Підтримати нас

Дешевая картошка не помогла

Vgoru
Автор статті
19 листопада 2015 11:06
637
Поширити:

Все, что происходило в конце 2013-го и начале 2014-го года на Майдане,  вся борьба украинцев за реальную независимость своей страны были не напрасны. Усилия и жертвы были не впустую. Страна меняется. Пусть и не так, как этого хотелось бы некоторым нашим радикально или излишне оптимистично настроенным согражданам. 

Владимир Миколаенко, за которого проголосовали 37 532 избирателя сохранил за собой кресло Херсонского городского головы. За его конкурента Владислава Мангера проголосовали 15 697 херсонцев.

Все решили «галочки»

По мнению экспертов, нет никаких оснований не считать этот результат честным, полученным без фальсификаций и манипуляций.

Потому перемены произошли ощутимые, и затрагивают они в том числе и “святая святых” – формирование органов представительской власти. И касается это, к счастью, не только Херсона.

То есть, появились очень обнадеживающие предпосылки, что выборы в Украине будут проводить, а не “делать”. Чувствуете разницу? Решающее значение будут иметь “галочки”, поставленные избирателями в бюллетенях, а не кулуарные договоренности или капризы какого-либо “большого папы”. Разумеется, говорить о стопроцентной победе демократии еще рановато, но, повторюсь, появились очень обнадеживающие предпосылки.

Эксперты однозначно признали – в Херсоне выборы в местные органы власти были скучными с точки зрения количества выявленных нарушений. Они имели место, но не в таком колоссальном количестве и не такие вопиющие, как это было еще недавно. А второй тур выборов руководитель Херсонской областной организации Комитета избирателей Украины (ХОО КИУ) Дементий Белый вообще назвал “самыми спокойными и открытыми выборами из тех, что проводились в Херсоне”.

Спасительная пассивность

Стоит отметить, что очевидного фаворита избирательной гонки не было, интрига сохранялась до последнего. Ведь оба вышедших во второй тур кандидата конкурировали фактически на одном электоральном поле: боролись за доверие людей, голосующих за политические силы демократического и национально-патриотического толка.

Из-за отказа выдвиженца партии “Наш край” Владимира Сальдо (второе место в первом туре) от участия во втором туре и в результате этого попадания на “финишную прямую” действующего городского головы Владимира Миколаенко (набрал в первом туре наибольшее количество голосов) и выдвиженца партии “Батькивщина” Владислава Мангера (занял в первом туре третье место) немало избирателей утратили интерес к выборам. Это – люди, голосовавшие за Владимира Сальдо в первом туре. Для них не было “своего” кандидата, соответствовавшего их политическим взглядам и убеждениям.

Впрочем, Владислав Мангер попытался использовать излюбленный прием партий, электорат которых – не идейные избиратели, а люди, падкие на “халяву”. Напомним, под эгидой кандидата прошла ярмарка, на которой продавали дешевые овощи, работали передвижные торговые точки с таким же ассортиментом и такими же ценами (примерно вдвое ниже рыночных).

Херсонцы (в основном – пенсионеры) охотно покупали за полцены картошку, капусту, лук и свеклу. Но эта активность не конвертировалась в активность на избирательных участках и в нужное организатору распродаж количество отметок в бюллетенях напротив его фамилии.

Впрочем, провальные попытки заигрывать с чужим электоратом – фирменная “фишка” ВО “Батькивщина”. Вспомним хотя бы роковую для политической карьеры Юлии Тимошенко попытку стать своей для донбасских шахтеров во время президентских выборов 2009 года. А каков “поп”...

По мнению, экспертов, все это отчасти обусловило низкую явку избирателей во втором туре – 20,4% или 54 939 избирателей из 269 959, зарегистрированных в Херсоне.

Говоря о явке, Дементий Белый отметил, что этот показатель был прогнозируемым. Эксперты отмечали, что пассивность херсонских избирателей имела и определенные... положительные последствия.

