Зачем переименовали Комсомольск в Горишни Плавни? Кому помешала эта звездочка в мозаике или название улицы? Если бы в 30-х годах ты сказал «Да кому мешают эти трезубцы?», тебя бы сразу отправили на расстрел. Коммунисты, чей символ ты пожалел, не церемонились с оппонентами.
Мы расскажем только об одном примере советского террора из многих: об уничтожении писателей, скульпторов, художников.
Потому что они отказывались творить в соответствии с «линией партии» и хвалить советскую власть. А если отказываются хвалить они — откажется весь народ.
Когда захватчики пытаются покорить страну, они пускают в атаку не только солдат, они атакуют национальную идентичность, меняют картину мира, борются с инакомыслием, меняют ценности. И уничтожают тех, кто эти ценности распространяет — в том числе деятелей культуры. Потому что литература, язык, культура — это точки соприкосновения, которые объединяют народ.
Становиться ли историком — воля твоя. Но элементарные познания о том, что произошло в 20-30 годах, помогут понять, что происходит сейчас.
Народу кроме политиков-полководцев нужны интеллектуальные, духовные лидеры. Ты смотришь остроумных блогеров в YouToube, читаешь злободневные колонки в Фейсбуке — так формируются твои социальные ценности. И если бы твоего любимого блогера расстреляли за пару критических строк о политике, ты бы негодовал. Но твое возмущение никак не проявилось бы, потому что и YouToube, и Фейсбук успели закрыть: остались только официальные сайты, воспевающие государственную идеологию. К примеру, сейчас интернет-пространство «корректируется» в Мьянме, Китае, Тунисе.
Интернет-цензура в мире, 2015 год. Источник: Freedom House
А в 1920-х поэты были как интернет, YouToube и Снепчат. На их мероприятия приходили послушать стихи, познакомиться, обсудить идеи развития общества. Их статьи в газетах и журналах обсуждали и передавали из рук в руки, прямо как сейчас комментируют и репостят публикации. Но что случилось потом? Репрессии, газеты под контролем большевиков, и устные каналы информации ликвидированы.
Чтобы построить страну, в которую согнали много народов, очень важно было контролировать умы. Однако эта идея и сейчас актуальна: гибридная война состоит в борьбе за мозги — чтобы ты меньше думал об изменениях, а больше заботился о себе.
Чтобы было коротко и понятно: это поколение интеллигенции, которую целенаправленно уничтожили в 20-30 годах. Почему «возрождение»: потому что в начала 20-х партия провозгласила политику украинизации — официально поддержала развитие украинского языка и культуры — и за этим последовал настоящий бум произведений родным языком, при создании которых ориентировались на европейское искусство. Почему «расстрелянное»: потому что этих деятелей расстреливали — фактически именно за то, что они писали, рисовали — творили. Часть историков считает, что украинизация и вовсе была масштабной провокацией — способом выявить сторонников украинской идеи, чтобы потом уничтожить.
Фото семьи Крушельницких, которое стало символом уничтожения украинской интеллигенции. Все запечатленные мужчины будут расстреляны в 1934-1937 годах. Источник: Википедия
Особенно часто этим термином обозначают пострадавших писателей. Впервые их произведения были опубликованы в книге под названием «Расстрелянное возрождение: Антология 1917–1933: Поэзия — проза — драма — эссе» — от него и пошло обозначение поколения уничтоженной интеллигенции.
Обложка антологии «Расстрелянное возрождение». Источник: Википедия
Вот поэтому ты сейчас читаешь европейских классиков, смотришь на картины западных художников и порой жалуешься, что у нас такого нет. И невольно приходит мысль, что украинская культура слабее иностранных. На самом деле, ситуация была бы другой, не приступи коммунисты к расстрелам по творческому признаку — в 20-х годах как раз начали зарождаться представительства модных и новаторских направлений в украинском искусстве.
В литературе (работы смотри по ссылкам):
В живописи:
Иван Падалка «Сбор Помидоров». Источник: АРТХИВ
Василь Седляр «Расстрел». Источник: Асоціація Європейських Журналістів
Слышишь фразу «убили писателя» — и вправду кажется, что Союз тут не особо выделился. Но имидж ему портит статистика убийств. Целенаправленным уничтожением деятелей искусства занимались исключительно во время сталинских репрессий.
Источник: Іменник мартиролога українського письменства // Микола Жулинський. Безодня української печалі...
