Підтримати нас

Полина Тарасенко и путешествия с тромбоном

Автор статті
24 вересня 2018 11:00
1,245
Поширити:

Москва - Ганновер - Москва - Херсон - Париж - Москва - Сингапур - Шанхай - Пекин - Южная Корея - опять Москва - Киев - Херсон - Мюнхен - Ганновер... Так непросто складывается маршрут юной херсонской тромбонистки Полины Тарасенко.

И всего-то - с июня по начало октября: выпуск, поступление в высшую музыкальную школу в Германиии, херсонские каникулы, сольные концерты во Франции, гастроли по Юго-Восточной Азии в составе оркестра, сольные концерты в Киеве и в Херсоне, конкурс в Мюнхене - и на учебу... И как она все успевает?

Эта маленькая девчонка привлекла к себе внимание еще в шестилетнем возрасте, тогда юная барабанщица просто покорила джазовый фестиваль в Коктебеле. Потом она стремительно осваивала один духовой инструмент за другим - и получила прозвище «девочка-оркестр». Успела попробовать себя и в качестве актрисы - играла в спектакле херсонского театра «Дело №...», снялась в одной из главных ролей в детском фильме «Трубач». О ней и о «Диксиленде» под управлением ее первого учителя музыки Семена Рывкина режиссер Роман Бондарчук снял два документальных фильма - «Полина» и «Диксиленд».

И вот в 2013 году на Международном детском музыкальном конкурсе Ротари Полина занимает 4 место и, что гораздо ценнее, возможность бесплатно учиться в Московской средней специальной музыкальной школе им. Гнесиных. Пять лет в учебе-конкурсах-концертах, в 2015-м признана лучшей ученицей школы. Сейчас Полинке 17, и впереди - новый этап: обучение в Германии.

Перед самым отъездом из Херсона во Францию удалось пообщаться с Полиной и ее мамой Аленой, которая во всем помогает дочери.

Фото из архива семьи Тарасенко

Москва: учеба, конкурсы, концерты

Полина, тебя знают как «девочку-оркестр», почему твоей специальностью стал именно тромбон?

Полина: Он был самый последний, мною изученный в Херсоне. Для конкурса я начинала играть классическую программу на тромбоне и на саксофоне, потом определилась, что будет только тромбон. Поехала в Москву на конкурс - и там мне предложили учиться дальше.

Алена: Сейчас у музыкальных школ урезают бюджеты, и ты можешь получить бесплатно только одну специальность. Можно учиться на факультативах, но диплом по дополнительным специальностям тебе не выдают. Хотя у Полины по каждому дополнительному предмету: по трубе, по саксофону, по звукорежиссуре, композиции, по органу, - был отдельный преподаватель. А сейчас уже и факультативы стали платные.

Пока Полина училась, вы в Москве жили вдвоем?

Алена: До 14 лет - вдвоем. В «гнесинке» нет интерната, поэтому приехавшим издалека детям разрешают жить с родителями. Три года я жила вместе с Полинкой в общежитии, а в последние годы перебивалась где могла - и у знакомых, и в культурном центре, и опять в общежитии. Работала и с разрешением, и без: и в «гнесинке», и в фонде Спивакова, и нянечкой, и в продюсерском отделе Дома Музыки, и администратором китайского ресторана - но это отдельная история.

Вас не ущемляли по национальному признаку - все-таки фактически идет война?

Полина: Нет, все очень лояльно относятся, про политику - ни слова.

Алена: Мы же приехали еще до всех этих печальных событий, осенью 2013 года. А когда все началось, люди очень переживали. Очень. Никто не мог поверить. Особенно те, у кого мозги не промыты телевизором. Казалось бы, все непросто, но в Москве очень многие люди нам помогали и с проживанием, и финансово, Полинку сразу взял под свое крыло фонд Спивакова - помогали все 5 лет. А некоторые фонды сразу оговаривали, что помогают только россиянам. Херсонское землячество помогало. В общем, в Москве не возникало проблем.

А у нас?

Алена: Тем более.

Российских друзей приглашали в гости, на море, на арбузы?

