Живет на Херсонщине мастерица - Надежда Андреевна Байша (Шевченко). Ее вышитые крестиком иконы и картины часто можно увидеть на выставках народно-прикладного искусства, на стенах квартир и государственных учреждений. И все они – подарены от чистого сердца.
Надежда Андреевна говорит, что когда выставка планируется, к ней и из сельсовета за работами приходят, и из библиотеки. Она никогда не отказывала, единственно, просит всегда картины вернуть:
- Отдавать работы на выставку насовсем - мне как-то жалко было. Столько трудилась, а они ведь берут для отчета. Хотя кому-то подарить, наоборот, не жалко, а приятно. Кому на новоселье, кому на день рождения, кому просто, при случае. Поговорю с хорошим человеком и хочется ему приятное сделать. Человек доволен, радуется и мне на сердце тепло, хоть какую пользу людям приносишь. Картин пятьсот уже, наверное, раздарила.
Научилась вышивать Надежна Андреевна еще в детстве, в школе много вышивала. Но потом – учеба в институте, работа, двое деток, домашнее хозяйство... Тридцать лет женщина проработала в Ушкалке заведующей током. Сейчас ей уже 71 год, живет в селе одна. Второго мужа похоронила 7 лет назад. Сын со своей семьей в Челябинске, дочка – в Запорожье. Маме помогают, поддерживают, но и она старается для них: держит и гусей, и кур, а летом еще уток берет. Свинка скоро уже должна опороситься. Еще есть 40 соток огорода, и на них Надежна Андреевна уже посадила картошку.
- Я и вышивать начала потому, что 12 лет назад в больницу с инфарктом попала, - улыбается мастерица. - У меня такой характер, что не могу без дела, все время надо двигаться. А тут на койке лежу. День, второй… Дочка Юля приехала, я сразу к ней: «Придумай что-нибудь, нет сил уже в потолок смотреть». Она мне нитки и привезла. И с того времени, как минутка свободная, сажусь и вышиваю. Порой как начну, так и часов до 2 ночи могу сидеть, пока иголка из рук не падает. Считаю крестики и вышиваю, это успокаивает меня очень. И вот что удивительно. Я не могу сказать, что совсем не верующая. Но и так, чтоб верила сильно, тоже нет, поклоны не бью. И всякие картины вышиваю: и природу, и животных. Но как икону начинаю вышивать, говорю: «Господи, помоги». И она всегда получается идеальной…
Сейчас мастерица вышивает крестиком картину «Белый замок». Следующая на очереди – икона «Рождество», Богородица с младенцем. Это будет подарок для дочери, которая готовится второй раз стать матерью. Надежда Андреевна говорит, что дочка Юля ее дважды возвращала к новой жизни. Второй раз было, когда в больницу принесла мулине, а первый – более сорока лет назад:
- Моего первого мужа после горного института направили по распределению на Урал, в Челябинск, - вспоминает Надежда Андреевна.- У нас уже сын тогда был, поехали все вместе туда. А там, наверно из-за резкой смены климата, заболела сильно. Сначала гриппом, после него начали осложнения, постоянные ОРЗ, катар верхних дыхательных путей, бронхиты. Так ослабела, что закончилось все это обследованием в тубдиспансере. Муж испугался, сказал, что с чахоточной жить не будет. И ушел. Только оставил медсестре номер телефона, чтоб позвонили ему, когда жена умрет. На Урале тогда татар было много, немцев, русских. А украинцев - почти никого, - вспоминает Надежда Андреевна. - Забудусь, забалакаю українською. приставать начинают: «А ну-ка, ну скажи еще что-нибудь». А когда попала в больницу, пришла в палату завотделением, Вера Семеновна Мартыненко – никогда ее не забуду. Высокая, крупная русоволосая женщина, внешне вроде как грубоватая. Села возле меня на кровати и говорит так ласково: «Відкіля ти, дитино?» Я аж заплакала, кинулась к ней, как к родной матери. А она: «Тихо, тихо, не плач. Все буде добре. Другу дитину народиш і одужаєш»…
Так и случилось. Через год у Надежды Андреевны родилась дочка Юля и болезнь отступила.