Игорь Яковлев, и. о. директора Национального природного парка “Нижнеднепровский” все-таки “вышел из сумрака”. После нескольких публикаций о его непонятном для многих кулуарном назначении на нынешнюю должность, после круглого стола в Херсонской облгосадминистрации, где этому назначению была дана резко негативная оценка.
Кстати, авторы некоторых публикаций сетовали, что не могли выйти на связь с Яковлевым, чтобы получить его комментарий. И вот... В “Центре экологической информации” Херсонской областной библиотеки имени Олеся Гончара прошла встреча Игоря Яковлева с общественностью.
Ранее мы писали, почему вызвало такую бурную реакцию решение Минэкологии о назначении, по сути, временного менеджера, задача которого – сделать, скажем так, стартап проекта. То есть, утрясти все формальности, необходимые для начала функционирования национального парка как юридического лица, первоначально наладить работу структуры организации.
Херсонским экологам и общественникам не понравился волюнтаристский подход Минэкологии, где решили: если национальный природный парк — учреждение, подведомственное структуре национального уровня, то министерство будет там “воротить”, что заблагорассудится. Министерство просто проигнорировало мнение людей, которые почти десять лет тратили огромное количество сил и времени ради того, чтоб сохранить уникальные Днепровские плавни. Первым в истории национального парка его руководителем (пусть и временным) назначили человека, который, будучи в 2006-2009 годах одним из руководителей области, ни капельки не “засветился” среди инициаторов создания национального природного парка. Напомним, Игорь Яковлев тогда работал первым заместителем главы ОГА, был депутатом облсовета и секретарем постоянной комиссии, в ведении которой находились вопросы экологии. Зато лихо подписывал документы о создании охотничьих хозяйств.
Игорь Яковлев категорически отрицает свою причастность к структурам, арендовавшим на территории парка охотничьи угодья...
Впрочем, сам Яковлев на упомянутой выше встрече с общественниками сказал, что люди, причисляющие его к охотникам, преувеличивают. Говорит, что уже два года не продлевал соответствующие разрешения, что его самые страстные увлечения – рыбачить и ходить под парусами.
Но как бы там не было, и. о. директора Национального природного парка “Нижнеднепровский” – еще и соучредитель Общества охотников и рыболовов “Чинтрель”, которое было создано в 2007 году и тогда же получило в аренду на 49 лет 12,5 тыс. га охотничьих угодий в Геническом районе. Потому во время круглого стола, проведенного в ОГА, звучало и такое мнение, что Яковлев может быть ставленником богатых и влиятельных херсонцев, увлекающихся охотой. И эти люди, не сумев помешать созданию парка на территории, где раньше были обширные охотничьи угодья, решили действовать более хитрым способом.
Однако Игорь Яковлев категорически отрицает свою причастность к структурам, арендовавшим на территории парка охотничьи угодья.
“Насколько я знаю, на территории национального парка есть несколько охотничьих угодий, принадлежащих Украинскому обществу охотников и рыболовов, предприятиям “Экофильтр” и “Дельта-люкс”. Никакого отношения к этим организациям я не имею”, – сказал Игорь Яковлев.
Отвечая на вопрос о взаимоотношениях с областной властью, Яковлев сказал, что в его должностные обязанности как и.о. директора Нацпарка не входит общение с ОГА.
“Если бы прошел конкурс на замещение вакантной должности директора национального парка, то его кандидатура должна согласовываться с главой ОГА. Однако сейчас и должность главы ОГА вакантна. И в настоящее время у меня нет никаких официальных отношений с Херсонской ОГА. Есть отношения с облсоветом. Я встречался с зампредседателя Виталием Булюком. Мы договорились, что после 15-го февраля меня пригласят на заседание комиссии по вопросам АПК и экологии”, – отметил Игорь Яковлев.
