Підтримати нас

"Мы потеряли Крым намного раньше" - Стас Жирков

17 серпня 2016 13:04
259
Поширити:

Стас Жирков сегодня, пожалуй, самый молодой успешный режиссер столицы. Еще его называют модным, а это уж совсем редкий титул в нашей театральной среде. Постановки Жиркова всегда непредсказуемы и оригинальны, за что режиссера ценят и зрители, и критики. На его спектакли «Сталкеры», «Любовь людей» «Нужны лгуны» в Молодом театре всегда аншлаг, а его последняя премьера «Слава героям» в столичном театре «Золотые ворота» стала хитом Фейсбука по количеству восторженных отзывов.  Спектакль в начале августа также был показан на театральном фестивале «Молоко» в Одессе, где получил приз зрительских симпатий. А «Золотые ворота»  стали хедлайнером фестиваля. 

Путь Стаса Жиркова  в профессию тоже оказался нетривиальным: после актерского курса в Национальном университете культуры и искусства, он не стал бегать по кастингам, а сам учредил независимый киевский театр "Открытый взгляд",  где поставил «Наташину мечту». Спектакль принес первый профессиональный успех - театральную премию «Киевская пектораль» и звание лауреата Фестиваля молодой украинской режиссуры им. Леся Курбаса. После «Наташиной мечты» молодого режиссера заметили маститые коллеги, и он сразу получил несколько приглашений на постановки в престижных столичных площадках. А Департамент культуры даже предложил ему занять место художественного руководителя театра «Золотые ворота». Но это кресло тоже досталось не без боя - пришлось воевать за помещение с Театром пластической драмы, который не хотел делить сцену с коллегами из «Золотых ворот». Сейчас все это уже позади. «Золотые ворота» уверенно лидируют в топе театральных новостей. А Стас Жирков уже стремится к новым вершинам - подал документы на конкурс художественного руководителя Театра на Липках (ТЮЗа). О том, как сегодня молодым найти свое место в жизни, стоит ли театру в современных реалиях поднимать политические темы и почему Киев нельзя назвать театральным городом, Стас Жирков рассказал «Укринформу».

- Ваш спектакль «Слава героям» о взаимопонимании людей Запада и Востока - это прямое попадание в тему сегодняшнего дня. Но все ли наши театры активно откликнулись на события в стране?

- Конечно, не все. В темы, которые волнуют общество, есть пока только единичные попадания, достойные внимания. Это спектакли Молодого театра, театра «Золотые ворота», «Театра переселенца», который был недавно создан и специализируется на этой проблеме. И в театре имени Ивана Франка были проекты, посвященные Майдану. Поэтому о тенденции пока говорить рано. Можно только об отдельных случаях.

Пьесу Павла Арье «Слава героям» я прочитал давно. Но когда он подарил мне книгу, и я стал все перечитывать, то родился вариант ко-продукции с Ивано-Франковским театром. Я даже не задумывался, насколько это актуально и политизировано. Осознание этого пришло уже позже, в процессе работы. А поначалу мне просто очень понравился сам текст, и я сразу видел актеров, которые могут это сыграть. У меня не было никакого просчета, что это актуально, поэтому нужно поставить…

И вообще, с просчетом в творчестве никогда ничего хорошего не получается. И это большая проблема всех антреприз, когда продюсер старается заранее предугадать интерес зрителя.

- А должен ли театр быстро реагировать на события, которые происходят в стране, превращаясь, по сути, в политический театр?

- Во всем этом должна присутствовать личная инициатива. Если режиссер понимает, о чем он хочет поговорить со зрителем, то я не вижу причины, почему ему нужно отказывать себе в этом. Мне часто задают вопрос, почему я не поставил спектакль про события на Майдане. Но я пока этого сделать не могу. И не потому, что хорошо или плохо к нему отношусь. Просто я пока для себя еще не ответил на многие вопросы. И в силу этого тема для меня пока закрыта. Должно пройти время. А вот на тему Донбасса можно говорить уже сейчас, так как проблема началась намного раньше. Не в 2013 году. Я это понимал, так как часто туда ездил. Думаю, тут мне есть о чем говорить со сцены. Поэтому мне и был близок спор героев в пьесе Павла Арье «Слава героям». И я знал, о чем ставил спектакль.

