Підтримати нас

Польша: взгляд из Херсона

Автор статті
06 червня 2016 02:00
677
Поширити:

Недельная стажировка журналистов в Польше пролетела, как одно мгновение, и еще неделя понадобилась, чтобы осмыслить и “разложить”  по полочкам все услышанное и увиденное.

Некоторые события, происходящие сейчас в дружественном европейском государстве, настораживали и вызывали жутковатое “дежа вю”  нашего прошлого. Другие – вызывали неимоверное восхищение и “белую зависть” – ведь такое тоже могло бы быть и в Украине. Ну, а иногда, сердце наполнялось гордостью: и иностранцам есть чему поучиться у херсонцев.

Стажировку для журналистов и блогеров территориальной части Украины и оккупированного Крыма организовали Черниговская общественная организация “Ахалар”  и Хельсинский фонд по правам человека, Варшава.

Претендентов на участие в этой поездке было порядка 250 человек, отобрали всего 14, в том числе и автора этих строк, корреспондента газеты “Вгору” .

Тут чужой, там – враг

Вместе со мной в посольстве Польши в Одессе оформлял документы коллега из Севастополя Антон Меснянко. Крымчанам, как оказалось, визы сейчас открывают исключительно в Одессе. И получить заветное разрешение жителям полуострова гораздо труднее, чем остальным гражданам Украины.  Для получения визы надо подтвердить свои постоянные финансовые отношения с государством. Например, предоставить справку с украинского места работы, что ты постоянный сотрудник; справку о зарплате за полгода; распечатку из украинского банка о хождении денег на счету. Как это сделать крымчанину, если там, на полуострове, и работа, и банки, все – с “орлиными”  печатями Российской федерации?!

Да, ситуация парадоксальная, – подтвердил Антон. – Я там враг, потому что работаю на независимые СМИ, которые находятся на материке. А тут – чужой…

Но учитывая, что и “Ахалар”, и Хельсинский фонд по правам человека ходатайствовали перед посольством Польши в Украине за каждого журналиста, кто был отобран для участия в поездке, визы нам открыли всем.

Школа танцев Соломона Пляра

Прежде чем познакомиться с работой самоуправления в маленьких городках Польши, мы на сутки задержались в столице, в Варшаве.

Там встречались с профессором, председателем правления Фонда развития локальной демократии, экс-главой Конституционного Суда и одним из авторов законодательных реформ, которые Польша уже успешно воплотила в жизнь – с Ежи Стемпенем, и с председателем Хельсинского фонда по правам человека Данутой Пршиварой. Именно эти эксперты пояснили, что сейчас происходит у них в государстве. Одной фразой политические изменения в Польше можно охарактеризовать цитатой из одесского шансона: “шаг вперед и два назад”.

Как пояснили нам на встрече, прокоммунистическая партия “Право и справедливость”  “вырастила”  и продвинула на выборах Президента летом прошлого года “своего человека”, Анджея Дуда, а на осенних выборах в парламент эта же партия набрала абсолютное большинство голосов. И в Польше фактически началась узурпация власти, “откат”  от демократии.  

Правительство искусственно заблокировало деятельность Конституционного суда, и начало в обществе дискуссию – “а нужен ли нам этот орган”. А “под шумок”  власти начали принимать Законы, которые идут вразрез с принципами демократии, вразрез с правами и свободами, гарантированными Конституцией Польши. Например, ограничили роль судов в оперативном следствии – теперь людей могут прослушивать, и следить за ними лишь на основании “подозрения”  в причастности к преступлению.

А если еще заподозрят в “угрозе национальным интересам” , то  могут без суда задержать и посадить человека за решетку на две недели.  Это больше касается беженцев, но, как заметила Данута, “подозревать можно каждого”. Прикрываясь “национальными интересами”  теперь могут запретить любое собрание или шествие.  Могут использовать провокации – против чего всегда выступал Европейский суд по правам человека. Ввели полицейский контроль за Интернетом. Поменяли кадровую политику – отменили конкурсы на должности и теперь любого могут как назначить, так и уволить, “без объяснения причин”. Приняли закон, который дает государству полную власть над СМИ – из публичных масс-медиа стали национальными, финансируются за счет дополнительного налога, и обязаны теперь говорить только о  патриотизме, о значимости Польши. И за полгода после принятия этого закона уже уволено 127 журналистов.

Самостоятельные села и города – это самая успешная реформа, которую реализовала Польша...

И это далеко не все “новые правила”. Также правительство намеренно и последовательно разрушает основной принцип демократии “разделяй и властвуй”  – о трех ветвях власти: законодательной, исполнительной и судебной. Президент готовит судебную реформу и, не дожидаясь ее, уже вмешивается в работу обычных судов, а правоохранительные органы – полиция и прокуратура, – перестали быть независимыми от политиков.

– Мы прекрасно знаем, что полиция умеет считать, – говорит Данута, – наш Фонд еще со времен движения Сопротивления и работы в подполье, тоже считал количество людей на митингах и в демонстрациях. И результаты сравнивали с официальными данными полиции. Разница подсчетов, после 1989 года, обычно была незначительной, в какие-то единицы. В этом году у нас 7 мая была акция протеста, “Демократическая хода”. Мы насчитали 240 тысяч участников. А “новые СМИ”  сообщили, что вышло всего около 30 тысяч человек. Полиция назвала цифру чуть больше – 40 тыс. Но согласитесь, 240 тысяч и 40 – очень большая разница. Это напоминает советскую пропаганду 70-х годов.

Можем, но – не  обязаны?

