Підтримати нас

Детство по механической стрелке

Автор статті
20 жовтня 2011 10:39
529
Поширити:

Трудно представить, что в наше время десятилетних детей спускают в самопальные шахты-"копанки" для нелегальной добычи угля.
Но в Донецке такие дети, работая на свой страх и риск, зачастую становятся единственными кормильцами в семье. А на Херсонщине дети с двенадцати лет работают по двенадцать часов в поле в сорокаградусную жару, в результате получают копейки и рады даже этим мизерным сезонным заработкам.

Известен случай, когда новокаховский фермер завёз целый микроавтобус подростков с Западной Украины и буквально силой удерживал их на своей ферме. "Вгору" об этом писала (№6 (332) «Каховский рабовладелец арестован»). Детей, без денег и документов, разместили в бараке рядом с курятником. Они сами должны были готовить себе еду на одноконфорочной плите, спали, где придётся, и даже на полу. Если надсмотрщикам не нравилось, как дети работают – их штрафовали, урезая зарплату. В итоге, при первом расчёте "работники" получили больше долгов, чем денег. Надежда сбежать после первой получки растаяла, как мираж.
Но и это – не предел беззакония. В детский труд нередко примешиваются услуги сексуального характера. Несмышлёный мальчик, из Богом забытого села, зарабатывал копейки массажем, который он делал "дяде из города". Дядя делал массажисту подарки, а летом вывозил на море, где тот зарабатывал "по-настоящему", делая массаж "другим дядям". И подобные работодатели, даже при условии привлечения к админответственности, легко откупаются штрафом от 300 до 800 грн. Только в случае доказанного факта принуждения к работам, повлекшим травмы или смерть – их могут привлечь к уголовной ответственности и лишению свободы до пяти лет, но такие случаи исключительно редки.
За первые 8 месяцев 2011 года херсонский центр занятости принял на учет 30733 безработных, и это только официальная статистика. Большинство клиентов – работоспособные мужчины. Женщины чаще готовы работать неофициально, мириться с низкой зарплатой, бесперспективностью, ужасными условиями труда. Но вот где статистика действительно слепа – так это в сфере детского труда. Дети работают в полупреступных условиях, без какой-либо правовой защиты, и зачастую сами прикрывают своих рабовладельцев, в страхе потерять работу или просто боясь расправы. А тем временем чиновники и некоторые общественные деятели "не видят проблемы в том, что дети учатся жить".
Член правления Херсонского областного центра "Успішна жінка" и директор "Транзитно-реінтеграційного центру" для потерпевших от торговли людьми Анжела Литвиненко сейчас работает в проекте "Надання освітніх послуг та інших додаткових послуг в громадах с. Ст. Збур'ївка Голопристанського району та с. Обривки, с. Маслівка для дітей, які були задіяні у найгірших формах дитячої праці". Проект действует с апреля, и уже на первых этапах, на тренингах с преподавателями школ, руководством сёл, выяснилось, что треть участников за то, чтобы дети работали как можно больше и по возможности обеспечивали себя сами!
Точка зрения Анжелы Литвиненко: "Работая с раннего возраста, забывая об учёбе, не видя других перспектив, кроме выращивания животных или овощей, дети попадают в замкнутый круг – круг бедности. Оторванные от школы, они не получают образования, в результате не могут устроиться на нормальную работу, вынуждены в поте лица трудиться за копейки, сводить концы с концами в нищете. И такие "новые граждане" Украины, в свою очередь, не смогут обеспечить образование собственным детям. Замыкая "круг бедности" сейчас, мы способствуем обеднению экономики нашей и без того слабой страны в будущем".
Проблема детского труда касается не только сёл. Но именно тут она обнажается особенно остро. В селе, особенно если ребёнок растёт в неблагополучной семье, выбора практически нет: либо смириться с жизнью впроголодь в непротопленной хате с пьющими родителями и, наперекор судьбе, все силы вложить в учёбу, чтобы вырваться из оков нищеты; либо идти в поле или на ферму, соглашаясь на мизерную оплату, работать весь световой день с надеждой скопить на собственное хозяйство или, в крайнем случае, побег. И зачастую ребёнок выбирает последнее, тем более что работодателю это выгодно – дети не пьют, не курят и в работе соревнуются со взрослыми. Во многих многодетных сельских семьях считается совсем не предосудительным, если старшие девочки "выходят на трассу" для подработки.
Проект "Успішної жінки" охватывает всего 3 села, всего 50 неблагополучных детей, но это огромный шаг вперёд в проблеме слепого игнорирования прав детей. Первый этап работы с детьми проходил с мая по июнь нынешнего года: для них при школах были организованы дополнительные занятия по предметам, где нужно было наверстать упущенное перед экзаменами. С этим помогли преподаватели местных школ, которые бескорыстно проводили консультации. Психологи и участники проекта параллельно приложили немало усилий, чтобы разрушить так называемое "тоннельное сознание" ребят – при котором они не видят ни выбора, ни выхода, а движутся вперёд бессознательно, проживая день за днём механически, по часовой стрелке. Организованные "Успішною жінкою" курсы специальностей (столярной, кройки и шитья) вдохнули в детей новую жизнь. Мать одного мальчика, который решил участвовать в программе только ради дополнительной кормёжки, со слезами рассказывала, как сын вернулся с табуреткой, сделанной собственными руками. До этого она не верила в своё дитя, считала его безнадёжным бездарем, да он и сам, выслушивая лишь упрёки и оскорбления, уверился, что это так. И только на курсах понял, что на что-то способен, что может быть полезен и почувствовал силу.
В рамках программы дети выезжали на "Таврийские хутора" в Голой Пристани, где воочию увидели, как жили их предки, попробовали собственными руками сделать глиняный кувшин или выковать подкову. Такие впечатления очень редки для сельских подростков, которые и телевизор-то видят не часто.
Почему наши дети в наши дни растут обречёнными рабами? Многие отговариваются, что есть масса служб, вот пусть они и думают, меня эта проблема не касается. И проще отвернуться от ребёнка, торгующего креветками на пляже в палящий полдень, чем "о чём-то думать". Но МЫ живём в этой стране, и эти службы созданы нами. Если они не работают – значит, мы что-то сделали не так. Так, может, потому и отворачиваемся, что стыдно?

Новини

Поширити:
ЗАРАЗ ЧИТАЮТЬ
ЧИТАЙТЕ ТАКОЖ
ОСТАННІ НОВИНИ