Наш новый год без деда Мороза и Снегурочки уже невозможно представить. Даже западные страны начали “перенимать” эти традиции. Раньше их Санта Клаус ходил один, теперь же ему тоже стараются найти молоденькую спутницу – или эльфийку, или фею.
А каково быть десятки лет Снегурочкой, “Вгору” рассказывает методист Центра массовой работы организации досуга Дворца детского и юношеского творчества Татьяна Павлова-Сысюк.
– Татьяна Викторовна, каким был Ваш дебют Снегурочки?
– Сразу после школы работала на полупроводниковом заводе. А коса у меня была тогда – до колен. Вот из-за косы, наверное, и попросили побыть Снегурочкой для заводских детей. Это было в Скадовске, в филиале полупроводникового. Но, тем не менее, там тоже был очень большой коллектив. Арендовали для праздника огромнейший спортзал, елка – в самый потолок. Водили хороводы, пели, все красиво, все замечательно. И тут началась самая приятная минута: дед Мороз раздает подарки. Но так как детишек очень много, то дед Мороз один не справлялся, не успевал, пришлось Снегурочке ему помогать. А в то время завод славился, деньги у профсоюза были, поэтому детям закупили замечательные подарки: и куклы, и машинки большие, и игры, и пистолетики, – чего только не было! Огромные мешки с меня ростом, забитые полностью, под елочными лапами спрятали. Я туда тоже, достаю подарки, раздаю. Этот мешок заканчивается, пытаюсь к другому дотянуться и тут понимаю: сдвинуться не могу, короной за дождик елочный зацепилась. Да так зацепилась, что если пошевелюсь, то завалится вся елка! Хорошо, рядом моя подруга оказалась. Заметила, начала меня выпутывать и Снегурочку, общими усилиями, благополучно из елки вытащили.
– На корпоративы часто приглашают?
– Последние годы, то ли с кризисом, то ли с моим уже почтенным возрастом, меньше. А лет десять назад заказывали часто. И на корпоративы в частные фирмы, в госучреждения, и просто к деткам. Был даже “международный” Новый год. Родители живут здесь, в Херсоне, а их дочка – в Израиле. И тут она внука привезла первый раз к бабушке с дедушкой. Решили ему показать, какие у нас традиции. Пригласили нас на 31 число, ближе к полуночи. Было еще пару деток, веселились, танцевали, пели “В лесу родилась елочка”. Но пели, в основном, конечно, мы. А для него это все и вовсе было в диковинку, непонятно: какие-то песни петь, хороводы водить.
Полюбила Снеговика Весна-красна. От этой любви и появилась Снегурочка: унаследовала от отца доброту, а от матери – красоту...
Приходилось много работать, особенно 28-29 декабря, бывало и 30-го, но реже. Особенно весело в женских коллективах. Там как-то дошло даже до стриптиза, но, уточняю – не настоящего, а исключительно дедморозовского. Вечер в полном разгаре, игры дружеские, дамы подвыпили, и – началось дружное скандирование… Мы люди творческие, нам в раж войти – нечего делать. Да и посох очень удобным оказался для “танца вокруг шеста” . Вот дед Мороз и разгорячился: снял шубу, шапку, рукавицу и бороду. А на большие корпоративы, именно новогодние (а не накануне), никогда не ходила. Я дама семейная, больше Новый год дома люблю встречать. И работать с пьяным народом не хотелось…
– Пытались со Снегурочкой “познакомиться поближе” ?
– Вы знаете, – нет. Наверное потому, что внутри я больше баба Яга. Ка-а-ак гляну, охота приставать отпадает сразу. И баба Яга – моя любимая роль.
– А почему баба Яга больше нравится?
– Потому что с ней – интереснее и все непредсказуемо. А Снегурочка… Вы же знаете, кто ее родители? Нет? Детям мы этого не рассказываем, а вам – расскажу. По славянским мифам, дед Мороз очень любит выпить и погулять с Метелицей. А так как дед Мороз хорошо “употреблял”, то и сынок, Снеговик, получился нескладным и глупеньким. Но – очень добрым. И за характер полюбила Снеговика Весна-красна. От этой любви и появилась Снегурочка: унаследовала от отца доброту, а от матери – красоту. Да, она добрая, она хорошая, за это ее очень любят. Но Снегурочка не запоминается, потому что она “никакая”, заторможенно-замороженная. А бабу Ягу и на улице узнают, без костюма, без грима. Ты этого ребенка даже не помнишь – настолько большой поток детей, а он тебя – помнит. И кричит на всю улицу: “Мама, мама, смотри – баба Яга пошла!” Или приходят школьники на другие праздники (мы не только на новогодние, но и на другие утренники проводим, и просто игровые программы делаем). И в каком бы я костюме не была, обязательно кто-то: “Ой, баба Яга, привет!” А учительница смущается, краснеет: “Маша, ну что ты, это некрасиво! Маша, нельзя так говорить!” . Это весело. И еще, наши дети чуть ли не с колыбели знают, что дед Мороз и Снегурочка – не настоящие, а переодетые дядя и тетя, им платят деньги и они приходят. Но в злые силы дети настолько верят, что просто не передать. И никогда не знаешь, как дети на тебя отреагируют.