“Будь явка высокой, комиссии столкнулись бы с колоссальными трудностями, так как материально-техническое обеспечение выборов не выдерживало никакой критики: не хватало кабинок и урн для голосования, бумаги и канцелярских принадлежностей. На некоторых участках, где зарегистрированы две и более тысячи избирателей, комиссии располагались в очень маленьких помещениях, и нетрудно представить, что там творилось бы, если б проголосовала даже половина избирателей”, – отметил эксперт ХОО КИУ Александр Мошнягул.

Красные шарфики и «журналисты»

Наиболее активным “поставщиком” нарушений избирательного законодательства были, по словам экспертов, ВО “Батькивщина” и штаб Владислава Мангера. На участки приходили люди, представлявшиеся уполномоченными от ВО “Батькивщина”, но их присутствие там противоречило законодательству. Потому члены комиссий и наблюдатели просили “уполномоченных” покинуть участки, а чаще всего их просто не пускали. Впрочем, некоторые “уполномоченные” вскоре снова появлялись, но уже – с удостоверениями внештатных корреспондентов издания “Херсонские факты”, которое причисляют к сфере интересов Владислава Мангера.

“Такие “корреспонденты” явно были наблюдателями. При том, что официальных наблюдателей оба кандидата выставили очень мало: на большинстве участков их вообще не было. Похоже, кандидаты понадеялись на то, что каждого из них представляет по 50 % членов комиссий. Однако недостаточное количество официальных наблюдателей – серьезный просчет. Нередко именно принципиальные и эффективно работающие наблюдатели, имеющие соответствующие полномочия, предотвращают фальсификации и другие нарушения во время выборов”, – сказал Дементий Белый.

На нескольких участках члены комиссий, представлявшие одного из кандидатов, находились на рабочих местах в шелковых красных шарфиках. Такие же шарфики ранее были на продавцах, торговавших овощами под эгидой Владислава Мангера. То есть, имела место попытка вызвать у избирателей “условный рефлекс”, напомнить, благодаря кому они стали счастливыми обладателями дешевого “борщевого набора”.

После вмешательства наблюдателей от общественных организаций, разъяснивших, что шарфики на членах комиссий – это агитация в день голосования и, следовательно, нарушение закона, представители кандидата избавлялись от аксессуара. Правда, сделали это не все. На одном из участков (№ 650639) председатель и один из членов комиссии наотрез отказались снимать шарфики, ссылаясь на... указание штаба.

А если б штаб попытался заставить членов комиссий работать на участках в белых халатах и шапочках с красным крестом, чтоб напоминать избирателям о “бесплатных анализах”, люди тоже беспрекословно выполнили бы это указание?

Распространенным нарушением было и преждевременное частичное заполнение протокола итогового заседания участковой избирательной комиссии. Закон требует, чтоб протокол заполнялся после окончания голосования и закрытия участка.

Как рассказали наблюдатели, сотрудники комиссий в основном адекватно реагировали на замечания и уничтожали преждевременно заполненные протоколы. Только на одном участке (№ 650652, находился в СШ № 37) комиссия злостно нарушала закон: сначала член комиссии уничтожила преждевременно заполненные протоколы, но когда спустя несколько часов мобильная группа наблюдателей ХОО КИУ опять приехала на участок, оказалось, что протоколы снова частично заполнены. По факту нарушения был составлен акт.

Однако выявленные нарушения не повлияли на результат голосования в целом. Как отметили эксперты и Комитета избирателей, и сети ОПОРА, нынешняя избирательная кампания по сравнению с предыдущими прошла с рекордно низким количеством нарушений. Хочется верить, что это не единичный прецедент, а начало хорошей тенденции, начало изменений к лучшему.

Більше новин читайте на нашому телеграм каналі
Поширити:
ЗАРАЗ ЧИТАЮТЬ
ЧИТАЙТЕ ТАКОЖ
ОСТАННІ НОВИНИ