Говоря об Обществе охотников и рыболовов “Чинтрель”, Игорь Яковлев сказал, что был учредителем этой организации, но о том, что в ней состоял бывший глава Генической райгосадминистрации Сейтумер Ниметуллаев (сейчас живет в Крыму и является одиним из лидеров крымских татар, поддерживающих оккупацию полуострова Россией), узнал из... прессы.
Правда, в СМИ писали, что Нимитуллаев был не рядовым членом, а одним из учредителей этой организации. Выходит, один учредитель не знал другого.
“Когда я работал в облгосадминистрации, меня попросили быть одним из соучредителей общественной неприбыльной организации. Ни разу на тех угодьях я не был, даже плохо представляю границы этой территории”, – сказал Яковлев.
Неужели человек, который собрался налаживать международное сотрудничество, привлекать донорские деньги, начинать научные проекты, взаимодействовать с общественниками и волонтерами, похож на временного менеджера...?
То есть, первый заместитель главы ОГА (вопросы экологии, напомним, входили в его компетенцию), депутат облсовета, секретарь комиссии, в ведении которой находились экологические вопросы, ни разу не посетил 12,5 тыс. га охотничьих угодий, принадлежащих общественной организации, где он был соучредителем. Ни разу не посмотрел, что происходит на территории, за которую он отчасти отвечал.
И сейчас этот человек руководит национальным природным парком “Нижнеднепровский”.
Более того...
С 19 мая 2014 г. руководителем организации “Чинтрель” является директор Азово-Сивашского национального парка Евгений Поповчук. О нем в херсонских СМИ писали как о человеке, организовывавшем “царские охоты” для семьи Виктора Януковича в бытность того президентом Украины. Также есть версия (об этом тоже писали в СМИ), что Поповчук – один из людей, которые помогли Януковичу бежать из Украины после Майдана.
Словом, в замечательной компании оказался человек, которому (пусть и временно) доверили “жемчужину” природы Херсонщины.
Во время проходившей в библиотеке им. О.Гончара встречи с общественностью Игорь Яковлев несколько раз напоминал, что он – временный руководитель “Нижнеднепровского”. На вопрос, будет ли участвовать в запланированном на апрель конкурсе на должность уже постоянного директора национального парка, ответил, что еще не принял решение по этому поводу.
Но при этом на той же встрече говорил о намерении привлекать к работе в парке волонтеров и общественников: мол, бюджетного финансирования наверняка не хватит на все необходимое. Однако и о деньгах не забывал. Сказал, что “в Европе много экологических денег” , и часть их (грант Посольства Финляндии в размере 20 тыс. евро) он намерен привлечь в свою организацию, что есть хорошие знакомые, которые “замолвят словечко” перед грантодателями. Также сказал, что обсуждал, на что потратить грантовые финансы, с учеными, разрабатывавшими концепцию парка. Якобы было принято предварительное решение, что на финские деньги создадут гербарий.
Сейчас, когда там организовывается парк, одной из его основных задач могло стать расширение биоразнообразия...
Неужели человек, который собрался, будучи и.о. директора, налаживать международное сотрудничество, привлекать донорские деньги, начинать научные проекты, взаимодействовать с общественниками и волонтерами, похож на временного менеджера, просто готовящего “площадку” для руководителя, которого выберут по итогам конкурса?
С человеческой точки зрения нет ничего зазорного в том, что у Яковлева могут быть определенные амбиции и желание возглавить “Нижнеднепровский” уже в качестве постоянного руководителя. Но фактически была продемонстрирована попытка, как говорится, “ходить в дождь между струями”. Игорь Яковлев утверждал, что он – таки временный, но при этом афишировал намерения, которые в случае успеха “привязали” бы его к “Нижнеднепровскому”. О выделении гранта договорился (только дадут ли финны деньги организации, работающей без году неделю и не имеющей постоянного руководителя?), сотрудничает с учеными, привлек волонтеров...
Руководителем “Нижнеднепровского” должен быть человек, кроме всего прочего, принципиальный и бескомпромиссный. Во всяком случае, в природоохранных вопросах. Является ли таким человеком Игорь Яковлев? Сложно сказать. Особенно, учитывая еще кое-какие обстоятельства, сопровождавшие его работу в должности первого замглавы ОГА.