- Как вы думаете, с чем связан всплеск интереса зрителей к украинскому театру, ведь таких аншлагов не было лет двадцать?

- Самое главное: мы абсолютно отказались от российского продукта - гастролей московских театров и антреприз. Благодаря этому образовалась ниша, которую нужно было срочно заполнять. Поэтому зритель, который раньше шел на российских артистов, повернулся лицом к украинскому театру. И оказалось, что у нас есть и хорошие актеры, и хорошие режиссеры. Плюс, не забывайте, что изменился и зритель. К нам приходят люди, рожденные в 80-тые и 90-тые годы. Они готовы получать за свои честно заработанные деньги то, что им хочется видеть. Их не нужно загонять в наши национальные театры. К тому же, не везде есть аншлаги. И сегодня театры работают с разным успехом. Есть лидеры и аутсайдеры как среди больших, так и среди камерных театров. А все потому, что зритель сейчас научился выбирать именно тот продукт, который ему нужен.

- События в стране напрямую затронули вашу семью, ведь жена родом из Севастополя. Такими ли в действительности антиукраинскими были настроения на полуострове, как это преподносит российская пресса?

- Сложно сказать… Я не совсем согласен с утверждением, что все крымчане голосовали под дулом пистолета. Родители жены рассказывали, что там царила радостная атмосфера, севастопольцы были невероятно счастливы. Так что их два голоса против присоединения Крыма к России ничего не значили для общего результата. Мы потеряли Крым намного раньше, потому что у моей жены в школе даже не было уроков украинского языка. О чем можно говорить? Наша власть не сделала ничего, чтобы Крым почувствовал себя украинским или крымскотатарским…

- Увы, и я не раз говорила, что Богдан Ступка сделал для популяризации украинской культуры в Крыму намного больше, чем вся наша власть. Ведь Театр имени Франко под его руководством больше десяти лет ездил в Севастополь на гастроли, и зрители там смотрели украинские спектакли при неизменных аншлагах. Популярность театра была огромной!

- Но это, снова, личная инициатива. А вот комплексного решения вопроса не было. Именно благодаря культуре мы можем наладить диалог между разными регионами страны. Это гораздо проще, чем уговаривать людей политическим путем.

- А как вы умудряетесь работать в ко-продукции с театрами, налаживая диалог с Ивано-Франковским театром, с киевскими коллективами, ведь, как правило, государственные театры- это закрытые структуры, куда со своим уставом не ходят? 

- У меня это основано на личных связях и общности взглядов. Но это - к сожалению, так как хотелось бы, чтобы такую возможность давала сама законодательная театральная система. Европа давно поняла, что ко-продукция - это один из выходов для культуры, особенно во времена кризиса. Например, наше сотворчество с Молодым театром при создании спектакля «Сталкеры», помимо всех имиджевых плюсов, принесло еще и большой финансовый успех. Для камерных театров сотрудничество с большими коллективами и выход на большую сцену - это рывок вперед.

Ко-продукция спектакля «Слава героям» с Ивано-Франковским театром - это уже другая история. Там главным был вопрос геополитики. Мне важно было, чтобы один из геров - воин УПА, был ивано-франковским артистом, и также важно было, чтобы этот спектакль шел одновременно и в Киеве, и в Ивано-Франковске. Потому что тема взаимопонимания Запада и Востока очень сильно волнует этот неспокойный город и этот театр. Но тут еще проблема в том, что законодательно подобные ко-продукции ничем не подкреплены. Хочется обратиться к нашим законотворцам: помимо закона о меценатстве, о котором мы говорим всю историю независимой Украины, нужно еще принять законы или изменения к уже существующим законам, помогающие и регулирующие отношения театров, которые работают в ко-продукции. Потому что никаких законодательных актов, разрешающих нам это сделать, нет. В октябре в «Золотых Воротах» - третий спектакль, созданный в ко-продукции, в этот раз -  с «Театром переселенца», и мне хочется быть уверенным в его будущем.