Польские правозащитники обратились с заявлением в Венецианскую комиссию. Как известно, это очень влиятельный независимый международный орган, который следит за соблюдением государствами демократических стандартов. Если, например, какой-то закон вызывает у экспертов сомнения, то большинство правительств приостанавливают действие того документа в стране, пока по нему не будет выводов комиссии.

Так вот, эксперты Венецианской комиссии изучили ситуацию в Польше и тоже пришли к выводу, что в государстве идут глубокие, угрожающие демократии процессы. Правительству были направлены серьезные рекомендации, среди которых – нормализовать работу Конституционного суда.  

Однако Президент Анджей Дуда заявил в интервью, что да, Польша должна слушать международных экспертов, но – не обязана. А парламентарии, его соратники по партии, начали рассуждать в различных ток-шоу о том, что нечего иностранцам вмешиваться во внутренние дела независимого государства, да и кто они, эти эксперты, какое такое у них образование?...

Призрак Януковича

Я слушала рассказ о нынешней политической ситуации в Польше и чувствовала, как стягивает кожу морозным ознобом потустороннее присутствие нашего прошлого, которое взорвалось Евромайданом.

Помните, с чего начался “порядок”  Януковича? С противостояния в Верховной Раде, перевыборов и абсолютного большинства голосов у Партии Регионов. За короткое время судебная и правоохранительные ветви власти, чиновники всех уровней стали полностью подконтрольными Президенту и его партии.  

Тогда же в главный закон Украины, в Конституцию, внесли такие изменения, которые усилили власть Президента в  глубинках: дали ему право самому выбирать и назначать глав областных администраций, не согласовывая их кандидатуры ни с Кабмином, ни с кем.

И о том, что нечего международным экспертам в наши суверенные дела вмешиваться, и о  “каких-то” непонятных экспертах” Венецианской комиссии мы слушали похожие высказывания.

А потом правительство не только радикально поменяло государственный курс “с запада на север”, но, невзирая на массовые акции протеста, приняло 16 января пакт законов, получивших у нас название “диктаторские”.
Законов, очень похожих на те, что были приняты лет пятнадцать назад в России.  У нас их отменили под давлением народа, ну а сейчас – протаскивают в Польше. Да и диктатура Владимира Путина, если вы помните, тоже началась “за компанию”  с партией “Единая Россия”, заполучившей в Думе наибольшее количество мест.

По словам Дануты Пршивары, даже многие поляки еще не понимают, насколько ситуация становится угрожающей, а международное сообщество – информировано еще слабее. Но впоследствии демократическим странам придется задуматься и разработать совместно такой механизм,  чтобы обезопасить свои государства от такого же “отката”  к диктатуре.  

– Я пережила много классных моментов в жизни, – говорит Данута. – Моя жизнь была насыщенной и интересной. Но я не хотела бы, чтобы наша молодежь снова боролась за то, за что когда-то боролись мы.

Админресурс по-польски

Противостояние властей и общества в Польше продолжает набирать обороты. В субботу, 4 июня, правозащитники запланировали проведение второго марша протеста. Предполагается, что на него выйдет порядка 300 тысяч человек. А власти – отменили выходной и объявили этот день рабочим. То есть, как минимум, все чиновники и госслужащие должны будут сидеть в своих кабинетах.

Поляки не отступят

Тем не менее, и Данута Пршивара, и Ежи Стемпень убеждены, что вторая Демократическая хода будет еще более многолюдной.

За годы независимости в Польше сформировалось много частных, неподконтрольных правительству СМИ и сильные, свободные от вмешательства “сверху”, органы местного самоуправления. Выросло новое поколение людей, которые не желают ждать “подачек”  от властей, а предпочитают сами строить, планировать и обустраивать свою жизнь. И прекрасно понимают, что диктатура грозит лишением многих прав и обнищанием, что у истории всех государств одна аксиома: “Когда нет императора, больше денег остается людям” .

К тому же, как пояснил Ежи Стемпень, органы местного самоуправления – гмины и поветы – это не государственный инструмент. Они являются отдельными юридическими объединениями, со своими расчетными счетами, бюджетом и правилами. Люди сами решают, как им жить, сколько у них должно быть школ, библиотек и стадионов, какие дороги ремонтировать и какие нужны социальные программы. Власть государства начинается только с уровня области, с бургомистра. И то, она больше консультативная, нежели реальная.

И ситуация такова, что если сейчас всех министров и президента посадить в один корабль и отправить на полгода в круиз по морям и странам отдыхать, знакомиться с работой других правительств и вести международные переговоры  – граждане Польши изменений в своей жизни не ощутят. Главное, чтобы государственные мужи  вернулись к концу года и приняли очередной бюджет.

Самостоятельные села и города – это самая успешная реформа, которую реализовала Польша. Ведь правительство нужно не для того, чтобы “все за всех решать”,  а чтобы обеспечить гражданам безопасность и условия для реализации ими своих прав. То есть, как еще в древности говорили философы, главная задача государства – дать гражданину не рыбу, а удочку.

Ну а как работают органы самоуправления, как живут и о чем мечтают люди в польской глубинке – подробнее в следующих публикациях.

* Стажировка журналистов стала возможной благодаря проекту “Свобода политической дискуссии и доступ к информации – поддержка независимых СМИ Крыма”, который финансируется Фондом Международной Солидарности в рамках Польско-Канадской Программы Поддержки Демократии, финансируемой из средств польской помощи для развития Министерства Иностранных Дел Республики Польша и Канадского Министерства Иностранных Дел, Торговли и Развития.

Більше новин читайте на нашому телеграм каналі
Поширити:
ЗАРАЗ ЧИТАЮТЬ
ЧИТАЙТЕ ТАКОЖ
ОСТАННІ НОВИНИ