Экс-руководитель охотхозяйства “Экофильтр” (напомним, находится на территории “Нижнеднепровского”) Леонид Савин рассказал нам, что в 2008 году столкнулся с вопиющим фактом:
“Я предоставлял в управление экологии Херсонской облгосадминистрации акты таксации (таксация (от лат. taxatio – оценка) – комплекс технических мероприятий, цель которых – выявление и учет животных, обитающих на определенной территории, – ред.). Согласно актам на территории, которая сейчас относится к “Нижнеднепровскому”, обитали животные, занесенные в Красную книгу. Но потом я узнал, что чиновники Минэкологии получали из области совсем другие акты, в которых “краснокнижные” животные не значились. Это делалось только с одной целью: признать охоту на этой территории допустимой”.
Разумеется, нельзя утверждать, что Игорь Яковлев имел отношение к этим “фокусам”, но он курировал экологические вопросы. Потому подозрения все-таки невольно напрашиваются.
Как рассказал Леонид Савин, сейчас на территории “Нижнеднепровского” охота идет полным ходом:
“Отстреливают животных преимущественно из нарезного оружия. По моим данным, там уже почти нет оленей, осталось очень мало кабанов, муфлонов”.
Браконьеры явно очень спешат до закрытия “лавочки”...
Кстати, олени, кабаны, лани, муфлоны и косули появились на той территории не потому, что она – их естественная среда обитания. Они были переселены из других регинов благодаря энтузиазму того же Леонида Савина, который за это в 2012 году и поплатился:
“Тогда у меня отобрали это предприятие: был рейдерский захват, инициированный людьми, которыми очень хотелось охотиться на той территории. Сейчас же, когда там организовывается национальный природный парк, одной из его основных задач могло стать расширение биоразнообразия. Условия там благоприятные”, – говорит Леонид Савин.
Он также отметил, что один из наилучших способов сохранять природную сокровищницу от барконьеров – привлечение местного населения к организации “зеленого туризма”:
“Если местные жители сами создадут условия для приема отдыхающих, они будут в первую очередь заинтересованы в сохранении туристической привлекательности национального парка. И лучших охранников просто не найти. Например, на Западной Украине браконьеры боятся орудовать там, где есть туристические усадьбы”.
А на прошедшей в библиотеке встрече с общественностью присутствовавшие жаловались на варварскую вырубку леса на той территории. В общем, браконьеры явно очень спешат до закрытия “лавочки”. Но закроет ли ее человек, по поводу принципиальности которого в природоохранных вопросах есть серьезные сомнения?
Кстати, сам Игорь Яковлев рассказал о проблемах, которые предстоит решать руководству “Нижнеднепровского”, и которые не идут ни в какое сравнение с перечисленными выше проблемами. Так, в обозримом будущем должно начаться строительство второй очереди Каховской гидроэлектростанции, что может негативно отразиться на экологической ситуации в регионе. Также в Днепр из его притока, реки Ингулец, сбрасываются сточные воды из рудников Криворожского бассейна. И. о. директора национального парка пообещал выставить экологический пост и организовать регулярные замеры показателей качества воды. Хочется верить, что они будут объективными. Ведь промышленный комплекс Криворожского железорудного бассейна находится в сфере бизнес-интересов очень влиятельных и богатых людей, которые привыкли сами устанавливать “правила игры”.
В общем, директору “Нижнеднепровского” придется работать в очень непростой обстановке и, видимо, волей-неволей стать врагом кого-то из сильных мира сего. Ведь придется заставлять предпринимателей тратиться на природоохранные мероприятия, придется идти на многие другие непопулярные меры. Придется много и упорно “воевать”. Разумеется, если директор действительно задастся целью защищать уникальный природный комплекс.
Но готов ли к этой нелегкой миссии Игорь Яковлев, чиновник, как говорится, до мозга костей привыкший работать совсем в другой “системе координат” ?