- Интересно, что породило в последние годы  появление целой плеяды негосударственных коллективов -  таких как «Театр переселенца»?

- Недовольство тем продуктом, который производится в государственных театрах. Ну не может же Молодой театр и «Золотые ворота» охватить все потребности современной публики! И тут мы возвращаемся к первому вопросу: в театр приходит публика, родившаяся в 90-тые годы. Им не интересен классический ретроградный репертуар. Им нужен актуальный театр, который говорит о них, а не о чем-то отвлеченном. И это не обязательно современная драматургия. Это может быть классика, но сделанная на современном режиссерском языке. Сейчас побеждает именно такой театр. Зрители стали обращать внимание: кто режиссер спектакля, какая тема постановки… Мы привыкли, что театр - это праздник, развлечение. Но новое поколение уже не хочет театра-праздника. Ему нужен серьезный разговор, потому что праздник для них - это нечто совершенно другое.

- Тут можно поспорить: нужен ли зрителю интеллектуальный театр? Ведь история с тем же телевидением свидетельствует, что публика сейчас плохо воспринимает все интеллектуальные программы и жаждет развлечений…

- А почему вы решили, что самые резонансные спектакли последних лет - «Вий 2.0», «Королева красоты», «Сталкеры», «Слава Героям» не являются образцами интеллектуального театра? Почему театр должен быть высоколобым, высокопарным и скучным? Для меня интеллектуальный театр - это сцена, где  поднимаются остросоциальные вопросы времени. .

- Национальный театр русской драмы имени Леси Украинки часто критикуют за то, что там потакают вкусам зрителей. Мол, не гоже за государственные деньги ставить развлекательные комедии. А вы ведь тоже жаждете аншлагов. Но каким путем?

- После рабочей поездки в Германию я действительно не понимаю театры, которые за государственные деньги создают спектакли по пьесам того же Рэя Куни (английский драматург ХХ века, писавший второсортные комедии - авт.).  Если хочешь производить подобную  драматургию, пожалуйста: открывай антрепризу,  и ставь за свои деньги. Так это делает наш киевский продюсер Слава Жыла. И никто не против. Это его продукт, его деньги, его понимание театра. Хотя у Славы есть и очень серьезные проекты. Вопрос в другом: за государственные деньги театр обязан поднимать социальные вопросы. Безусловно, комедия тоже нужна, но и комедии бывают разные. Есть комедии Куни, а есть комедии Шекспира или Чехова. И повторюсь: сейчас коренным образом изменилась публика. Еще совсем недавно невозможно было представить, что такая специфичиская комедия, как «Сталкеры», сможет собрать полный зал в Молодом театре. А сейчас это происходит. И говорит о том, что зритель готов идти на интеллектуальный продукт.

- Но в том-то и дело, что там серьезные проблемы подаются в смешной форме, поэтому зритель получает удовольствие от спектакля, и только потом задумывается о проблемах, которые там подняты.

- Это вы говорите уже о режиссерской трактовке. Если автор хочет, чтобы это было на большой сцене и увлекало зрителей, тогда это уже его проблема сделать так, чтобы постановка ярко прозвучала для зрителя.

- А вы можете назвать Киев театральным городом?

- Нет. И вот почему: в советское время, если ты действительно был хорошим режиссером, актером или сценографом, то переезжал в Москву. А если не хотел работать в Москве, то должен был творить хуже тех, кто туда уехал, даже если твой уровень был выше их всех, вместе взятых. Так рассказывали мне мои старшие коллеги, и я в это верю. И эта ситуация привела к тому, что все те люди, которые остались в Украине, так как для столицы СССР были не очень хороши, сегодня управляют театральной жизнью в Киеве. Безусловно, не все, но тенденция есть. И это убило развитие репертуарного театра. Не знаю, был ли Киев театральным городом в прошлом веке, но на некоторое постановки Театра имени Франко очередь стояла аж до метро. Сейчас подобного уже нет.

