Его поведение неизменно находили вызывающим, эпатажным, шокирующим. Есенина невозможно загнать в тесные рамки литературных направлений начала ХХ века, он – сам по себе, бунтующий и страстный. Поэзия Сергея Есенина никого не оставляет равнодушным: ее либо обожают, либо отказываются принимать и понимать. 3 октября исполнилось 120 лет со дня рождения великого поэта. К этой дате мы собрали интересные истории из его жизни.
Есенин и бумага
В 1918 году в Москве было организовано издательство “Трудовая артель художников слова”. Его организовали Сергей Клычков, Сергей Есенин, Андрей Белый, Петр Орешин и Лев Повицкий. Хотелось издавать свои книги, но бумага в Москве была на строжайшем учете. Есенин все же вызвался достать бумагу.
Он надел длиннополую поддевку, причесался на крестьянский манер и отправился к дежурному члену Президиума Московского Совета. Есенин стал перед ним без шапки, начал кланяться и, старательно окая, попросил “Христа ради сделать божескую милость и отпустить бумаги для крестьянских поэтов”.
Для такой важной цели бумага, конечно же, нашлась, а первой была издана книжка стихов Есенина “Радуница”.
Чтение стихов
В конце 1918 года Есенин несколько недель прожил в Туле, спасаясь от московского голода. Каждый вечер в доме, где он жил, собиралась образованная публика, и Есенин читал свои стихи, которые он помнил наизусть – все до единого. Декламацию Есенин сопровождал очень выразительной жестикуляцией, что придавало его стихам дополнительную выразительность и силу.
Иногда Есенин имитировал Блока и Белого. Стихи Блока он читал серьезно и с уважением, а стихи Белого – с издевкой, пародируя его.
Вечные враги
Миф о взаимной ненависти Сергея Есенина и Владимира Маяковского – один из самых известных в истории литературных течений ХХ века. Поэты действительно были непримиримыми идейными оппонентами и в публичных выступлениях были готовы бесконечно поливать друг друга грязью. Однако это не означает, что один из них недооценивал силу таланта другого.
Современники подтверждают, что Есенин понимал значение творчества Маяковского и выделял его из всех футуристов: “Что ни говори, а Маяковского не выкинешь. Ляжет в литературе бревном, и многие о него споткнутся”. Поэт неоднократно читал отрывки из стихов Маяковского, – в частности, ему нравились стихотворения о войне “Мама и убитый немцами вечер” и “Война объявлена”.
В свою очередь, Маяковский также был высокого мнения о Есенине, хотя и скрывал это со всевозможной тщательностью. Известный мемуарист Матвей Ройзман вспоминает, что однажды, придя на прием к редактору “Нового мира”, “сидел в приемной и слышал, как в секретариате Маяковский громко хвалил стихи Есенина, а в заключение сказал: “Смотрите, Есенину ни слова о том, что я говорил”. Оценка, которую Маяковский дал Есенину, была однозначной: “Чертовски талантлив!”
Прекрасная Зинаида
Одной из самых красивых женщин в жизни Есенина была Зинаида Райх, известная актриса. Она была настолько хороша собой, что поэт просто не мог не сделать ей предложение. Они поженились в 1917 году, Зинаида родила двух детей – Татьяну и Константина, но Есенин никогда не отличался верностью. Райх терпела в течение трех лет, затем они расстались. Самое известное стихотворение о ней – “Письмо к женщине”.
Айседора
В начале 20-х годов Есенин вел праздную жизнь: пил, скандалил в кабаках, легко относился к случайным связям, пока не встретил ее – известную американскую танцовщицу Айседору Дункан. Дункан была старше поэта на 18 лет, не знала русского языка, а Есенин не говорил по-английски. Они поженились через полгода после знакомства. Когда их спросили, какую фамилию выбирают, оба пожелали носить двойную фамилию – Дункан-Есенин. Так и записали в брачном свидетельстве и в их паспортах. “Теперь я – Дункан”, – кричал Есенин, когда они вышли на улицу.
Эта страница жизни Сергея Есенина – самая сумбурная, с бесконечными ссорами и скандалами. Они много раз расходились и сходились вновь, но в итоге так и не смогли преодолеть “взаимонепонимание”.
Айседора трагически погибла спустя два года после смерти Есенина, удушившись собственным шарфом.
О себе Есенин очень точно подметил: “Прокатилась дурная слава, что похабник я и скандалист”. Это утверждение соответствовало действительности, так как поэт в пьяном угаре любил развлекать публику сочинениями весьма скабрезного содержания. По воспоминаниям очевидцев, Есенин практически никогда не записывал матерные стихи, они рождались у него спонтанно и тут же забывались.
Подобных сиюминутных стихов у Есенина было довольно много. Например, его авторству приписывают стихотворение “Не тужи, дорогой, и не ахай”, в котором поэт призывает своих врагов пойти по всем известному адресу, упреждая их желание послать самого Есенина куда подальше.
И все-таки Есенин – не трагический поэт. Его стихи – гимн жизни во всех ее проявлениях. Гимн жизни непредсказуемой, трудной, полной разочарований, но по-прежнему прекрасной. Это гимн хулигана и скандалиста, вечного мальчишки и великого мудреца.