Полина: Приглашала всех. Но их родители не пускают - боятся...

Алена: Пропаганда работает. Хотели приехать сюда и с концертами вместе с Полинкой - но пока нет. Политика все просто рушит.

Как в Москве идентифицировали Полину - как украинку, как россиянку?

Алена: Мы были и остаемся гражданами Украины. Когда в Москве в посольстве Германии оформляли документы на визу, нас даже спросили, почему, прожив в России 5 лет, мы не подавали документы на вид на жительство. Для них было удивительно, что у нас и в мыслях не было менять гражданство. Полинка считается ученицей «гнесинки» - без указания гражданства. А вот уже на конкурсах или концертах пишем: «Херсон (Украина) - Москва (Россия)». Москва - как дань уважения учебному заведению.

Фото Sergejs Budanovs

И много конкурсов прошли?

Полина: Очень много. Конкурсы были приблизительно раз в 3 месяца, концерты - каждые 2 недели.

Алена: С поездками на некоторые конкурсы нам помогали - фонд Спивакова, фонд Украина, фонд Жозефа Мару, другие меценаты. Но в основном конкурсы были московские - там их такая концентрация, что просто грех пропустить: следи и подавай заявки.

А концерты?

Алена: Много было и концертов, и играла она на разных инструментах. Как лучшей ученице ей разрешили давать сольные концерты. В прошедшем учебном году у Полинки было 2 сольных концерта - один в «гнесинке», а второй в библиотеке имени Лермонтова в Москве.

С земляками встречались?

Алена: Казалось бы, Москва такая огромная... Но в доме по соседству с «гнесинкой» есть кафе, в котором играет Игорь Тертычный. Он - один из первых учеников Семена Николаевича Рывкина, Полинка - одна из последних. В 10 вечера общежитие закрывалось, но с 9 до 10 - мы часто общались с Игорем.

Популяризировать украинскую культуру в Москве пробовали?

Алена: Мы в Москве с разрешения авторов демонстрировали фильм «Диксиленд» - были предпремьерные показы в «гнесинке» и в Национальном культурном центре Украины. Кстати, на этом здании, в самом центре Москвы - на Арбате постоянно висит флаг Украины, и все 5 лет висел! А Полинка украинскую музыку продвигает - она перекладывает для тромбона известные произведения: «Квітка-душа», «Мелодия» Мирослава Скорика, которую называют душевным гимном Украины...

Ганновер: поступление

Полина, расскажи, как поступала, у кого будешь учиться...

Полина: Я буду учиться в Германии, в Ганновере, в высшей школе музыки, театра и медиа. Поступала я на курс к профессору Йонасу Билунду - он швед, преподает и в Швейцарии, и в Германии. Я о нем знала еще до Москвы. По переписке мы спросили у известного тромбониста Кристиана Линдберга, кого бы он посоветовал из европейских преподавателей, потому что сам он не преподает. И он посоветовал Йонаса. Мы сразу же написали, но он ответил, что я еще слишком маленькая (мне тогда было 11 лет), и не могу учиться в высшем учебном заведении. В 2016 году на конкурсе, где он был председателем жюри, подошли, чтобы узнать, что он думает о моем выступлении, а он и говорит: «Я тебя помню, ты мне писала».

Фото из архива семьи Тарасенко

Алена: Кстати, победительница на фуршете тоже сказала: «Полина, я тебя знаю из Ютуба...» Конкурс был очень серьезный, съехались 86 тромбонистов со всего мира. Полинке тогда было 15, и вылетела она после 1-го тура. Тем не менее, Йонас дал ей мастер-класс...

Полина: И сказал, что я могу к нему поступать - он меня возьмет, если я пройду конкурс.

Алена: Она еще не закончила «гнесинку»: 9 и 19 июня были государственные экзамены, а 14-го были назначены вступительные экзамены в Германии...

Полина: Получается, сдала вступительные экзамены до того, как выпустилась.

Волновались?

Алена: За экзамены не переживали, «гнесинка» - это высочайший уровень.