– А были случаи, когда ситуация “выходила из-под контроля” ?
– Знаете, один раз, действительно, еле справилась. Были у нас на утреннике дошколята. Я играла Бабу Ягу. Выхожу, на кого-то накричала, кому-то пальцем погрозила и говорю: “Все, праздника не будет, Нового года не будет. Но если хотите – надо его заработать, в игры со мной поиграть”. Выбрала две команды, поворачиваюсь к ним лицом, расставляю, наклоняюсь, – потому что малыши, совсем маленькие. И тут чувствую, мне сзади тааакая подача, в мягкое место! Первая реакция какая – резко разворачиваюсь и смотрю на уровне своего роста. А там – никого. Думаю: странно, не могло ж показаться. И тут начинаю соображать. Опускаю взгляд ниже, стоит совсем кроха, кулаченками замахивается, кричит: “Ты злая, ты нехорошая, уходи отсюда!” Мне реально страшно стало. У него столько ярости в глазах, что понимаю – если сейчас ситуацию как-то не сгладить, он меня побьет! Давай ему объяснять: вот поиграем, и все будет хорошо. Еле утихомирила.
А бывают и смешные ситуации. Делали сказку “по Винни Пуху”, играла там Бяку. Украла хвостик у Тигра, а деду Морозу говорю, что я – хорошая. И сидит мальчик с бабушкой, и из середины зала кричит: “Ты – плохааая! Бабушка, я правильно говорю?!” Бабушка кивает: “Правильно, внучек, правильно” . Я – “Да я ж ничего плохого не делала. Я вообще такая замечательная!” – “Нет! Ты у Тигра хвостик украла! Бабушка, я правильно говорю?!” И так – весь вечер. Бабушка с внуком тоже стали активными участниками сказки.
Когда ребенок вырывается наружу, уже не важно, кто начальник, кто подчиненный, кому сколько лет. Вот тогда и начинается настоящее, искреннее, сказочное веселье...
А еще был случай – играла Красную Королеву (Новый год по мотивам “Алисы в стране чудес”). Выходит на сцену Валет, я грозно: “На колени!” Тут мальчик с первого ряда вскакивает и – бух на колени! Вот так со злыми героями получается. Первые секунды, минута, и – дети уже втянуты в спектакль, им интересно, и они верят, что сейчас помогут Снегурочке и деду Морозу и победят эту бабу Ягу, и все будет хорошо. Хотя тенденция последних лет – дети больше полюбили злые силы. Иногда могут даже деда Мороза запутать. Спрашивает он, например, -– Дети, а куда побежала Баба Яга? – А мы не скажем! Но обязательно найдется “Павлик Морозов”, и радостно пальцем ткнет: туда побежала! Ну и в конце злые силы обязательно исправляются. Дед Мороз или Снегурочка (зависит от того, какой “активный” дед Мороз и как с ним репетировать было – со “своими” дедами во Дворце туговато, часто знакомых, друзей просим) спрашивают: “Ну что, ребята, простим их?” Раньше кричали “нет”, приходилось уговаривать. А сейчас – больше прощают. Забавно.
– А в каких “злодеев” еще перевоплощались?
– О, в очень многих. Как пришла работать во Дворец, так и получилось, что сразу стала играть отрицательных героев. И еще – мужские роли. Так как комплекция позволяет – худая и женские части тела особо не выпирают. Были еще и герцог Ломай-круши, и Джек-воробей, например…
– Татьяна Викторовна, Вы много на сцене выступаете, а, например, Джульету сыграть мечтали?
– Вы знаете – никогда. Я мечтала стать “массовиком-затейником”, и стала. Работа, конечно, специфическая. Здесь и сценарии пишешь, и режиссируешь, и сам играешь. Но мне очень нравится. А когда видишь отдачу детей, когда тебе верят и откликаются – это так здорово! Любая усталость проходит.
– Раньше говорили: массовик-затейник, теперь – аниматор. В чем разница?
– Был массовик-затейник, потом называли культорганизатор, потом появилось слово игротехник, теперь – аниматор. Я так скажу: разницы – никакой. Все выполняют одну и ту же работу: “завести” зал и сделать праздник интересным. Сейчас время планшетов, гаджетов, дети мало играют в подвижные игры, не знают их. Тем не менее, играют– с удовольствием. Они соскучились по вниманию. Есть друг “виртуальный”, с которым поссорился, кнопочку нажал и удалил из контактов. А есть друг настоящий. И здесь уже “вживую” надо уметь общаться. А игры – они же учат и дружбе, и вместе находить выход из любой ситуации, и конфликт “разруливать” .
– А взрослые “включаются” в игру?
– Да! Кстати, когда я работала на корпоративах, первое время старалась найти, придумать игры для взрослых. А потом поняла: надо давать игры для детей. Мы же все в душе – дети. И когда ребенок вырывается наружу, уже не важно, кто начальник, кто подчиненный, кому сколько лет. Вот тогда и начинается настоящее, искреннее, сказочное веселье. И происходят новогодние чудеса, и все мечты – сбываются!