prospect, является автором книги Fixing Failed States ("Укрепление несостоявшихся государств", 2008). А после победы на президентских выборах он публично поблагодарил за поддержку в числе прочих свою жену Рулу Гани. Для Афганистана это стало полной неожиданностью. Ранее всегда первые леди страны молча стояли за спиной своих супругов и боялись показываться на публике.
Рула Гани родилась и выросла в Ливане в христианской семье. В 1969 г. закончила Институт политических исследований в Париже. В 1974 году получила степень магистра политических исследований в Американском университете Бейрута, в 1983 г. – степень магистра журналистики в Колумбийском университете в Нью-Йорке. Имеет гражданство Афганистана, Ливана и США. Свободно говорит на английском, французском, арабском языках и дари.
Сейчас Рула Гани активно занимается благотворительной и правозащитной деятельностью и делает заявления в прессе, в которых говорит о необходимости добиться равноправия мужчин и женщин в Афганистане. Включение женщин в официальную экономическую жизнь Афганистана (официально им сейчас запрещено работать) даст хороший толчок местной экономике. Рула уверена, что она может помочь восстановить в стране довоенный, более свободный и либеральный образ жизни.
9. Хасан Роухани, президент Ирана, 67 лет
Понятие "реформы" трудно применить к современному Ирану. Главой государства и верховным главнокомандующим вооруженными силами является Высший руководитель (рахбар). Эту должность пожизненно занимает один из высших священнослужителей (аятолла).
Президент Ирана выполняет классические представительские функции, а также обязанности, которые в большинстве стран мира возложены на премьер-министров (в Иране должность главы правительства упразднена).
Хасан Роухани стал президентом страны в августе 2013 г. До этого он много сделал для превращения Ирана в теократическое государство, зарекомендовал себя как верный страж исламской революции. Но на фоне своего предшественника на посту президента (который был его соперником на выборах) Роухани выглядит как реформатор и либерал. И только потому, что президентом стал он, появилась возможность остановить сползание Ирана к владению ядерным оружием. Он рассудителен, конструктивен, и воинственному монологу предпочитает диалог – с кем угодно, даже с "большим сатаной". Потому что так разумнее и эффективнее. По крайней мере, санкции с Ирана начали снимать.
Кроме родного фарси, Роухани говорит на русском, арабском, немецком, английском и французском языках.
Он объявил об определенной либерализации внутри страны. Обещано освобождение ряда политических узников. В политическом плане выступает за конкуренцию различных сил. Пообещал, что парламентские выборы в феврале этого года будут проведены прозрачно и демократично.
Придерживается умеренных религиозных взглядов, подчеркивает, что насилие противоречит принципам ислама. "Мы должны избавиться от негативного образа ислама в сегодняшнем виртуальном и реальном мире", – заявил он на недавней конференции в Тегеране.
Говорит о стыде, который испытывает, глядя на мусульманских детей, вынужденных совершать длительное и опасное путешествие, чтобы искать убежища в немусульманских странах.
Призвал прекратить вражду между шиитами и суннитами – двумя основными течениями ислама . "Не существует ни шиитского, ни суннитского полумесяцев. Есть луна ислама. И мы, мусульмане должны быть едины во всем мире".
В сентябре прошлого года поздравил евреев с праздником Рош-а Шана. Как известно, отношения между израильтянами и Ираном всегда были и остаются напряженными. Многие иранские политики в открытую заявляют, что Израиль – главный враг Исламской республики.
Заявил, что экономика Ирана должна избавиться от погони за рентой и развиваться в конкурентной среде.
10. Поршия Симпсон-Миллер, премьер-министр Ямайки, 70 лет
Первая женщина премьер-министр в истории страны. В январе 2012 г. она возглавила правительство во второй раз. Первое ее правление было коротким: март 2006 – сентябрь 2007. Получила высшее образование в Майами (США) по специальности: управление, информатика, программирование. До того, как занять кресло премьера, была министром по делам местного самоуправления, общественного развития и спорта.
Симпсон-Миллер крайне популярна среди бедных слоев населения острова. Стиль ее руководства близок к популизму. Так при вступлении в должность она пообещала, что Ямайка скоро станет юридически самостоятельным государством, выйдя их Британского содружества. Процедура выхода простая, но руководитель правительства пока ничего не сделал для ее запуска. Но зато в октябре прошлого года на встрече с премьер-министром Великобритании подняла вопрос о выплате компенсаций за порабощение острова во времена Британской империи. Понравилась ее избирателям и частичная легализация в стране марихуаны.
Вместе с тем, под руководством Симпсон-Миллер Ямайка за два года поднялась с 90 на 64 место в рейтинге Doing Business. Эксперты рейтинга отмечают, что это произошло благодаря введению онлайн-системы уплаты налогов, ускорению процедуры регистраций компаний, появлению специальных экономических зон. В конце марта прошлого года она представила парламенту страны две новые стратегии – роста экономики и борьбы с преступностью, над реализацией которых правительство сейчас и работает.