- И в Театр имени Леси Украинки во времена работы там Ады Роговцевой тоже билеты раскупались за месяц…

- Но все же -  давайте не сбрасывать с весов тот факт, что раньше не было такого количества средств получения информации, как сегодня. У нас сейчас есть интернет, кино и телевидение, которое работает на совершенно другом уровне. И все же последние два сезона в «Золотых воротах» внушают мне надежду, что театральная постановка тоже может стать событием, обсуждаемым людьми, которые никогда раньше не пришли бы в театр. Я уверен, что задача молодых актеров и режиссеров - вытащить театр из той зоны комфорта, в которой он так долго пребывал. А нужно просто забыть, что театр - это элитарное искусство. Сегодня он призван привлекать в свой арсенал другие виды искусства (музыку, кино, перформенс - авт.)  и людей из других сфер деятельности. Именно это и произошло со спектаклем «Сталкеры». Зрители, которые первыми пришли на спектакль, написали свои отзывы на Фейсбуке, и публика потом шла, уже ориентируясь на посты владельцев мнений. Это говорит о том, что мы должны привлекать другие отрасли для того, чтобы театр развивался дальше.

- У меня все же есть ощущение, что одна из важных составляющих вашего успеха - это еще и здоровая наглость. Только так можно было не стесняться послать документы на конкурс художественного руководителя Театра юного зрителя на Липках, зная, что там уже четверть века безраздельно руководит Виктор Гирич - режиссер со званиями и государственными наградами. А вам только 30 лет. Раньше в таком возрасте на режиссерский факультет в ВУЗ документы еще не сдавали. Надеетесь победить?

- Конечно! Для меня совершенно нормально - не держаться за одно-единственное кресло, а конкурировать и двигаться дальше. Когда я пришел художественным руководителем в театр «Золотые ворота», то сказал: если мне через три года будет здесь не интересно или я получу предложение лучше, чем это, то уйду. Для меня карьеризм - это когда люди просиживают штаны по 20-30 лет на одной должность, боясь новых перспектив. У нас в Украине даже нет таких примеров театральных, чтобы режиссер развивался на разных площадках. Вот про Льва Додина, возглавляющего российский Театр Европы, мы разве можем сказать, что он карьерист? Мы смотрим его спектакли и видим, как человек меняется вместе со временем, в котором он живет. Помимо того, что он великий режиссер, он еще и меняет свой театр изнутри, как администратор. У нас же в большинстве случаев этого не происходит.

- Тут можно поспорить. Вспомнить хотя бы кузню режиссерских кадров Эдуарда Митницкого - руководителя Киевского театра на Левом берегу.

- Да, согласен. Но если говорить об участии в конкурсе на должность руководителя театра, то тут не нужно лицемерить. Ведь это открытый конкурс, где каждый может принять участие и представить программу. Почему я должен упускать возможность, если она появляется? Из уважения? Но я уверен, что в таких ситуациях нужно убирать личностный вопрос. Ну и что, что кто-то претендует на место, где есть живой человек? Это же не собственный театр, а государственный. И государство считает необходимым набирать руководителей по конкурсу. Так если я считаю, что смогу руководить театром лучше, чем кто-то другой, почему я должен скромно сидеть в сторонке, никак себя не проявляя?

- А не произойдет ли так, что конкурсная система нивелирует все прошлые заслуги человека на работе и отобьет желание посвящать чему-то жизнь? Ведь кто-то новый придет на ухоженное место, в то время как предшественник поднимал руину. Так произошло, например, с конкурсом на должность директора «Мыстецького Арсенала», где сместили Наталью Заболотную, сделавшую это место из заброшенного склада самой престижной арт-площадкой Украины.

- Думаю, тут вопрос личных качеств и амбиций человека. Когда я работал в Магдебурге, то художественный руководитель обмолвился, что раньше работал в другом театре. Спрашиваю, а почему ушли, не жалко все бросать? И получил ответ: через два года я понял, что люди, которые там работали, не были готовы развиваться дальше. Поэтому уволился и нашел более подходящий коллектив. У нас услышать подобное невозможно. Как это после такой высокой должности самому уходить?

