Підтримати нас

Прогулка в Антарктиду

Vgoru
29 грудня 2010
Поширити:

Прогулка в Антарктиду


Елена Пименова, “Вгору”
Мог ли простой матрос Николай Мельник представить, что вместе с лучшими учеными Советского Союза отправится в кругосветное путешествие?
Коля вырос в обычной семье. Отец работал токарем, мама – почтальоном. В школе учился, как и все мальчишки. По математике, физике и другим основным предметам перебивался с двойки на тройку. Но зато по физкультуре и трудам всегда была твердая пятерка. Парень хотел пойти по стопам отца и работать токарем на заводе. Шли годы. Молодой человек пошел в училище осваивать профессию. А тут незаметно подоспело время служить в армии.
Как-то на одном из медосмотров в военкомате у парнишки спросили, где бы он хотел служить. Друг Коли в это время охранял государство на флоте, и в красках рассказывал, как же здорово быть моряком. Поэтому парень, не задумываясь, ответил: “Хочу в моряки!” Служить он отправился в Севастополь.
Парень попал в отряд к водолазам. Но учили его не только погружаться в скафандре, но и сваривать металл под толщей воды. Работа нелегкая и опасная. Отбирали практически как в космонавты. Ребят испытывали и водой, и давлением, и даже в трубочку дышать приходилось – проверяли силу легких.

Только для избранных
И вот в 1982 году пригласили Николая Мельника в кругосветное путешествие. Исследователи отправлялись по маршруту экспедиции Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева. Путешествие этих первооткрывателей проходило в сложнейших условиях – в морях южного полюса. Их кругосветка подтвердила тогда факт существования Антарктиды. Именно этот непростой путь собирались повторить советские исследователи.
Как оказалось, в экспедицию брали далеко не всех желающих. В это путешествие не взяли даже известнейшего исследователя и путешественника Юрия Сенкевича. Зато на один из кораблей попал матрос Николай Мельник. Как он сам признается, ехать не хотел. Но приказы начальства не обсуждаются. Но потом он ни на минуту не пожалел, что отправился в кругосветное путешествие вместе с тремя сотнями человек. На исследовательских судах были ученые из многих институтов Союза. Ходили слухи, что во время этой экспедиции они искали руду для каких-то секретных целей.
Но сейчас не об этом.Николай Федорович вспоминает, что все исследователи ни с командой, ни друг с другом почти не разговаривали. Самыми общительными оказались киевские ученые. Они показывали любопытному матросу находки со дна океана. За все время молодому водолазу так и не пришлось воспользоваться своими навыками подводной сварки. И дело даже не в том, что корабли в этом не нуждались. Просто необходимого специфического оборудования не было.

День Нептуна
По многовековой традиции, День Нептуна отмечается, когда корабль пересекает экватор. Экспедиция традиций нарушать не стала.
– В этот день все было, как положено: и Нептун, и русалки, и черти. Всех, кто первый раз пересекал экватор, измазали до неузнаваемости. После искупали в бочке. А в финале нужно было выпить морской водицы. Ее набирали прямо в океане. И мы все ее пили. Правда с добавлением спирта, – вспоминает Николай Мельник.
После обряда всем “посвященным” выдали бумаги, подписанные самим Нептуном. Этот документ защищал моряка от немилости природы. А самое главное – владельцу грамоты больше не надо было пить соленой океанской воды.

В плену стихии
Чтобы добраться до основного пункта назначения – Антарктиды – оставалось пройти “Ревущие сороковые”. Так называют один из самых опасных участков Мирового океана – пролив Дрейка.
– Эти широты славятся своими девятибалльными штормами. Нам “повезло” больше – экспедицию встречал 12- бальный шторм. Многотонные корабли бросало из стороны в сторону, как игрушечные. В каютах все было вверх дном, экипаж в прямом смысле “летал” по судну. Потрепало нас капитально, – вспоминает Николай Федорович. В тот момент всем, даже бывалым морякам, стало страшно. Никто не знал, что за приговор вынесет двум кораблям бушующий океан…
– Когда буря немного улеглась, – рассказывает Николай Мельник, – стали заделывать повреждения. Но приходилось одной рукой за что-то держаться, чтобы не смыло десятиметровой волной, а другой рукой сваривать.
После покорения самого широкого пролива в мире матрос Мельник получил право носить в ухе золотую серьгу.
И вот, когда исследователи преодолели один из самых жестоких и коварных участков пути, начались льды. Приближались к Антарктиде.

