На каждом из трех прошедших в Херсоне Балтийско-Черномоских экономических форумов говорят о развитии туризма. Представители разных городов Украины рассказывают о достопримечательностях, мероприятиях... В общем, о том, чем тот или иной город может привлечь туристов. Как на этом фоне выглядит Херсон?
Похоже, наш город нашел свою “ячейку”. Точнее, пытается ее застолбить. В Херсоне хотят привлекать туристов, желающих платить за... эмоции. При этом принимающая сторона хочет отделаться минимальными расходами, судя тому, что было сказано на прошедшей в конференц-зале гостиницы “Оптима” заседании секции “Туризм и гостиничный бизнес” третьего Балтийско-Черноморского экономического форума.
Впрочем, от солидных денег херсонцы тоже не отказались бы. Так, руководитель отдела учета коммунального имущества управления коммунальной собственности Херсонского горсовета Артур Ткачук предложил потенциальным инвесторам поучаствовать в превращении не использующегося уже много лет здания бывшей котельной по ул. Коммунальной, 77 в фестивальный центр. Там, по словам Ткачука, можно было бы проводить мероприятия даже всеукраинского уровня.
Также потенциальным инвесторам было предложено поучаствовать в организации центра для поклонников роуп-джампинга. Это – экстремальный вид спорта, прыжки со страховкой с высокого объекта при помощи системы амортизации из альпинистских веревок и снаряжения. Как рассказал креативный директор херсонского Центра туризма и приключений Павел Билецкий, для таких прыжков подходит труба все той же бывшей котельной по ул. Коммунальной.
“В Украине есть площадки для роуп-джампинга. Например, – в Запорожье. Там желающие записываются за два месяца вперед”, – сказал Павел Билецкий, намекая на востребованность такого туризма и соответствующие перспективы Херсона. Разумеется, во всем этом есть и интерес организаторов: прыжки– платные.
Возможно, такого рода отдых привлечет в Херсон какое-то количество туристов. Но что делать людям, не являющимся поклонниками экстремального отдыха?
Павел Билецкий часто обращал внимание на то, что привлекать туристов можно, “продавая эмоции” и не вкладывая в этот бизнес больших денег. Как пример привел недавно прошедший “Тышо-тышо фест”, который посетили около 40 тысяч человек.
О необходимости создавать инфраструктуру говорили многие выступавшие, но никто не предложил продуманный и реализуемый проект. За исключением площадки для прыгунов-экстремалов. Но на них-то свет клином не сошелся.
Архитектор Андрей Луцик предложил свои проекты благоустройства “Лебединого озера”.По его словам, можно было бы или возродить озеро как водный объект, или переоборудовать под полноценный культурный центр под открытым небом. Однако, судя по выступлению, это был не полноценный проект для инвесторов с продуманным планом и прогнозируемым эффектом, а, скорее, рассказ о намерениях, проиллюстрированный рисунками.
Кстати, к такого рода “прожектам” можно отнести и идею с фестивальным центром. Судя по тому, как она была представлена, авторы замысла, имеют, мягко говоря, слабое представление о том, что в итоге должно быть, и какую пользу городу это принесет.
О других аспектах туристического бизнеса, о том, чем привлекательны их города, рассказывали представители Луцка, Львова, Одессы. А представители Херсона... Увы, выступления наших земляков выглядели какими-то несуразными “разводами на деньги” , которые присутствовавшие, судя по их реакции, как говорится, пропустили мимо ушей. А выступление представительницы Антоновского поссовета, предлагавшей потенциальным инвесторам вкладывать деньги в местный... стадион, и вовсе, как показалось, вызвало недоумение.
Почему-то на заседании практически обошли молчанием вопрос развития туристической инфраструктуры на морских побережьях Херсонщины, которые последние три года весьма посещаемы.
Увы, в этом году херсонские приморские курорты фигурируют в медиа-пространстве или как места бандитских разборок “а-ля девяностые” (Лазурное), или как места, где могут “кинуть” (путешествия на о. Джарылгач, когда владельцы катеров берут с групп отдыхающих наперед плату за провоз в оба конца, отвозят людей на остров и “испаряются”). Вряд ли это поможет улучшить туристическую привлекательность Херсонщины.
Не обошлось и без конфуза. Участники форума, прибывшие из стран дальнего зарубежья, не обнаружили среди раздаточных материалов информации на английском языке. На промах организаторов обратил внимание представитель Румынии. Он отметил, что зарубежные гости не смогут использовать полученные материалы, так как общаются преимущественно не с русско- или украиноязычными людьми. Следовательно, участники форума не смогут у себя, в дальнем зарубежье, рассказать о туристических объектах Херсонщины и других регионов Украины.
После этого выступления только представитель Луцка сказала, что располагает материалами на английском языке, но не раздавала их, так как не знала, где будут сидеть иностранцы. Остальные участники, представлявшие туристический потенциал своих регионов, в том числе и Херсонской области, промолчали. Кстати, упомянутый выше представитель Румынии предложил херсонцам развивать водный туризм. В качестве примера привел предлагаемые туроператорами его страны путешествия по Дунаю.
“У вас проблема – дороги. Так река – как раз та самая дорога, которую не нужно ремонтировать. Почему бы вам не использовать такой прекрасный потенциал, как Днепр?”, – сказал гость.
Однако на Херсонщине, судя по тому, что от региона было представлено на заседании секции “Туризм и гостиничный бизнес”, пока намерены пользоваться тем, что получили (в основном – сезонный приток туристов к побережью), и тем, что можно сделать по принципу “дешево и сердито”. Но достаточно ли это для того, чтобы Херсонщина стала регионом, который туристы охотно посещали бы и уезжали бы с желанием приехать снова?