А нужно просто честно относиться к своему делу и понимать, что тебя всегда может заменить кто-то другой. Почему люди в театре должны быть в более привилегированном положении, чем офисные работники, которым могут сказать в любой момент: вы уволены. Или просто не продлить контракт. Нужно понимать: если ты хороший специалист, то всегда найдешь признание. И всегда помнить о том, что есть конкуренция. Особенно в театрах, которые получают от государства громадные деньги.

Вот скажите, стоит ли беспокоиться Бенюку или Хостикоеву, или Боклану с Вертинским, или Ирме Витовской с Натальей Сумской? Или молодым Дроботу, Ткаченко, Библив, Рыбалевскому, Баше? Кто их подвинет, если это гениальные актеры? А те, кто слабее, будут вынуждены доказывать свое право служить на столичной сцене и получать зарплату больше, чем артисты провинциальных театров. Если актер, режиссер, сценограф, костюмер будут уверены в себе, и будут работать с полной отдачей, тогда никакие контракты не страшны. И в этом случае труппы национальных театров действительно будут лучшими в стране.

- Увы, но тот же театр имени Франко существенно сдал позиции по сравнению с тем, как он работал при Богдане Ступке или раньше при Сергее Данченко, и это без всяких контрактных систем.

- Театр сдал позиции не из-за контрактной системы, а потому, что он не использует те возможности, которые в нем заложены. Хотя этот театр и людей, работающих там, я очень люблю и считаю, что потенциально это один из самых сильных театров страны, но на данный момент, к сожалению - это лишь потенциально ….

- Возможно, модель «театр-дом» сейчас незаслуженно шельмуют, и ее нельзя разрушать в один момент?

- Для меня модель «театра-дома» вообще не понятна. Есть работа, которая должна приносить удовлетворение, и служить средством зарабатывания денег. А театр, в котором хочется умереть - это бред. Мне хочется в нем жить!

- И все же тут таится большая опасность для актрис, что они отдадут свои лучшие годы какому-то театру, а после сорока из просто выбросят, потому что не будет ролей. Ведь весь мировой репертуар построен так, что мужских ролей в спектаклях намного больше,  чем женских. А для возрастных актрис вообще предлагается очень мало героинь.

- Для меня это не вопрос. Если ты интересный востребованный артист, то всегда будешь занят. Это рынок - и по-другому невозможно! У нас страна, где все время думают о стариках. А что будет с молодыми, для которых не остается места в театре?

- Мне кажется, что сейчас вообще время молодых.

- Это так кажется. Мы должны думать комплексно. И самый главный момент - это ротация кадров. В этом весь смысл. Как только мы к этому прибегнем в больших театрах, то сразу увидим другие результаты. Самые успешные театры последних лет - это те, где сменились руководители. Богдан Струтинский в Театре оперетты, Ростислав Держипильский в Ивано-Франковском театре, в Молодом - Андрей Билоус. Про себя говорить нескромно, но все же - «Золотые ворота».

- Утверждают, что театр полноценно живет десять лет, а потом его нужно полностью перезагружать. Кем вы видите себя через десять лет?

- Не знаю. Я вообще не думал, что буду заниматься театром или режиссурой. Худруком становиться вообще не планировал. Может, я уеду в Европу, и буду там подавать людям завтраки в ресторане. Я не держусь ни за свое место, ни за эту профессию. Я случайно в нее попал и поэтому могу случайно из нее уйти.

- Так ваш успех был случайным?

- Если он длиться уже энное количество лет, наверное, это закономерно. Случайно не означает, что этот успех не заработан. Просто так сложились звезды. Судьба меня вела. Бог направлял.

Більше новин читайте на нашому телеграм каналі
Поширити:
ЗАРАЗ ЧИТАЮТЬ
ЧИТАЙТЕ ТАКОЖ
ОСТАННІ НОВИНИ