Нет, все происходило постепенно. Это началось еще до того, как организовали Голодомор. 1926, Сталин пишет письмо Кагановичу: ему не нравится, что движение за украинскую культуру стало чересчур уж антироссийским.
Первый удар пришелся по людям, которые умели говорить и хотели донести до окружающих свои мысли. Вдумайся: началом украинских бед при сталинском режиме был не ужасный искусственный голод, а облава на интеллигенцию — уничтожение тех, кто стремился хотя бы словом защитить свой народ. После этого сметать остальных людей, даже не опасаясь огласки, стало проще.
Нет, за воспевание советской власти хвалили и поощряли. Но писатели не спешили слагать оды о том, чего не было. Как и современным блогерам, им было интереснее показать проблемы времени, красочно расписать, как все есть на самом деле — без фантастики про счастливые народные массы, обожающие советскую власть.
Более того — им это вроде как разрешали делать — на словах ведь развитие украинской культуры поддерживалось. Умалчивали лишь об одном: негоже какому-то там украинскому искусству развиться больше, чем российскому. А оно за 10 лет стало самым распространенным в Украине, обогнав русское, которое до этого насаживалось 300 лет.
Союз рассматривал единственно допустимую роль для писателя: он должен воспевать партию и распространять ее пропаганду. Но у самих авторов были другие мысли на этот счет: им хотелось индивидуализма, выражения чувств — собственно, того, что у нас сейчас и принято называть искусством. А заодно они доказывали, что украинская литература — самостоятельная и имеет право котироваться на мировом уровне.
Так же, как ты сейчас вступаешь в группы в соцсетях, чтобы смотреть посты и разводить ругань в комментариях, литераторы 20-х годов собирались в организации. Правда, была у них для этого еще одна прагматическая причина: на творческие организации выдавали продовольственные карточки.
Названия этих «клубов» были в советском стиле: «Ланка», «Плуг», «Молодняк», «Західна Україна». Но самым влиятельным среди них был «Гарт», позже преобразовавшийся в ВАПЛІТЕ — «Вільну Академію Пролетарської Літератури».
Печать ВАПЛІТЕ. Источник: Википедия
Именно это объединение сделало больше, чем все остальные: организовывало чтения произведений с последующим обсуждением в узком кругу, а потом еще и начало писать статьи с рассуждениями о роли писателя в обществе, будущем украинской литературы и о том, что ориентироваться в искусстве стоит на Европу, а не Россию.
Все началось с публикации лидера ВАПЛІТЕ Миколы Хвылевого, в которой он критиковал низкопробную «красную графоманию» — произведения, единственным «достоинством» которых было то, что они хвалили большевицкий строй. А потом пошел поток пререканий в журналах — он-то власть особенно и раздражал. Длились все это три года — с 1925 по 1928 — и получило гордое название «Литературная дискуссия». То есть это как ругань в комментах под постом, только разменивались там не злобными мемами, а чувственными статьями с аргументацией — их количество перевалило за 1000.
В итоге аргументация проукраинских писателей победила. Только вот радоваться было рано. Если ты решишь вести дискуссии с накачанным гопником, будь готов, что ему в конце концов надоест поток твоей умной речи и он просто засадит тебе в глаз. Приблизительно так же и случилось с нашей красноречивой интеллигенцией.
По-сути, да, и не только их. Но для начала требовалось выдумать криминальные дела: то, что какой-то писатель не рассказывает о преимуществах работы на заводе, еще не было поводом его убить. Другое дело, что поиск этого повода проходил в лучших традициях средневековой инквизиции. Если поборники религии кого угодно записывали в еретики, то поборники Союза — в буржуазные националисты.
Понемногу хватать украинскую интеллигенцию начали с 1930 года. Но массовым явлением это стало одновременно с организацией Голодомора — историки считают началом эпохи Расстрелянного возрождения 12-13 мая 1933 года, когда был арестован писатель Михаил Яловой и это стало одной из причин самоубийства Миколы Хвылевого.
Стандартным обвинением для всех арестованных были шпионаж, антисоветская деятельность, создание террористических организаций.
Самые яркие примеры:
Дело несуществующего «Союза освобождения Украины», в который втянули 474 человека, среди которых академики, историки, языковеды, писатели.
Дело такого же мифического «Украинского национального центра», который якобы хотел восстановить УНР с, что ужасней всего, капиталистическим укладом.
