Підтримати нас

По кирпичику, по плитке...

Автор статті
28 березня 2016 11:00
637
Поширити:

На прошлой неделе Херсон облетела новость, что со двора Екатерининского собора пропала ровесница города – уникальная итальянская плитка, привезенная еще во времена основателей нашей крепости со склонов Везувия.

Прихожане храма видели, что рабочие сняли старинные туфовые плиты, которыми был вымощен участок двора, забетонировали площадки и дорожки, а потом поверху стали выкладывать современную плитку.

А куда подевалась прежняя, никто из них ответить не смог.

Разгорелся настоящий скандал, новость бурно обсуждали и в СМИ, и в соцсетях, и в кабинетах. Негодовали не только специалисты: историки, краеведы, архитекторы, но и обычные херсонцы.  И еще бы не негодовать!

Эти туфовые плиты – не просто “какой-то кусочек” нашей истории.

В 18 веке они были пределом совершенства мощения, уже не говоря об их дороговизне.

У нас этими плитами была застелена лишь одна улица во всём городе, самая важная – Дворцовая. Она пересекала всю крепость от Очаковских до Московских ворот. Только по ней можно было попасть из центра города на Военный форштадт.

Распространена версия, что привозили ее в качестве балласта на торговых кораблях. Брусчатку (для булыжных мостовых) – возможно, но эти плиты, несомненно, везли под заказ.

В отчетах городского хозяйства начала ХІХ века писали, что хорошо бы и другие улицы города мостить такими плитами, но поскольку средств у города не было, приходилось стелить плиты известняка. Этот материал был крайне неудобным и быстро крошился, превращаясь в пыль от копыт лошадей и железных ободов телег и карет.

И только после этого стали использовать брусчатку, которая в наши дни сохранилась только на Кошевом спуске.

А мощение Дворцовой улицы  потомки постепенно разобрали, да и самой улицы после Второй мировой войны уже не стало. Отдельные плиты, кстати, еще можно встретить в старом городе во дворах, у Лебединого озера в парке. Но мощение вокруг Екатерининского собора оставалось единственным цельным уголком той эпохи, когда Херсон только возникал.

И у этой плитки – удивительные физические свойства: она в жару не накаляется, только приятно теплеет, не деформируется под весом прохожих и проезжих, а лишь мягко пружинит, как бы вздыхая. И благодаря такой потрясающей упругости и стойкости она пережила века. Но чуть не стала жертвой “дизайнеров от современности” .

Как нам стало известно из компетентных источников, замостить полностью двор храма современной плиткой – инициатива настоятеля Екатерининского собора отца Петра.

Городские власти теперь пытаются вернуть останки памятника (еще подвалы дома уцелели) в собственность государства...

Итальянскими плитами была вымощена не вся территория, ее не хватило бы на новые дорожки. А тут один из прихожан сделал богоугодное дело: подарил храму современную  тротуарную плитку, но она по размеру отличается, крупнее. Поэтому и решили старинную убрать, чтобы вымостить все одинаковыми – “чтоб было ровно, красиво”. Этим и занимались рабочие.

– Но раз старые плиты имеют такое огромное историческое значение, то мы их вернём, а остальное пространство домостим новой плиткой – пообещал отец Петр.

А если бы неравнодушные к истории родины прихожане не подняли шум, не начали “бить в колокола”, где оказалось бы старинное, историческое мощение? На мусорной свалке, во дворе чьего-то особняка?

Хотим развивать туризм, быть “привлекательными”, но что останется от города, если его настоящая история будет исчезать такими “темпами”, заменяясь уродливыми “новоделами”  или подделками “под старину” ?

Мы и так уже много потеряли. Например, был когда-то в крепости, еще при нашей памяти, Пороховой погреб, – памятник истории.

И вот что теперь пишут о нем туристы: “Видел его фотографии, хотел побывать, но не нашел. Местные жители подсказали, – он там, где кафе. Зашел. Стариной и не пахнет…”

Все, что сейчас осталось от здания Херсонского адмиралтейства,– это бытовой мусор, стройматериалы и бездомные собаки. А ведь там начиналась история Черноморского флота, там проектировали, чертили, разрабатывали и спустили на воду порядка 180 боевых кораблей. После ликвидации Адмиралтейства в 1827 году это здание принадлежало начальнику Херсонского морского порта. А в 2010 году оно “вдруг”, стало частным, и его начали разбирать – под строительство на этом месте “элитного дома”. Городские власти теперь пытаются вернуть останки памятника (еще подвалы дома уцелели) в собственность государства, да вот “застройщики исчезли”.

Зияют слепыми провалами уцелевшие кое-где стены бывших зданий филармонии и кинотеатра “Коминтерн”  – также памятников архитектуры.

На ул. Краснофлотской (ныне Богородицкая), была уцелевшая часть одного из старейших домов Херсона, со вмонтированным в стену известняковым монолитом. На монолите надпись: “Дом майора Леонтовича. 1782 год”. Теперь этот монолит хранится в музее. Хорошо, что хоть там, а не в чьем-то огороде.  Да что там говорить – раньше, когда к нам приезжали в город гости, мы обязательно гуляли вместе на Суворовской. Это было традиция, торжественный вечерний “ритуал”. А теперь, стыдно сказать, – везем на окраину города, развлекаться на “Фабрике”. Как будто у них нет подобных торговых центров. А все потому, что исторический центр с уродливым монстром “Суворовский”, с соседним недостроем Бурды и грязно шелушащимися объявлениями заборами напротив – показывать еще позорнее.

Увы. Как от глобального потепления мельчают и тают сейчас на планете ледяные шапки полюсов, так и история нашего города, его память, наследие наших предков стремительно исчезают от глобального херсонского “крысиного”  инстинкта – урвать себе в норку все, за что цепляется глаз, а если утащить не получится, то хотя бы надкусить.

Більше новин читайте на нашому телеграм каналі
Поширити:
ЗАРАЗ ЧИТАЮТЬ
ЧИТАЙТЕ ТАКОЖ
ОСТАННІ НОВИНИ