Наталия переехала в Херсон из Алчевска с двумя детьми. С собой успела забрать лишь пару сумок с самым необходимым. Но уже через несколько месяцев женщина открыла свое агентство недвижимости, в котором работают такие же переселенцы, как и она.
Вместе Наталией переехала и ее родная сестра с детьми. Родители же покидать свой дом наотрез отказались.
– Наталия, а почему ваш муж не поехал с вами?
– У нас в городе работы всегда не хватало. И еще до начала военных действий мой муж уехал на заработки в Россию. А я себя всегда прекрасно чувствовала в Украине. Это мой дом. Но когда началась война, оставаться в городе стало опасно. И мы с детьми начали думать, куда нам ехать. Муж нас никогда к себе не звал, да и звать особо было некуда. А когда обстановка уже совсем накалилась, он позвонил и сказал: “Ну, может, вы приедете…”. Это прозвучало так неуверенно, тихо. И мы решили поехать в Киев к родственникам. Они были единственными, кто нас пригласил. Пробыли там всего неделю, а потом уехали в Херсон. Я когда-то уже была в вашем городе – тихо, уютно, мирно.
– Как обустраивались в Херсоне?
– Было очень трудно, но люди помогли. Благодаря местным властям, нас бесплатно кормили в одном кафе. Мы прямо с кастрюльками туда ездили. Ведь у нас на руках четверо детей – двое моих и двое сестры, а денег после аренды квартиры оставалось всего ничего.
Очень помог благотворительный фонд “София” при храме Святой Троицы. Там я познакомилась со многими переселенцами. Местные приносили в фонд одежду, мебель, посуду. Ведь нам даже есть было не из чего. Помню одну девочку, она была в Луганске фитнес-тренером, очень уверенная в себе. А в Херсон приехала и растерялась. Никогда не забуду, как мы в фонде посуду брали, и она так радовалась: “Боже, у меня есть кружка, тарелка, вилка! Как здорово!” Нам не просто вещи дарили, нам дарили надежду.
Так прошел первый месяц. Лето заканчивалось. На Донбассе все становилось только хуже и мы поняли, что пора собирать детей в школу уже в Херсоне. Мы остаемся.
– Быстро нашли работу на новом месте?
– В Алчевске у меня был свой бизнес, агентство недвижимости. И по приезду в Херсон я решила не менять специальность, к тому же свою работу я очень люблю. Муж присылал гроши, а нужно на что-то жить. Это был август-сентябрь – самое горячее время для аренды жилья. Приезжают студенты, рабочие, да и тогда был еще наплыв переселенцев – им найти квартиру было особенно сложно. И я решила, что буду помогать всем переселенцам бесплатно, или кто сколько сможет заплатить. Рассказывала им где, что и как в городе, как сама я устроилась, куда можно обратиться за помощью.
– Наталия, а почему решили заниматься именно недвижимостью?
– Я по жизни трудоголик. Муж работал на металлургическом комбинате в Алчевске, а там зарплаты довольно скромные. А как можно прожить на три тысячи гривень семье из четырех человек? И мне пришлось пойти работать.
По специальности я инженер-электромеханник, но после учебы такие кадры на наш комбинат не понадобились. И тогда я пошла работать в университет – помогала психологам тестировать интеллектуальные способности студентов. Каждый год мы тестировали все группы и сравнивали, кто на сколько поумнел. Потом ушла в декрет, появилось двое деток. И когда снова вернулась на работу, то поняла, что мне уже неинтересно. Никакого роста и развития. Мне хотелось большего.
Когда дети пошли в садик, я решила подработать в газете наборщиком текстов. А газета называлась “Недвижимость”, которую выпускало самое крупное риелторское агентство в нашем городе. И я попала на собеседование к хозяйке фирмы. Она и предложила мне попробовать себя в качестве риелтора. Вместе с группой новичков я прошла очень серьезные курсы. С нами, кроме самих агентов недвижимости, занимались юристы, землеустроители, банковские работники, психологи.
Сначала меня взяли в юридический отдел, но я не очень люблю бумаги. Мне интересней работать с людьми. И мое желание исполнилось. Первое время я работала по 10-12 часов в сутки. Моему мужу в это время пришлось брать выходные, больничные, чтобы смотреть за детишками, готовить, убирать и стирать.