Дело «Контрреволюционной боротьбистской организации», которое по сути было чисткой бывших членов Украинской коммунистической партии — «конкурентов» большевиков на территории Украины.
Не будем рассказывать, каким волшебным образом умные люди, на все 1000% уверенные в своей непричастности к терроризму давали «добровольные» свидетельства о том, как создавали преступные организации. О чудесных изменениях реплик обвиняемых, которые были зафиксированы в стенограммах допросов, смотри здесь.
Протокол допроса Николая Зерова. Источник: ТСН
Не всех осужденных по липовым делам уничтожали сразу же. Самый распространенный вариант: отправляли в концлагеря на несколько десятилетий или всю жизнь. В таких диких условиях некоторые писатели еще и успевали творить: к примеру, Валерьян Подмогильный в Соловецком лагере делал переводы, писал повести, роман, а Николай Зеров завершил перевод «Энеиды» Вергилия.
Но вот в 1937 году дела украинской интеллигенции пересматривают. И решают, что больше сотни заключенных Соловецкого лагеря стоит расстрелять — убийства происходят в один день, 3 ноября.
Казацкий крест — памятник погибшим украинцам на мемориальном кладбище «Сандормох». Источник: Виртуальный музей ГУЛАГа
Все варианты были не радужными, но все же выбирать приходилось не только между «расстрелять» и «застрелиться».
Да, большинство представителей Расстрелянного возрождения попали в концлагеря и выйти из них удалось единицам. Некоторые, не выдерживая давления властей, совершили самоубийство — как Хвылевой. Но некоторым повезло не попасть в тюрьмы сразу, и они предпочли чем-то пожертвовать, чтобы остаться в живых. Отказываться при этом доводилось или от привязанности к родным местам, или от идеологических принципов.
Итак, некоторые эмигрировали. При этом они продолжили развивать украинское искусство за рубежом: к примеру, творчество Пражской школы. Живя в Европе или Америке, они продолжали следить за новостями из Украины, выступать с критикой большевизма и даже писать письма руководителям СССР — так Владимир Винниченко из Франции пытался вести диалог со Сталиным, правда ответов на свои письма не получил.
Другие предпочли быстро переориентироваться на воспевание партии. Так сделал Павло Тычина, в критический момент написавший стих «Партия ведет». До сих пор обсуждают, как же он решился умереть как поет, чтобы жить в принципе.
Владимир Винниченко около своего дома во Франции. Источник: Україна молода
Забыть и замолчать было в духе Союза. Но в конце 1950-х случилась десталинизация, дела времен репрессий подняли и пересмотрели. Тогда большинство осужденных признали жертвами и реабилитировали. Для многих признание властью своей неправоты уже ничего не значило, поскольку реабилитация происходила посмертно. Если кому и посчастливилось пережить два десятилетия между арестом и установлением невиновности, то их здоровье было уже не вернуть. Так, Остап Вишня умер через год после того, как был реабилитирован.
Справка о реабилитации Николая Зерова. Источник: ТСН
Да и признание преступлений сталинского режима вовсе не обозначало, что о них публично расскажут и допустят обывателей к творчеству несправедливо осужденных. Информацию о судебных процессах начали рассекречивать только в 1990-х и до сих пор продолжают. А произведения репрессированных в Союзе или запрещались, или считались «нежелательными к ознакомлению». Что же касается погибших деятелей науки и искусства — предпочитали молчать, что такие вообще существовали, а там уже и разницы нет, как они умерли.
Если писателям к моменту реабилитации удавалось выжить, а их произведения вписывались в идеологию соцреализма, то их произведения, так и быть, признавались и издавались. Даже были случаи, когда они попадали в школьную программу — так случилось с некоторыми пьесами Николая Кулиша.
Есть такое. Но это не из-за любви к истории — сами устали в школе и универе слушать о деятелях украинской политики и культуры. Но вот сейчас переименовывают улицы, на которых мы живем — и надо понимать, почему. Если название в честь «героя»-коммуниста — о чьей биографии ты даже никогда не слышал — то его имя стоит среди имен таких вот убийц мирного населения — это еще если он сам в этом процессе не участвовал. А мозаика со звездочкой, серпом и молотом — символ тех самых коммунистов, которые проводили массовые расстрелы писателей и художников. Это знак террора — сейчас мы тебе привели лишь пример уничтожения интеллигенции, но убийств было намного больше. И вряд ли символ сотен убийств будет тебя рабовать и поднимать настроение.
—
Опубликовано в издании Businessviews