«22 июня ровно в четыре часа Киев бомбили, нам объявили, что началася война…». Эти строки поэта Бориса Ковынева когда-то мог процитировать даже дошкольник. Сегодня, пожалуй, лишь единицы молодых людей могут назвать дату вторжения гитлеровской Германии на территорию СССР. Но не время стирает даты. Это мы, видимо, стали прохладнее относится к истории и к подвигу.
А ведь герои Второй мировой и сегодня живут рядом. Их выдают седины, необычайная внутренняя стойкость и умение ценить и любить жизнь.
В этом году 11 февраля ветерану Петру Григорьевичу Гапонову из Чернобаевки исполнилось 92 года. Он один из немногих, кого семьдесят семь лет назад застала страшная весть о начале войны.
- Мне тогда было пятнадцать, – вспоминает Петр Григорьевич. – Я закончил на «отлично» восемь классов и собирался поступать в авиационное училище. Но весть о войне все мои надежды и планы разрушила. В сорок первом году забрали на войну моих старших братьев – Сашу и Ивана. Оба так и не вернулись. Мы жили в Скадовском районе тогда еще Николаевской области, в селе Кларовка. Я, как единственный кормилец в семье, помогал матери. Впрягал корову и пахал землю. Жили мы бедно – ни мыла, ни одежды, ни обуви. Словом, работали много, собирали колосья, сеяли, пахали, девчат на волах катали, словно и не было войны…
- В 1943 году в село пришли наши войска. Стали собирать добровольцев, - продолжает Петр Григорьевич. - Насобирали нас таких с Голопристанского, Скадовского, Ивановского, Каланчакского районов больше двух тысяч. Целую неделю мы жили в огромном сарае, спали на соломе, а кормили нас галушками. А галушки я любил, поэтому и не горевал особо.
Стали нас распределять по отрядам. Я попросил у командира, чтобы меня в авиацию определили. Ведь с детства мечтал о небе. Но мне ответили: мол, летчиков у нас много, а самолетов нет. Поэтому распределили в артиллеристы. За две недели научили стрелять, меня к тому же назначили в дивизии знаменосцем, но вскоре знамя отобрали, потому что я не был коммунистом. Более того, я еще по глупости в досье написал, что отец мой был белым офицером. Поэтому о карьере знаменоносца мне пришлось забыть.
В составе 280-ой дивизии Петр Григорьевич прошел освободительным маршем от Хмельницкого, тогда это был город Проскуров, до Берлина, форсировал Вислу, Штайн, Мейсен, Одру. Вспоминает, как освобождали Польшу, и насколько бедными и разрушенными были польские деревни. «Женщины возле кроватей на ночь привязывали коз, чтобы не лишиться единственной кормилицы, - рассказывает Петр Григорьевич. – А вот когда шли по Германии, насмотрелись на добротные и богатые дома. Мирное население нас боялось. Ходили слухи, что советские солдаты отрезают немцам уши и выкалывают глаза. Конечно же, такого не было!
30 апреля 1945 года Петр Григорьевич получил серьезное ранение. 280-я дивизия, входящая в состав Первого Украинского фронта, попала в окружение: «Мы не спали более суток, выходили из кольца пешком. Но не тут-то было! Немцы открыли огонь из пулеметов. Много наших бойцов погибло. Я с двумя товарищами организовал разведгруппу, через лес мы вышли на своих и позвали подкрепление. Это был страшный бой. Выжили единицы. Я был награжден орденом Красной Звезды.
Петр Григорьевич семь лет провел в армии. За это время видел и смерть, и подвиги, познал и истинную дружбу, и предательство. Не обошла стороной нашего героя и любовь.
- Мою первую любовь звали Надя, - вспоминает Петр Григорьевич. - Мы были из одного села. И фамилия у нее, как у меня – Гапонова. Крепко дружили мы, потом я ушел на войну, писал ей письма. Долго писал, но ни одного ответа не получил. Было больно и досадно, что забыла меня и не ждет. Лишь спустя двадцать лет я ее нашел и выяснил, почему она мне не отвечала. Мои письма с признаниями получала другая девушка по имени Надя Гапонова. Вот так - не судьба! С первой юношеской любовью у меня не задалось, а вот с женой своей Валентиной Ивановной мы прожили долго и счастливо шестьдесят лет. И нажили трое детей, шесть внуков и десять правнуков. Вот оно - наше богатство!
В свои 92 года Петр Григорьевич Гапонов бодр, энергичен, весел и оптимистичен. У него отменное чувство юмора и потрясающая память. Он всегда помнит о днях рождениях своих родных и близких, ежегодно поздравляет с профессиональным праздником своих лечащих врачей. А еще он не может оставаться равнодушным к проблемам односельчан.
Несколько лет назад возле областного туберкулезного диспансера по Николаевскому шоссе разобрали остановку. Людям приходилось ждать транспорт в непогоду под проливным дождем. Петр Григорьевич побывал во многих чиновничьих кабинетах, исписал обращениями и жалобами не одну тетрадь. И своего добился – остановку восстановили.
- Меня часто спрашивают, чего такому деду, как мне, не сидится дома? А как можно спокойно наблюдать за беспределом и оставаться безразличным? – удивляется Петр Григорьевич. - Все беды на земле происходят от человеческой глупости, бессердечия, высокомерия и непонимания. Поэтому, уверен, надо чаще друг с другом общаться, говорить правду, любить и ценить жизнь, а главное - жить с любовью и добром к людям. И тогда, никакие войны нам не страшны!
Благодарим председателя совета ветеранов с.Чернобаевка Нину Васильевну Курдыбайло за помощь в подготовке материала.