Я бы осталась и дальше там работать, если бы не отношение к сотрудникам. Начальство очень жесткое, требовательное. Все такие зажатые, лишнее слово сказать боялись. Тогда я стала думать, как бы я построила работу в собственном агентстве и как бы обращалась с сотрудниками. Кадры решают все, и кто этого не понимает, не сможет организовать ни большой, ни даже малый бизнес. Все держится на людях.
– Не хотели вернуться в университет?
– Мне говорили: “Останься работать в университете, там стабильность”. Но это значило быть стабильно нищим. Я все взвесила, и решила работать на себя. В центре занятости я прошла курсы предпринимателей. Там же написала бизнес-план уже под агентство недвижимости. И вскоре его открыла. Одновременно стала заниматься собой – ездила на семинары по развитию личности, читала книги по психологии. Это мне очень помогло в бизнесе. Перед войной я как раз купила квартиру под офис, сделала ремонт. Но после нашего отъезда ее пришлось быстро продать, почти за копейки…
– Для любой работы нужна техника. А вы уехали из Алчевска с пустыми руками.
– Да, сейчас без компьютера и телефона работу с мертвой точки не сдвинешь. В банке кредит мне не дали. Тогда я заняла денег у подруги и купила ноутбук. И несколько месяцев он и кормил нашу семью.
Через время я наработала неплохую базу, хорошо изучила город и поняла, что уже могу снять офис. Мы тогда уже хорошо сработались с Андреем – риелтором из Чернобаевки. Вместе, как партнеры, офис и открыли.
Позже знакомые мне прислали из моего офиса в Алчевске стулья, столики. Одни благодарные клиенты сейф подарили. Но этого было мало. Нужна была техника, телефоны. От знакомых переселенцев я узнала о конкурсе мини-грантов для предпринимателей. Я быстро подала документы и мы его выиграли. Нам купили два ноутбука, планшеты, и несколько телефонов. Так работа пошла значительно веселее.
– Почему начали набирать сотрудников-переселенцев?
– Мне очень хотелось помочь таким же, как и я, переселенцам. Я стала, кроме поиска квартир, еще и приглашать их на работу. Мы разместили объявление о работе и дописали: “рассматриваются кандидатуры переселенцев”. Многих я обучила и они поняли, что выросли, хотят работать самостоятельно. Один парень после работы у меня уехал трудиться в Киев. Мы до сих пор общаемся, он даже называет меня крестной мамой.
Всего через нас прошло человек восемь. Риелторская деятельность довольно сложная – из 100 человек в бизнесе остается всего 5. Сейчас у нас в команде трудятся несколько переселенцев, есть успехи. Как будет дальше – время покажет.
– А с мужем сейчас общаетесь?
– Общались. На сегодняшний день я уже получила развод. Еще жду решение суда об алиментах. Он высылает деньги, как ему удобно, но лучше, если все будет узаконено. У него там уже новая семья, новый дом. Дети держатся, хотя папу они не видели уже полтора года.
– Как ваши дети восприняли переезд, новый город?
– В Херсоне детям очень понравилось. Хороший город, люди дружные. У меня дочка шесть лет занималась фортепиано и всегда очень хотела на вокал, но у нас в городе не было такого. А в Херсоне прекрасная музыкальная школа. Так она уже полтора года учится и даже на международный конкурс ездила, дипломы получала. Она всегда была очень активная, легкая на подъем. В херсонской школе ее сразу выбрали старостой класса. А мальчик мой пошел в эту же музыкальную школу продолжать учиться игре на флейте. Недавно вот на море ездили – дети в восторге. А еще воздух тут гораздо чище, дышать легче. Мой брат с детьми тоже сюда переехал. Он всю жизнь в шахте проработал и у него был жуткий кашель. Так в Херсоне все прошло.
Я очень хочу купить когда-нибудь дом в Херсоне для всей своей семьи. Пока это только мечты. Но, надеюсь, скоро они станут реальностью.
P.S. Юридическую консультацию переселенцы могут получить по адресу: Херсон, ул. Фрунзе, 2, оф. 19. Дни приема: вторник, четверг с 10.00 до 15.00. Предварительная запись по тел. (0552) 49 60 03.
За психологической помощью можно обращаться к отцу Андрею по адресу: г. Херсон, ул. Перекопская, 3, 050-418-10-01.
Публикация подготовлена в рамках проекта “Строим Херсонщину вместе” при поддержке Black Sea Trust и немецкого Фонда Маршалла. Мнения авторов публикаций не обязательно совпадают с точкой зрения Black Sea Trust, немецкого Фонда Маршалла или их партнеров.