Полина: Но наплыв был очень большой: 30 заявителей, на экзамен приехало 25. А берут очень мало... Впервые сам экзамен по тромбону проходил в 2 тура. Первый тур прошли пятеро, второй - трое.

Алена: На второй день - 4 экзамена по теории музыки.

На каком языке сдавала?

Полина: На английском. При поступлении нужно иметь сертификат по немецкому языку, но иногда делают исключение, мне дали отсрочку до марта 2019-го.

Алена: На следующий день профессор сообщил, что выпустил одного студента, а теперь выбрал троих, поэтому могут кого-то и не взять, нужно ждать официальное приглашение из Ганновера.

Полина: Кстати, три человека, которые прошли - 1 эстонец и 2 украинца.

Алена: У него еще никогда не было учеников ни из России, ни с Украины. В итоге, взяли всех троих.

Полина: В день, когда мы уезжали из Москвы в Херсон, утром приходит письмо из Германии.  А мы ж «нихт ферштейн» - я только учу. Думаю: приняли - не приняли, приняли - не приняли? Ввожу текст в переводчик - ура! приняли!

А если бы не приняли?

Алена: Вообще, у меня план «Б» всегда присутствует...

Полина: Но в этот раз не приготовили никаких запасных вариантов.

Алена: С одной стороны - а кто, как не Полинка, а с другой - ну да, а если б не поступила? Прошла она во второй тур и расслабилась...

Полина: Играю произведение, мне оно очень нравится. В этом произведении, как и во многих других, есть 2 похожих места, они отличаются только по тональности. И я перескочила через середину и пошла на конец - «съела» целых 5 минут. И даже не поняла, если бы концертмейстер не стала быстро шелестеть нотами.

Фото Sergejs Budanovs

Алена: Повезло, что концертмейстером была русская тромбонистка, которая уже давно работает в Ганновере, она прекрасно знает эти произведения, она все поняла и не остановилась.

Полина: Я доиграла, смотрю на педагога - и тут начинается смех: смеются, все, кроме трубача, который не знает этого произведения и не понял, что произошло. Потом Йонас рассказывал: «Я закрыл глаза, слушаю - неужели, я заснул? почему уже конец?»

Что ожидаешь от учебы в Германии?

Полина: Еще не представляю, как это будет. У меня в голове совсем другие мысли: медицинская страховка, проживание, регистрация - в первые дни нужно будет решать все эти проблемы. Нужно собирать массу документов. Язык еще плохо знаю... Как я там буду?

Алена: В 17 лет нужен опекун. С помощью друзей этот вопрос решили. Подали на национальную визу, ждем разрешения.

Калейдоскоп концертов

Херсон - Париж - это круто!

Алена: Гастрольная поездка во Францию сложилась еще в феврале - гнесинцы туда ездили с преподавателем и так понравились, что Полинку с ее преподавателем, Антоном Анатольевичем Прищепой, пригласили еще раз. Кстати, на концертах в Украине он тоже будет играть: 2 концерта в Киеве и 2 в Херсоне. Прищепа - единственный человек в «гнесинке», с которым Полина играла джаз.

Когда успела на выступление в составе оркестра «подписаться»?

Полина: После выпускного экзамена я пошла на прослушивание во Всероссийский юношеский симфонический оркестр под управлением Юрия Башмета. Набор идет на 2 года. Мы уже ехали в поезде, и тут радостная весть: мне звонят (слава Богу, до границы мы еще не выключили телефоны) и сообщают, что я прошла. Первая поездка в Азию с 30 августа по 18 сентября - Сингапур, Шанхай, Пекин и Сеул. Это так классно!

P.S. Вот так наша херсонская звездочка летает по миру, при этом любимый город не забывает. 25 сентября она играет в ресторане «Мускат», а 27 сентября в драмтеатре состоится концерт джазовой и классической музыки «Родом из Диксиленда». Полина Тарасенко и ее преподаватель Антон Прищепа играют для херсонцев!

Більше новин читайте на нашому телеграм каналі
Поширити:
ЗАРАЗ ЧИТАЮТЬ
ЧИТАЙТЕ ТАКОЖ
ОСТАННІ НОВИНИ