Следы невиданных зверей
Корабли с учеными добрались до ледяного царства. Экипаж отправился на полярную станцию.
– Мне, как водолазу, полярники тут же нашли применение. Попросили понырять за растениями. Да и животных поразглядывать, – говорит Николай Федорович. – Я натянул скафандр и полез в воду. А вода – кристально чистая. Даже дно просматривалось. Но тут мне стали сигналить, чтобы я вылезал. Ребята сказали, что видели в воде большую тень. Как только я выбрался на берег и снял все снаряжение, из воды показалась голова морского леопарда.
Зверь с подозрением и недовольством посмотрел на матросов своими черными глазками, фыркнул и скрылся подо льдом. Николай снова стал надевать обмундирование и готовиться к погружению. И тут леопард опять решил посмотреть на незваных гостей. После нескольких таких косых взглядов морского животного Николай не решился больше посягать на территорию трехметрового хищника.
Много диковинных животных увидел парень с Украины. Как-то раз вместе с товарищами набрел на отдыхающую семью морских слонов: папа, мама и их чадо. Вначале отец семейства ревел и упорно не хотел позировать перед камерой. Когда могучий слон понял, что сопротивляться бесполезно, пополз в ледяную воду. Мамаша с детенышем, снисходительно посмотрев на молодых и любопытных моряков, вальяжно раскинулась на гальке и позволила парням запечатлеть себя для истории.
Самыми смешными оказались пингвины.
– Они почти ручные. Человека не боятся, разрешают себя гладить и брать на руки. Они очень любопытные! А если видят фотоаппарат, начинают по-настоящему позировать!, – с улыбкой вспоминает Николай Федорович.

Первооткрыватели
Во время кругосветной экспедиции 82-83 гг. открыли новое местонахождение точки Южного магнитного полюса. Причастным к этому историческому событию оказался и Николай Мельник. Он вместе с другом даже написал письмо будущим поколениям. В этом послании молодые люди призывали “вести активную борьбу за мир, за светлое будущее всего человечества”. Листок бумаги закрыли в бутылке и бросили в морскую пучину. Возможно, это письмо уже нашло адресата. А может эта бутылка все еще бороздит просторы морей и океанов…
Кругосветное путешествие – это не только возможность увидеть новые страны и континенты, но и познакомиться с новыми культурами. В частности, с самыми разными кухнями.
– Экзотическими блюдами особо не питались. У берегов Новой Зеландии ловили непонятную рыбу. Мы не знали, как эти большие серебристые туши называются, поэтому называли их просто “карасями”. Хотя на обычных карасей они совершенно не похожи. Но очень вкусные. А потом мы на спор ловили акул. Кто больше поймает. Но акул мы на вкус не пробовали. Наш кок не знал, как их правильно готовить, – делится воспоминаниями Николай Федорович.

Прямо по курсу – дом
После четырех с половиной месяцев “прогулки” по водным просторам планеты исследователи возвращались к родным берегам.
Николаю, как участнику кругосветки, выдали медаль. Их во всем мире всего 300 экземпляров. В армии пожали руку, поблагодарили за службу и дали 10 дней отпуска. К слову, один из отчетов об экспедиции писал именно Николай Мельник. И этот документ вместе с многочисленными фотографиями отправился в Москву.
– Мы были военными, и денег нам за экспедицию практически не платили. Да и сувениров особых я домой не привозил. Зато привез своим сослуживцам ящик апельсинов и много фотографий, – говорит мореплаватель.
Друзья с завистью слушали рассказы обо всех приключениях молодого матроса. А потом эти друзья, чтобы произвести впечатление на девушек, с таким же энтузиазмом рассказывали эти истории им. И дамы думали, что их кавалеры недавно вернулись из кругосветного путешествия.
После армии Николай Мельник хотел устроиться работать водолазом-сварщиком. Но вакансий не было. Переехал в Херсон. А там понеслась – работа, семья, ребенок. Всю жизнь трудился токарем на заводе. Но путешествие по маршруту первооткрывателей Антарктиды по-прежнему остается одним из самых ярких впечатлений его жизни.
Прогулка в Антарктиду
ОСТАННІ НОВИНИ