Приєднуйтесь до спільноти “Вгору”!
Підтримати нас

Музеи показывают социальную, а не монетарную ценность вещей

Поширити:
03 серпня 2017 02:00
680

К 12-летней годовщине Фонда Рината Ахметова Зеновий Мазурык рассказал о том, что качество работы музея измеряется не в количестве посетителей, а в степени их заинтересованности, пишет Сегодня.

— Какова миссия музеев на сегодняшний день?

— Все музеи собирают, хранят, исследуют и презентуют, показывают. Современная тенденция такова, что в музее должно быть место для диалога разных наследий и памятей.

Свидетельства прошлого — это знаки, символы, значение которых раскрывается в разных контекстах. И задача сотрудников музея — формировать контекст, ставить вопросы и искать на них ответы: кто мы, куда идем, как все вместе сможем найти взаимопонимание? Должна присутствовать и эмоциональная составляющая в музеях, игровая. Через игру люди учатся. Но игра должна быть хорошо организована через интерактивные методы. Есть даже такой термин "эдьютейнмент", означающий обучение через развлечение.

Новые методы музейной коммуникации уже используются в украинских музеях — например, в Национальном музее искусств Украины, в музее Ханенков, в литературном музее в Харькове, в одесском музее им. Блещунова. В природоведческом музее Львова есть временная экспозиция "Искусство выживания" о том, как выживают животные в городской среде. Но это не столько игра с экспонатами, сколько игра "на тему" с использованием экспозиции. Например, разные квесты, поисковые экскурсии. В процессе поиска зрители узнают что-то новое, помогают друг другу, взаимодействуют.

— При этом людей в музеях довольно мало. Что надо сделать, чтобы их стало больше?

— Задача музея — не зарабатывать как можно больше денег с посетителей, увеличивая их количество. Функция музея — социальная, служить развитию общества. Формировать человека, гражданина, у которого есть память, основанная на человеческих ценностях. А количество зрителей не так важно. Есть туристы, которые забежали в музей, пофотографировали на телефон и убежали, мол, дома посмотрим. Я видел в Лувре, как возле Джоконды стояла целая толпа с фотоаппаратами. Но они же не видели, что им показывают.

Надо работать с посетителями, заинтересовывать, чтобы приходили в музей еще. Например, проводить такую работу с пенсионерами, детьми, с инвалидами. Музеи показывают не монетарную ценность вещей, а социальную и общественную. И когда посетитель это поймет — работа музея будет считаться качественной.

— Насколько важны частные или государственные инвестиции в музеи?

— Музей может быть частным, но он — все-таки неприбыльная организация. Он не может быть самоокупаемым. Все равно всегда требуется дополнительное финансирование, как из бюджетных средств, так и других источников.

В современной музейной среде очень важно уметь привлекать партнеров. Задача государства — поддерживать музеи, но государственных денег всегда не хватает. Тогда на помощь приходят частные инвестиции. Например, в США нет министерства культуры, и музеи не имеют прямого финансирования из бюджета. Но там есть много стимулов, которые позволяют привлекать частные деньги. Там очень большой донорский рынок, где предприятия, фонды и богатые (и не только) люди поддерживают деятельность музеев.

В Европе очень распространена форма управления музеями через фонды или общества с ограниченной ответственностью, которые создаются из музейных работников. У них есть и опыт работы, и высокий профессионализм, и соответствующее образование. Они берут на себя ответственность за музей и расширяют его возможности. Есть тенденция к автономизации музеев, что помогает им зарабатывать больше денег. У нас в стране музейная политика очень статична, у нас нет новых методов управления музеями.

— Но обновление музеев все-таки происходит? Как изменяются музеи?

— Да, в музеях работают профессионалы, ответственные и старательные. Но развитие музея должно происходить как снизу, так и сверху. В Украине деятельность музеев, как я уже сказал, обусловлена несовершенной культурной и музейной политикой.

Если взять примером Польшу, то там произошли серьезные изменения в музейной и культурной политике. И там появилось то, чего нам не хватает — профессионализация, научно-исследовательские институции, которые занимаются исследованием музейной проблематики. У нас появилось много музееведческих кафедр и специальностей в вузах, но этого мало. У нас нет магистерских программ, нет нормативного обязательства для музейных сотрудников, чтобы они периодически повышали свою квалификацию как научные сотрудники. Изменения в мире требуют новых знаний и умений. И надо постоянно пополнять свои знания, чтобы применять их на практике.

Продолжая тему Польши: там есть музей Варшавского восстания, открыт музей Пана Тадеуша, музей Шопена, есть интересные музеи в Гданьске, Кракове, Вроцлаве. Это современные музеи, которые используют современные средства коммуникации, где не очень много объектов в экспозициях, но тема раскрывается глубоко, есть возможности для ее интерпретации самым разным людям. Потому что в музейной деятельности используются не только такие науки, как история или искусствоведение, это еще и другие — философия, социология, антропология, педагогика, коммуникология и др.

— Насколько проект "Динамический музей" Фонда Рината Ахметова смог помочь украинским музеям в развитии?

— Эта программа многое дала — не только деньги, но и знания, и знакомства с очень интересными людьми, с музеями. Конкурс "Динамический музей" дал толчок так называемой "динамизации" музейной деятельности в Украине. В рамках проекта было рассмотрено 25 заявок, отобрано два музея. Главный победитель конкурса — Львовский природоведческий музей, владея уникальными экспонатами известными в мировом музейном сообществе, в течение 20 лет был закрыт для посетителей. Грант Фонда Рината Ахметова был выделен не на ремонт самого музея, а на разработку стратегии развития и создания новой постоянной экспозиции. Благодаря ему сотрудники смогли познакомиться с лучшими образцами природоведческих музеев Европы. Музей провел ряд семинаров, конференций, коллоквиумов по стратегическому планированию, на основании которых была разработана концепция развития Львовского музея.

В рамках проекта "Динамический музей" известнейшие специалисты из Германии, Грузии, США прочитали ряд лекций по музейному делу. Это очень важно для украинских музеев. Еще один победитель, который выиграл конкурс "Динамический музей" — музей Ивана Гончара в Киеве, актуализировал свое этнографическое наследие и показал его в современном аспекте.

Вообще, для музеев сейчас нелегкие времена. Не всегда выполняются основные функции музеев, они должны выживать, невзирая ни на что. Такие проекты, как "Динамический музей" Фонда Рината Ахметова, дают шанс украинским музеям выйти на новый уровень за счет современной подачи своих экспонатов и интерактивных коммуникаций с посетителями.

 

Підтримайте роботу редакції. Долучайтеся до спільноти"Вгору" https://base.monobank.ua/

Поширити:
ЗАРАЗ ЧИТАЮТЬ
ЧИТАЙТЕ ТАКОЖ
ОСТАННІ НОВИНИ
Матеріали партнерів